Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Люди, которые говорили от имени курайшитов, не имели должных доводов. Более того, возвращаясь к жителям Мекки, они склонялись к тому, чтобы мягко обходиться с мусульманами и дать им возможность совершить обряд. Не все из них открыто об этом заявляли по причине надменности курайшитов и отклонения от истины, хотя она для них была явна. Воистину, безрассудство лишило курайшитов разума, и они приняли решение, что мусульмане не войдут в город.
Мусульмане же оставались на своих местах, ища лучшее решение, чем штурм города. Группа глупцов пыталась разжечь войну, но мусульмане хранили спокойствие. Ибн ‘Аббас передает, что курайшиты направили 40 или 50 человек кружить возле лагеря мусульман и схватить кого-либо из сподвижников. Эти люди были взяты и доставлены к Пророку, но он их простил и отпустил, хотя до того они бросали в лагерь камни и стрелы[1].
О грубости курайшитов и снисходительности мусульман был ниспослан аят:
«Безбожники поместили в сердцах своих надменность (заносчивость, презрение) [к верующим, из-за чего и не пустили в Мекку Пророка и его сподвижников для совершения паломничества], [заносчивость и презрение к тем, кто не похож на них во взглядах и убеждениях] характерных для периода невежества (джахилии) [слепого следования язычеству]. Но Аллах (Бог, Господь) низвел Свое спокойствие (умиротворенность) Своему посланнику [пророку Мухаммаду] и верующим [что помогло им разрешить все мирным путем] и обязал их (верующих) [следовать] слову набожности [когда не эмоции управляют человеком, а благоразумие вместе с трепетом пред Богом]. Они (верующие) были наиболее достойны его [этого слова и этих благородных характеристик], были обладателями его [этого слова, подтверждающего Единственность Творца и их искренность пред Ним]. Аллах (Бог, Господь) знает абсолютно все [и скрытое в душах, умах людей, и явное]» (Св. Коран, 48:26).
Спокойствие мусульман находило отражение в том, что посланцы курайшитов приходили и уходили от Пророка абсолютно беспрепятственно. Что касается посланников мусульман, то они подвергались опасности и смерти. Хираш ибн Умайя аль-Хуза‘и[2] едва не был убит, его спасли от гибели эфиопы, тогда как у его верблюдицы были подрезаны жилки. Посланник Всевышнего ﷺ направил его изложить цель прибытия в Мекку. Гнев курайшитов лишил их рассудка, а надменность свела их с прямого пути, затуманив взор от того печального исхода, который мог привести к погибели. Если бы мусульмане сразились с ними, то не оставили бы от них и следа. Святость Мекки была бы задета и нарушена.
«Если безбожники вступят с вами (верующими) в военное противостояние, то они [в итоге] повернутся спинами [не выдержат вашего натиска и напора, убегут с поля битвы]. А после [ни в жизни, ни после смерти] не найдут для себя ни покровителя, ни помощника [ведь они объявили войну вере и благочестию, а потому ждать помощи и поддержки им неоткуда].
[Вера рано или поздно одерживает верх над неверием.] Это — путь Божий, закономерность, которая была и ранее [в истории человечества]. Замены этому пути тебе не найти никогда» (Св. Коран, 48:22, 23).
Однако посланник Аллаха ﷺ не желал такого исхода, попытавшись убедить мекканцев предоставить возможность посетить Мекку и лишь затем вернуться в Медину. Он пригласил ‘Умара ибн аль-Хаттаба, чтобы направить его к курайшитам, на что ‘Умар сказал: «О посланник Аллаха, в Мекке у меня нет никого из рода ‘Адий, кто бы за меня заступился в случае опасности. Пошли ‘Усмана ибн ‘Аффана, его род остается в Мекке».
‘Усман под покровительством своего родственника Абана ибн Са‘ида ибн аль-‘Аса[3] явился в Мекку и донес истинную цель мусульман. Его удостоили такого ответа: «Если хочешь, сам соверши обход вокруг Дома». Он ответил: «Я не стану, пока не совершит обход посланник Аллаха».
Необходимо упомянуть, что в Мекке оставались верующие мужчины и женщины из числа мусульман. Их сердца были привязаны к мусульманам, которые пребывали за пределами Мекки. Ислам распространился тайно во многих домах в ожидании, когда можно будет заявить о своей религии открыто. ‘Усман связался с ними и сообщил о близости победы. Курайшиты сочли, что он преступил границы, и приказали взять его в плен. Среди мусульман распространился слух, что ‘Усман убит. Пророк ﷺ в ответ на слухи сказал: «Мы не уйдем, пока не сразимся с этим народом»[4]. Он призвал людей к присяге, которая состоялась под раскидистым деревом. Сподвижники присягнули ему на верность до смерти.
Джабир ибн ‘Абдуллах, после того, как ослеп, передал следующее. «Посланник Аллаха ﷺ в день Худайбийи обратился к нам и сказал: «Вы — лучшие люди на этой земле. На тот момент нас было около тысячи и четырехсот человек». Джабир продолжил: «Если бы сегодня я был зрячим, то показал бы место, где росло это дерево»[5].
Также им передается, что, когда позднее раб одного из сподвижников, которого звали Хатыб[6], пожаловался на него Пророку и в гневе сказал, что Хатыб войдет в огонь, Пророк произнес: «Лжешь, он не войдет в огонь. Воистину, он принимал участие в Бадре и Худайбийе»[7].
Описываемая присяга известна под названием «ар-Ридван» («довольство»), указывая на слова Аллаха касательно тех людей, которые приняли ее:
«Действительно, Аллах (Бог, Господь) доволен теми, кто заключил с тобою [Мухаммад] под деревом соглашение (присягнул) [обещая искренне уверовать и не оставить тебя в трудную минуту без помощи и поддержки]. Господь знал все то [всю ту искренность и чистоту намерений], что в их сердцах. Он низвел им спокойствие (умиротворенность) [устранил страхи и опасения]. И воздал им скорейшей победой [благословил на победоносность и благополучное заключение мирных соглашений уже в ближайшие времена]» (Св. Коран, 48:18).
Когда посланник Аллаха ﷺ принимал присягу от мусульман, он одну руку соединил с другой и произнес: «Это за ‘Усмана». Пленение ‘Усмана продлилось недолго, курайшиты побоялись причинить ему вред, так как он был одним из благородных мужей Мекки. Они направили Сухайля ибн ‘Амра, чтобы тот заключил с Мухаммадом перемирие, но с важным условием. По их настоянию мусульмане должны были в этом году уйти обратно, вернуться сюда они смогут в будущем — это было сделано для сохранения статуса курайшитов среди арабов.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 7. С. 62.
[2] Хираш ибн Умайя аль-Ка‘би аль-Хуза‘и — сподвижник пророка Мухаммада из числа жителей Медины. Вместе с Пророком принял участие в Худайбийе и последующих битвах. Умер в последний день правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна.
[3] Абу аль-Валид Абан ибн Са‘ид ибн аль-‘Ас ибн Умайя аль-Курайши аль-Умави — сын одного из представителей знати курайшитов и известного
сподвижника Са‘ида ибн аль-‘Аса. Он оказал защиту ‘Усману ибн ‘Аффану в день Худайбийи, когда посланник Всевышнего направил его в Мекку. Умер в 13 г. по хиджре (634 г. по григор.).
[4] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 7. С. 64.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 123, хадис № 4154.
[6] Хатыб ибн Абу Бальта‘а — сподвижник, совершивший переселение в Медину. Вместе с Пророком принял участие во всех битвах. Был направлен Пророком к правителю Египта. Скончался в 30 г. по хиджре (651 г. по григор.) в Медине в возрасте 65 лет. Является передатчиком хадисов от пророка Мухаммада.
[7] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 7. С. 367, хадис № 8238.