Смех пророка Мухаммада (5 историй, когда он смеялся)
Век Интернета и соцсетей наделил Ислам образом страдальческим, печальным и плачущим. В дополнение к этому – грозные взгляды «величественно» бородатых мусульман. По-моему, картинка сильно искажена сутью современных людей, которые с детства не воспитывались в мусульманской культуре, а на одном из поворотов жизни вдруг стали религиозно-практикующими. Они поняли исламские ценности через собственную призму детских и юношеских жизненных проблем. А другие – через призму глубокого и болезненного кризиса среднего возраста.
Этим мини-исследованием я намерен показать, что в Исламе есть много места для улыбки и смеха. И первый, кто является подтверждением этому, – сам заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад. Приведу вам пять достоверных историй из жизни пророка Мухаммада, где четко обозначено, что он смеялся, именно смеялся. За основу беру своды хадисов имамов аль-Бухари и Муслима, по обоюдному согласию всех мусульманских ученых считающиеся самыми достоверными.
Когда женщины боялись ‘Умара, а не пророка Мухаммада
«[Однажды] ‘Умар пришел к посланнику Божьему и попросил разрешения войти. В это время у него [в гостях] была группа женщин [из племени] курайшитов. Они спрашивали и уж очень много. При этом громко разговаривали, что заглушало голос Пророка. Но когда они услышали ‘Умара, поспешили [замолчать и] удалиться. Пророк разрешил ‘Умару войти. Тот вошел, а пророк Мухаммад смеялся. «Да продлит Господь твой смех, о посланник Божий, ты мне за отца и мать! [Но что здесь происходит?!]» Пророк ответил: «Я поражен поведением этих женщин: услышав твой голос, они поспешили [замолчать и] удалиться». — «Но им следовало бы испытывать почтительный страх к тебе, а не ко мне». И обратился к женщинам: «О неприятельницы самим себе! Вы испытываете почтительный страх передо мною, а не перед посланником Божьим?! [Как так?!]» Они ответили: «По сравнению с посланником Божьим ты груб и невежлив». Пророк Мухаммад прокомментировал: «Говори, что желаешь[1], о сын Хаттаба! [Ты в полной мере заслуживаешь иметь свое мнение.] Клянусь Богом! Если Дьявол видит, что ты идешь по одной долине (ущелью), то он [боясь пересекаться с тобою] идет по другой долине (ущелью)»[2].
В этом достоверном хадисе использован именно глагол «засмеяться» (дохикя), а не «улыбнуться» (ибтесеме). Важный нюанс.
Смех Пророка на грубость бедуина
Сподвижник Анас ибн Малик передал: «Я шел вместе с пророком Мухаммадом. На нем (да благословит его Аллах и приветствует) был плащ из Наджрана[3], края которого были жесткими. Некий бедуин догнал его [то есть пророка Мухаммада] и очень грубо, с силой [сзади] потянул за плащ. Причем потянул так сильно, что на плече Пророка остался след от края плаща[4]. Затем [бедуин] воскликнул: «Эй, Мухаммад! Прикажи, чтобы мне дали из того Божьего удела (достатка), что есть у тебя!» Пророк повернулся к нему лицом и засмеялся. Затем приказал дать ему»[5].
В этом достоверном хадисе использован именно глагол «засмеяться» (дохикя), а не «улыбнуться» (ибтесеме). Это важно.
Смех Пророка после дуа о дожде
«Один мужчина пришел в пятницу к пророку Мухаммаду, когда тот вел пятничную проповедь в [городе] Медине. Он обратился: «[У нас] нет дождей [сильная засуха]. Попроси у Господа дождя». Он посмотрел на небо. Мы не увидели ни одного облачка. Он (да благословит его Аллах и приветствует) помолился о дожде (попросил дождь). Вдруг стали появляться облака (тучи), одно за другим. Спустя какое-то время пошел дождь. Да такой проливной, что каналы для сточных вод [города] Медины переполнились. До следующей пятницы дождь так и не прекратился. [Наступила очередная пятничная проповедь и молитва]. Некий человек во время проповеди встал и обратился: «Мы тонем (все погрузилось в воду). Помолись Господу, чтобы поставил ограничение (сдержал)». Он (да благословит его Аллах и приветствует) засмеялся и затем произнес: «О Господи, вокруг нас, но не на нас!» [Он повторил это] два или три раза. Облака (тучи) стали расходиться вправо и влево от Медины. Вокруг [города] шел дождь, но в самом городе дождя совсем не было. Тем самым Аллах (Бог, Господь) показал благословенность Своего пророка [возможность творить чудеса с Божьей помощью] и то, что его молитва-ду‘а принимается»[6].
В этом достоверном хадисе использован именно глагол «засмеяться» (дохикя), а не «улыбнуться» (ибтесеме). Важно.
Хитрый бедняк, который рассмешил пророка Мухаммада
Однажды к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) подошел человек и воскликнул: «Я погиб! [Горе мне!]» Посланник Божий спросил: «Что погубило тебя? [Что случилось?!]» — «Я [преднамеренно][7] вступил в половую связь с женой во время поста в Рамадан». — «Есть ли у тебя раб, которого ты мог бы освободить в искупление греха?»[8] — спросил Пророк. «Нет». — «А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?» — «Нет, не в состоянии». — «А есть ли у тебя возможность накормить шестьдесят бедняков?» — «Нет». Он [пришедший со своей бедой] присел [неподалеку]. Пророку принесли корзину с финиками[9]. Он (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к тому человеку: «Возьми это и раздай в качестве милостыни [в искупление своего греха]». — «[Раздать] тому, кто беднее меня?! А разве есть кто-то беднее, более нуждающийся в этом, чем моя семья?!» Пророк засмеялся, да так, что были видны коренные зубы[10], и сказал: «[Тогда] иди и накорми этим свою семью[11]«[12].
В этом достоверном хадисе использован именно глагол «засмеяться» (дохикя), а не «улыбнуться» (ибтесеме). Важно.
Итог последнего вышедшего из Ада рассмешил пророка Мухаммада
Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Я знаю [мне было поведано Божественным Откровением] о том, кто последним выйдет из Ада, войдя также последним в Рай. Этот человек выйдет из Ада на четвереньках [невероятно измученный продолжительным пребыванием в Аду]. Господь скажет ему: «[Теперь] можешь войти в Рай». Он подойдет, но ему покажется, что Рай уже полон обитателями. Он вернется и воскликнет: «Господи, я вижу, что Рай уже полон [мне там места не осталось]!» Бог снова скажет ему, чтобы отправился в Рай, но, подойдя и не видя для себя там места, [этот «несчастный»] в недоумении повторит свои слова. [Проведя человека через необычные ощущения и впечатления, Творец успокоит его:] «Можешь войти в Рай [не беспокойся, для тебя там место есть]. Тебе то, что пожелаешь, и ждет тебя там такое количество благ, которое можно сравнить лишь со всеми благами планеты Земля, помноженными на десять!»[13]
[Человек, который покинул мирскую обитель, имея частичку веры, что и спасло его в конце концов, но также неся с собою и самый большой груз грехов, что повлекло столь продолжительное пребывание в Аду, пережил невообразимый ужас и мучения в искупление прегрешений. И вот теперь, после того как он вкусил всю горечь пребывания в огненной Геенне, у него появилась возможность подойти к райской обители и войти в нее. Он уже приблизился к головокружительному благоуханию райских кущ, непередаваемой красоте… Но вдруг ему показалось, что места там нет. После он узнает, что ему, самому последнему грешнику из числа верующих, дается такое количество благ, какое на земле никто и вообразить себе не смог бы, и причем — навечно. Он вышел из Ада последним, изможденным и обессилевшим. Позади он оставил тех, кто пребудет там вечно. Услышав о том, что его ожидает, а незадолго до этого он и малого местечка для себя в Раю найти не мог, человек воскликнул:] «Господи, не шутка ли это, ведь Ты — Властелин всего?!»[14]
Как передает Ибн Мас‘уд, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует), произнеся эти слова, засмеялся, да так, что стали видны его коренные зубы[15].
Пророк Мухаммад, рассказав хадис и упомянув невообразимое количество благ, что будут ожидать данного человека, подчеркнул: «Это — самая низшая ступень Рая [самое малое по райским меркам для самого грешного из числа верующих]»[16].
В этом достоверном хадисе использован именно глагол «засмеяться» (дохикя), а не «улыбнуться» (ибтесеме). Важно.
Какие выводы мы можем сделать?
Итак, из достоверной Сунны, из действий самого пророка Мухаммада мы четко видим и понимаем, что уместный смех никак не порицаем в мусульманской культуре и этике поведения.
Дополнительно к теме полезно привести следующий конкретизирующий хадис от ‘Аиши: «Я не видела Пророка безобразно смеющимся. Он [всегда] улыбался»[17]. То есть как мы знаем из достоверных хадисов, приведенных ранее, пророк Мухаммад порой смеялся, да так, что были видны его коренные зубы (во весь рот), но это всегда было уместно и выглядело культурно, этично.
Постоянно улыбайтесь (улыбка – милостыня)[18] и к месту смейтесь, пусть порой и очень громко, от души. Кому нравится ходить угрюмым и свою суровость оправдывать религией или набожностью – это их проблема и личный выбор.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] То слово, которое использовал здесь пророк Мухаммад, можно перевести и как «оставь, не упрекай их [этих женщин]!». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 9. С. 58, пояснение к хадису № 3683.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1921, хадис № 6085.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1013, хадис № 3294; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 9. С. 50 и 57-59, хадис № 3683 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 975, 976, хадис № 22–(2396); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 164, хадис № 22–(2396) и пояснение к нему.
[3] Наджран – город на юго-западе Саудовской Аравии.
[4] В своде хадисов имама Муслима упоминается не плечо, а шея.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1921, хадис № 6088.
Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 404, хадис № 128–(1057); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 620, пояснение к хадису № 6088.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1922, хадис № 6093.
В своде хадисов имама Муслима история изложена более подробно, но суть та же. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 346, хадис № 8–(897).
[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229, пояснение к хадису № 1656.
[8] Обращаю внимание читателя на то, что мусульманская культура еще со времен Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) активно способствовала искоренению рабства, которое в те времена было широко распространено в мире. Одним из крупных благодеяний пред Богом, а также одной из форм искупления греха было предоставление свободы тому, кто являлся рабом или стал таковым в результате превратностей судьбы. Отмечу, что с точки зрения Ислама превращение свободного человека в раба — один из самых тяжких грехов.
[9] В одном из достоверных риваятов говорится, что в корзине было пятнадцать са‘ фиников. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2393. Подробнее об этом см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 230.
Са‘ — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 270.
[10] Фразу, приведенную в хадисе, можно перевести как «смеяться во весь рот».
[11] В одном из риваятов хадис завершается словами: «Сам поешь и накорми семью. [В искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан] и проси у Всевышнего прощения». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 272, хадис № 2393, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1671, «сахих». В св. х. Ибн Маджа присутствуют только слова «[в искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан]».
Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 203; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 231.
[12] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 575, хадис № 1936; там же. Т. 4. С. 1921, хадис № 6087; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 430, хадис № 81–(1111); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 204, хадис № 1936 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 41, хадис № 1936 и пояснение к нему.
Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 271, хадисы № 2390 и 2392, оба «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1671, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 139, хадис № 724, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228, хадис № 1656.
[13] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 735, хадис № 2600, «хасан сахих».
[14] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6571.
[15] Фразу, приведенную в хадисе, можно перевести как «смеяться во весь рот».
[16] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 510–543, хадис № 6571 и пояснение к нему.
Разные варианты (риваяты) текста данного достоверного хадиса см., например: аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 499; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 105, хадис № 312-(189); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 44, хадис № 312–(189); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 467, хадис № 2322; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 673.
[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1922, хадис № 6092; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 621, пояснение к хадису № 6092.
[18] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека — милостыня [то есть пред Богом является благодеянием и вернется к тебе как минимум десятикратно приумноженным в виде земных и вечных благ]». См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 575, хадис № 1961, «хасан»; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, б. г. С. 262, хадис № 891; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 2. С. 221, хадис № 474.