Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Пророк ﷺ был решительно настроен прислушаться к ним и укрепить связи между Исламом и христианством. Он считал неизбежным, что призывающие к религии люди должны быть свободны в своем призыве. Если люди хотели, они могли войти в Ислам, в противном случае могли его оставить. Необходимо было предоставить разумные возможности для объяснения людям того, к чему их призывают. Однако отрубать головы призывающим и создавать им преграды — такого Ислам не мог допустить.
Римляне в Шаме, Ираке, Египте и других регионах были захватчиками, они не были связаны с коренным населением этих земель ничем, кроме экономического и культурного навязывания интересов.
Тот, кто отвергает Ислам и противостоит его распространению севернее, должен спросить самого себя, почему он молчит касательно движения римлян в сторону востока, а также о путях, которыми они пытались утвердить свою власть в поверженных городах? Посему не являются несправедливыми и предосудительными стремления Пророка.
Пусть разные убеждения объясняют сами себя, притягивают к себе народы или отталкивают. Однако попытка Пророка донести до людей Божий призыв получила военный отпор.
Государство римлян не открывало заграждения клеток для жертв, притесняемых и испытывающих внутри них волнение. А также церковь римлян не готова была принять новое веяние. Римляне сочли нужным вновь нанести удар по Исламу севернее полуострова, загнав его туда, откуда он пришел, и не дать выйти за свои границы. И тогда церковь будет единолично властвовать над сердцами людей, а звон колоколов не будет смешиваться с голосом муадзина, призывающего к Единобожию, молитве и спасению.
К Пророку ﷺ в Медине приходили сообщения об умонастроениях римлян. К сожалению, история христианства с момента обретения им власти и правления над другими демонстрировала враждебный настрой духовенства к иным убеждениям. Пророк не видел иного выхода, кроме как созвать людей на битву. Подготовка пришлась на период сильной засухи и жары. Отправка войска к тем землям требовала огромных затрат и колоссальных усилий.
Столкнуться с римлянами — не одно и то же, что сразиться с племенем, имеющим ограниченное число людей и снаряжения. Напротив, это длительная и сложная борьба с государством, которое распространяет свою власть на все континенты и обладает множеством людских и экономических ресурсов.
Однако люди убеждения не отступают перед трудностями. Молчание в ответ на брошенный со стороны христиан вызов было бы согласием на добровольную погибель. Мусульмане были обязаны проявить силу и встретить будущее, что бы оно ни уготовило.
Тяжелые обстоятельства при подготовке стали причиной тому, что войско мусульман получило название Войско тягости. Аяты о походе, ниспосланные Аллахом в Священном Писании, являются самыми длинными из всех, что были о битвах мусульман. Они начинаются с призыва проявить усердие и ответить на брошенный Исламу со стороны христиан вызов. В них Аллах дает понять, каков будет исход для верующих в случае пассивности, отклонения от своих обязательств, незначительной беспечности в вопросе защиты религии и Пророка. Отступление перед трудностями сражения с римлянами рассматривается как шаг к вероотступничеству и лицемерию.
«Верующие! Что с вами случилось, когда призвали вас [взяться за оружие] на Божьем пути?! [Что случилось? Ведь вам было сказано без промедления выступить мобильным ополчением на Божьем пути!] Что же вы встали как вкопанные (опешили, замедлили ход и остановились)?! Вы решили ограничиться лишь мирским [сказав, мол, моя хата с краю, ничего не знаю]. Если сравнивать мирское с вечным, то мирское ничтожно мало [это абсолютно невыгодный обмен].
Если вы не выйдете [вместе с Пророком для защиты своего настоящего и будущего], тогда заслужите болезненное наказание. Он заменит вас другими [которые помогут Пророку довести свою миссию до конца]. [Своей непокорностью] вы никак не навредите Ему [Богу]. Аллах (Бог, Господь) может сделать абсолютно все (Его сила и мощь ничем не ограничены)» (Св. Коран, 9:38, 39).
Последующие аяты в жесткой форме повествуют о позоре лицемеров, раскрывают сомневающихся и порицают нежелающих обменять покой и прохладу своих домов на тяготы пути и жар сражения.
«Оставшиеся позади [в богоугодных делах; те, которые отсиживались в тяжкие времена] обрадовались тому, что никуда не пошли [не отправились вместе с Пророком и его сподвижниками в военный поход; порадовались, что избежали затрат, сэкономили время и силы, которые им так нужны в приумножении мирских забав и прелестей, а соучастием в благом, самопожертвованием пусть занимаются другие].
Они [обрадовавшиеся, что трудности их не коснулись, «пронесло»] не хотели (не желали) каким-либо образом (ни личным участием, ни несением материальных затрат) прикладывать усилия на Божьем пути. [Найдя оправдание своему дезертирству, бездействию] они сказали: «Не отправляйтесь в путь в такую жару! [Куда вы в такую погоду, сгорите ведь!]» Ответь им: «Огонь Ада намного жарче». Если бы они вообще понимали [что на самом деле происходит; если могли бы понять, что есть сила духа, приоритетность поступков во времени и месте, отношение к делам и нескончаемая сила веры, воли]» (Св. Коран, 9:81).
Событиями, связанными с Войском трудности, наполнены страницы суры «ат-Тавба». Возможно, что метод повествования при описании военного джихада был призван сверх меры вознести участников битвы и столь же беспощадно придать порицанию оставшихся позади. Что неудивительно, ведь определение положения Ислама относительно христианства было решающим касательно будущего религии вплоть до наступления вечности. Либо мусульмане выстоят в непримиримой вражде с фанатичной церковью, либо ее враждебность послужит причиной их бесследного уничтожения. Готовность мусульман не знала подобных примеров ранее. Они направились на север земель, где поджидало римское войско.
Сподвижники внесшие значительный вклад
В этой подготовке проявилось состояние душ и то, насколько полны они заложенных в них ранее искренности, щедрости и активности. Были люди состоятельные, которые отдали свои богатства на оснащение войска верблюдами, конями и оружием. Среди них был ‘Усман ибн ‘Аффан, он опередил всех своей щедростью до такой степени, что Посланник ﷺ пришел в изумление и сказал: «О Аллах, будь доволен ‘Усманом. Поистине, я доволен им!»[1]
Мусульмане отозвались на призыв Пророка ﷺ и предлагали самую разную помощь.
‘Усман ибн ‘Аффан подготовил полностью снаряженное войско, чтобы отправить его в Шам. Он передал в качестве пожертвования 200 верблюдов и 200 окийя[2] серебра. Через некоторое время было передано еще 100 верблюдов и 1000 золотых монет, которые он рассыпал перед Пророком ﷺ.
Тогда посланник Всевышнего ﷺ произнес: «Что бы с этого дня ни делал ‘Усман, это ему не навредит»[3].
‘Усман и дальше продолжал приносить пожертвования, в результате количество переданного им достигло 900 верблюдов и 100 лошадей, не считая денежных средств.
Зейд ибн Аслям[4] передал со слов своего отца: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Посланник Аллаха призвал нас давать пожертвования, в тот момент у меня было кое-какое имущество. Я подумал, что смогу обойти Абу Бакра. Я принес в качестве пожертвования половину своего имущества, и посланник Аллаха спросил: «Сколько ты оставил своей семье?» Я ответил: «Столько же». Затем пришел Абу Бакр и принес все свое имущество. Пророк спросил: «Что ты оставил своей семье?», на что Абу Бакр ответил: «Аллаха и Его посланника». И тогда я сказал: «Поистине, я никогда не смогу обойти Абу Бакра»[5]. Имущество Абу Бакра на тот момент составляло 4000 серебряных монет.
Наряду с ними материальную помощь оказали и другие сподвижники. ‘Абдур-рахман ибн ‘Ауф принес 200 окийя серебра. Также свои средства пожертвовали Са‘д ибн ‘Убада, Мухаммад ибн Масляма, ‘Аббас ибн ‘Абдуль-мутталиб и др. Все стремились поделиться своим имуществом, люди отдавали даже финики, а женщины передавали благовония и драгоценные украшения.
Среди бедняков были те, которые желали пожертвовать собой на пути Всевышнего. Однако они не имели для этого верховых животных, с помощью которых они могли бы достичь места битвы, поэтому их глаза наполнились слезами.
Передается от ‘Ульбы ибн Зейда[6], что он проснулся ночью для совершения молитвы. Он долго ее выстаивал и плакал со словами: «О Аллах, ты призвал к джихаду, но у меня нет ничего, чтобы выступить в путь. У посланника Аллаха нет ничего, на чем бы он мог нас доставить. Воистину, в качестве подаяния я прощаю всех мусульман за возможные нанесенные обиды и ущерб по отношению к моему имуществу, телу и чести». Поутру посланник Аллаха ﷺ обратился ко всем: «Где тот, кто сделал подаяние этой ночью? Пусть встанет». Никто не поднялся с места. Он вновь повторил свой вопрос, встал Ибн Зейд и поведал обо всем. Пророк произнес: «Благая весть тебе! Поистине, Тот, в Чьей власти моя душа, записал твое подаяние в числе принятых»[7].
Однако были и сомневающиеся, которые пытались найти оправдание своему неучастию. Порой их удерживала неприязнь к Исламу, они не хотели выступить сами и не желали возвращения остальных. Одним из низменных оправданий лицемеров были слова аль-Джидда ибн Кайса[8] в ответ на призыв Пророка выйти на сражение: «О посланник Аллаха, разреши мне остаться и не подвергай меня искушению. Клянусь Аллахом, народ знает, что из всех я сильнее всего обольщаюсь женщинами. Если я увижу женщин белой расы (римлянок), то не смогу удержаться». Посланник Аллаха отвернулся от него, и были ниспосланы аяты:
«Среди них есть и такие, кто говорит: «Разреши мне [остаться безучастным] и не ввергай в смуту». Удивительно, они ведь в этой смуте (духовном мятеже) уже находятся [уже погрузились в это неприглядное состояние]!
Поистине, адская обитель [с ее невыносимым ужасом] окружит безбожников со всех сторон [когда они там окажутся]» (Св. Коран, 9:49).
Были и те, рвение которых в самом начале ослабло, но после отправки войска они почувствовали опасность для своей веры, если останутся позади. Они оседлали верховых животных и поспешили наверстать то, что их поначалу миновало.
Среди них был Абу Хайсама[9], он вернулся к своей семье, когда войско было уже в пути. В тот день стояла изнуряющая жара. Он пришел к двум своим женам, они подготовили для него еду и воду в прохладе сада, где созревали финики. Обуреваемый муками совести, он воскликнул: «Посланник Аллаха под палящим солнцем терпит ветер и жару, а Абу Хайсама находится в тени рядом со своими женами и яствами. Клянусь Аллахом, это несправедливо! Я не войду под навес ни к одной из них, пока не присоединюсь к посланнику Аллаха!» Жены приготовили для него провизию, и он на верблюде поспешил нагнать войско, пока не настиг его при Табуке.[10]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 7. С. 307.
[2] Окийя — мера вера, равная 12 дирхемам или 37, 44 г.
[3] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 7. С. 149.
[4] Зейд ибн Аслям — один из ученых Медины поколения таби‘инов. Является передатчиком хадисов Пророка. Умер в 135 г. по хиджре (753 г. по григор.).
[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи. Т. 5. С. 614, хадис № 3675.
[6] ‘Ульба ибн Зейд ибн ‘Амр аль-Ансари аль-Ауси аль-Хариси — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Житель Медины из числа ансаров. Принадлежал племени Аус рода Хариса. Известен историей, которая упоминается в книге.
[7] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 7. С. 152.
[8] Абу ‘Абдуллах аль-Джидд ибн Кайс ибн Сахр аль-Ансари ас-Сальми — один из жителей Медины. Является дядей известного сподвижника Аль-Бара’ ибн Ма‘рура. Касательно аль-Джидды был ниспослан 49 аят суры «Ат-Тауба». Умер в период правления ‘Усмана ибн ‘Аффана.
[9] ‘Абдуллах ибн Хайсама ибн Кейс — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Остался позади, когда Пророк со своими сподвижниками выступил в путь на битву при Табуке, но потом настиг их в пути.
[10] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва [Доводы пророчества]. В 7 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. Т. 5. С. 223.