Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Когда заключительный Божий посланник ﷺ удостоил мир своим приходом и явился в качестве посланника, принеся от Создателя всей Вселенной свет истины и духовные дары, связанные с истинами всего мира, каждый вид созданий, начиная от камней, воды, деревьев, животных и людей, и кончая Луной, Солнцем и звездами своим особым языком и несением какого-либо его чуда, подтверждали его пророчество.
Вся жизнь посланника Всевышнего была чудом. В момент его рождения мир обрел иные краски, указывая, что свершилось что-то особое и значимое. Со слов Амины[1], матери Пророка, передается: «Когда я родила его, из моего чрева вышел свет, озаривший дворцы Шама[2]»[3]. Вышел свет, пред которым не мог устоять даже замок Хосроя, правителя персов, и террасы его обрушились, погас огонь огнепоклонников, ушла в землю вода озера Сава, считавшегося священным.
Все, что соприкасалось с Мухаммадом, обретало особую Божественную благодать. Так, кормилица Пророка по имени Халима[4] из племени Са‘д рассказывала: «То был голодный год, когда у нас ничего не осталось. У нас была старая верблюдица, которая не давала и капли молока. Кроме того, по ночам мы не могли спать из-за нашего ребенка, плакавшего от голода. И мы постоянно просили о дожде и облегчении. Когда же по прибытии в Мекку мы взяли на кормление сироту по имени Мухаммад, все изменилось. Несмотря на то что земли были бесплодными, наши животные возвращались сытыми и хорошо доились. И в течение двух лет мы получали от Аллаха все больше и больше и видели только благо»[5].
С его благословенных пальцев подобно пяти источникам истекала вода, луна по одному его знаку разделилась надвое, пища для двух-трех человек насыщала две-три сотни человек. Он исцелял больных и возвращал зрение. Посланник был перенесен из священной Мекки в Иерусалим, а потом вознесен на небеса. Наутро после вознесения, Посланник рассказал об этом чуде курайшитам. Те обвинили его во лжи и сказали: «Если ты был в храме аль-Акса, так опиши его нам!» Позже Пророк рассказывал: «Их обвинения меня очень сильно смутили. И Всевышний неожиданно представил моим взорам аль-Аксу. Я же, глядя на храм, описал все детали». И курайшиты, бывавшие в Иерусалиме, подтверждали услышанное[6].
Но самым великим чудом является Священный Коран, перед красотой звучания и глубиной смысла которого падали ниц достигшие совершенства в красноречии арабы того периода. И по истечении 14 веков он сохраняет свою актуальность. Каждый по своему уровню интеллекта черпает из этого неиссякаемого источника. Своими Божественными предписаниями он объемлет всю нашу мирскую жизнь, помогая заслужить довольство Создателя и райскую обитель.
Давайте отправимся в тот благодатный век на Аравийский полуостров, когда появился Пророк. Хотя бы мысленно навестим и увидим его при выполнении им своей миссии. Итак, мы видим человека, отличающегося внешней и внутренней красотой, в его руках — чудотворная Книга, из его уст звучат слова истины. Всему роду человеческому, и даже джиннам и ангелам, и всему сущему он читает Извечную Проповедь, раскрывая и разъясняя удивительную загадку сотворения Вселенной, сложные тайны этого мира. Он дает убедительный ответ на три величайших вопроса, над которыми в недоумении бьются умы: кто ты? откуда пришел? куда идешь?
Есть сотни примеров мгновенного ответа Всевышнего Создателя на мольбу Пророка.
Со слов великого ‘Умара ибн аль-Хаттаба передается: «В походе на Табук мы остались без воды. Тогда Абу Бакр попросил Пророка обратиться ко Всевышнему. Пророк поднял руки и не успел их опустить, как собрались тучи и пошел такой ливень, что мы наполнили все свои сосуды»[7].
Известно, что Пророк ﷺ обратился ко Всевышнему с мольбой для Анаса ибн Малика: «О Аллах, преумножь богатство и потомство Анаса и заложи Свою благодать в том, что Ты ему даруешь!» В конце своей жизни Анас клятвенно заверял: «Я своими руками похоронил сто своих потомков. И никто не жил так счастливо в отношении богатства и имущества, как я. Вы видите, какое у меня изобилие, все это — от благодати мольбы Пророка»[8].
Анас ибн Малик передает: «В местечке аз-Завра’ нас было около трехсот человек вместе с Пророком. Он повелел нам совершить омовение для послеполуденного намаза. Воды не нашлось. Тогда Пророк ﷺ попросил найти хотя бы немного воды. Он опустил в нее свои благословенные руки. Я видел, как из его пальцев, словно из родника, течет вода. Затем все триста человек совершили этой водой омовение и вдоволь утолили жажду»[9].
Чудо — это своего рода подтверждение пророческой миссии со стороны Создателя Вселенной. Чудо своим проявлением как будто восклицало: «Воистину, ты — посланник Божий». Подтверждения его пророческой миссии не ограничены лишь чудесами. Скорее, для внимательных людей, все его поступки и действия, состояния и слова, нрав и облик, поведение и внешность подтверждали его правдивость и избранность. Вспомните слова ученого мужа из сынов Исраиля ‘Абдуллаха ибн Саляма[10]: «На этом лице нет лжи! На этом лице нет фальши!»[11]
Хотя каждое состояние и положение Посланника может быть свидетельством его правдивости и пророчества, однако нет необходимости в том, чтобы каждое из них было необыкновенным. Потому что Всевышний отправил его в образе человека, дабы он был учителем и имамом в жизни человеческого общества, а также примером в делах и поступках, которыми зарабатывается мирское и вечное счастье. И дабы в обычных, повседневных вещах, которые являются отдельными чудесами Божественного могущества, он показал необыкновенное творчество Всевышнего и правление Его могущества. Если бы деяния Пророка вышли за пределы человеческих возможностей, то он не мог бы сам лично быть примером для других. Он не смог бы преподать урок своими поступками, состоянием и поведением. Но лишь для того, чтобы доказать упрямцам истинность его пророчества, он удостаивался сверхъестественных деяний и, в случае необходимости, время от времени показывал чудеса. Однако, в соответствии с условием испытания, являющегося сутью земной жизни, таких чудес, которые не оставляли человеку право выбора в вопросе понимания и признания истины, быть не должно. Потому что сущность экзамена и мудрость задания требует, чтобы для разума были открыты двери, но при этом он не был лишен выбора. Если же истина будет слишком очевидной, тогда выбора не останется. Тогда и Абу Джахль подтвердит ее так же как и Абу Бакр. Смысла в экзамене и испытании уже не будет. Уголь и алмаз будут иметь одну ценность.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Амина бинт Вахб (75 г. д. х.–46 г. д. х.) (549–577 гг. по григор.) — жена ‘Абдуллаха ибн ‘Абдуль-мутталиба и мать пророка Мухаммада.
[2] Шам — название территории, на которой ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.
[3] См.: ас-Сан‘ани М. Ат-танвир (шарх аль-джами‘ ас-сагыр) [Освещение (разъяснение Малого сборника]. В 11 т. Рияд: ас-Салям, 2011. Т. 6. С. 196, хадис № 4343.
[4] Халима бинт Абу Зуайб — кормилица пророка Мухаммада. Кормила его до 4 лет. Халима и ее муж аль-Харис принадлежали к роду Са‘д ибн Бакр арабского племени Хавазин.
[5] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся личностей]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 1. С. 50.
[6] См.: Муснад Ахмад. Т. 23. С. 281, хадис № 15034.
[7] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 4. С. 223, хадис № 1383.
[8] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 25. С. 123, хадис № 300.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 4. С. 192, хадис № 3572.
[10] ‘Абдуллах ибн Салям — сподвижник пророка Мухаммада, бывший иудейский священнослужитель в Медине. До принятия Ислама носил имя аль-Хусойн ибн Салям. Умер в 22 г. по хиджре (643 г. по григор.).
[11] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-китаб аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Книга составленная относительно хадисов и преданий]. В 7 т. Рияд: ар-Рушд, 1988. Т. 5. С. 248, хадис № 25740.