Современные СМИ о пророке Мухаммаде (Интервью)

Современные СМИ о пророке Мухаммаде (Интервью)[1]                                        

Почему, на ваш взгляд, в последние годы участились нападки на пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), к примеру, карикатурный скандал, фильм «Невинность мусульман» и т. д.?

Все происходит по воле Господа миров, и через происходящее (каким бы оно нам ни казалось поначалу — хорошим или плохим) проявляются прекрасные и бесконечные качества Творца, в том числе Его Мудрость. Проблемы, трудности, оскорбления (даже в адрес одной из величайших личностей истории, примеру и призыву которой последовали многие миллиарды людей) — это то, что заставляет нас встрепенуться, проснуться, задуматься, принять решение, понять свою роль и предназначение на земле, а после — делать от себя зависящее, дабы наполнять чашу наших благодеяний.

Мусульмане последних веков в большинстве своем очень ленивы, инертны либо радикальны [2]. Благоразумного человека трудности заставляют включать мозги и видеть сердцем [3], пробудиться через поэтапное становление высокоинтеллектуальной и высокодуховной личностью (не болтуном, а раскрывающей себя через общественно полезные дела личностью). Такой ответ на происходящее нам самим на пользу, как в земной, так и в вечной перспективах. А если будем лаять, как собаки, оскорбляя других и угрожая, — то себе же во вред, как в земной перспективе, так и в вечной [4]. Ни Господь миров, ни Пророк, ни Коран, ни Ислам никак не пострадают от невежества и радикальных выходок мусульман или немусульман. Наша вера и усердие в благом [5] нужны нам, людям, а не Богу. Многие этого недопонимают.

Один из важных аспектов земной жизни человека четко описан в Коране:

«Мы [говорит Господь миров] сделали одних из вас [люди] испытанием, искушением для других. [А главный смысл в том] будете ли вы терпеливы?.. [Сможете ли регулировать, сдерживать отрицательные эмоции или плохие мысли, появляющиеся у вас от общения с другими людьми? Не раздражаться оттого, что кто-то по характеру, мышлению, образу жизни не такой, как вы? Сможете ли простить и ответить хорошим на плохое, исходящее от других? Сумеете ли подавить в себе чувство зависти относительно того, что есть у другого, но нет у вас (например, здоровье, материальный достаток, почет и уважение). Одним из главных и необходимых качеств во взаимоотношениях между людьми является терпение, сдержанность, сохранение морального и психологического равновесия.] Господь же твой все видит. [Именно все. Не только то, что вы молите Его о чем-то с трепетом в душе, но и то, что у вас случается «удачная» возможность кого-то обмануть, оскорбить или кому-то навредить, как и то, пользуетесь вы этой возможностью или нет]» (см. Св. Коран, 25:20).

Кстати, в Священном Коране четко говорится, что верующие услышат в свой адрес оскорбления, и описано, как себя в таком случае вести:

«[А также] несомненно, [испытанием для вас явится та] боль, которую вам часто будут причинять словом люди Писания [то есть христиане и иудеи] и язычники. [Они не скупятся на разного рода оскорбления и обвинения.] Но если будете терпеливы [сдержанно преодолеете неприятное для вас, сумеете нейтрализовать негативный осадок и простить нанесенные вам обиды] и набожны [когда вам наносят боль и вызывающе задевают честь, вы все же не ответите на зло злом], то это — великое дело, требующее от вас стойкости и решительности. [Не каждый сможет быть таковым, но если кто сможет, то это по-настоящему разумное и благородное поведение]» [6] (см. Св. Коран, 3:186).

Вспомним, о чем говорил заключительный Божий посланник: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства» [7]; «Низведенное мне — истинное, настоящее; высокое, чистое, великодушное» [8]. Пророк Мухаммад также наставлял: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) [9] и не вызывайте отвращения» [10].

Полагаю, всякий здравомыслящий согласится, что радикализм, оскорбления, пусть и ответные, или иные формы человеческого невежества вызывают лишь отвращение и радуют Дьявола и его приспешников.

Многие люди слабы [11], и из-за нежелания всесторонне просвещаться, шире смотреть на жизнь и слышать других они прикрывают свое невежество высокими идеалами религии. На то, чтобы покричать, написать в Интернете гневные реплики в адрес «врагов Аллаха», много ума и труда не надо, зато после, с чувством глубокого удовлетворения можно дальше плыть по течению жизни, особо не напрягаясь, кроме как заставляя себя совершить очередную молитву.

А вот чтобы произвести на свет информационный шедевр, требуются многие годы (если не десятилетия) усилий, стараний и целенаправленного труда. Жизнь показывает, что пока мало кто на это способен, а даже если что-то и появляется, то оно малограмотно — либо с канонической, либо с языковой точки зрения.

Как Ислам трактует понятие «свободы слова» и почему, по мнению мусульман, карикатуры на Пророка и фильмы, содержащие оскорбительные для мусульман трактовки жизни и миссии Пророка, не подпадают под категорию «свободы слова»?

Свобода слова есть. При этом не стоит забывать, что в Судный День каждому держать ответ пред Богом за то, в каких словах и делах была проявлена свобода.

Пророк, завершая однажды перечисление благородных поступков и качеств, способствующих вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников — Му‘азу ибн Джабалю: «Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в основе всего перечисленного мною)?» Тот ответил: «Конечно, о посланник Аллаха». Пророк, указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это!» Му‘аз в изумлении спросил: «Разве мы будем отвечать за то, что говорим?» Пророк (да благословит его Господь и приветствует) ответил: «Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться в Ад и падать ничком, именно за сказанное их языками?!» [12] Это и ругань, и сплетни, оскорбления, ложные обвинения, хвастовство, лицемерие, споры, причинение душевной боли другим, неправда и многое другое, что легко сходит с уст, но сколь тяжелым может оказаться на чаше грехов в Судный День!

«[Верующие!] Не оскорбляйте тех [богов, божеств, идолов], к которым взывают люди помимо Аллаха [помимо Бога, Единого для всех и Вечного]. [Если же вы проявите нетактичность и невежество, оскорбляя святыни других вер и религий], то [приверженцы этих вероисповеданий или философий] начнут оскорблять Бога с чувством [откровенной] вражды и неприязни, не понимая, что делают. [Вы не учитываете или забываете о том, что] Мы [13] ведь приукрасили для каждого из народов [цивилизаций, которые когда-либо были или будут] их дела [предоставив свободу выбора (не заставляя и не принуждая), заложив в природе человека привыкание как к плохому, так и к хорошему, как к верному, так и к ошибочному. Интеллект и психология человека гибки, восприимчивы]. В последующем все [все представители рода человеческого, независимо от времени пребывания на Земле, независимо от национальности, веры или убеждений] будут возвращены к своему Господу [воскреснув из могил после Конца Света для ответа на Божьем Суде], и объявит Он им о тех делах, что они совершали» [14] (Св. Коран, 6:108).

Описанное в аяте — очень важная составляющая этики, нравственных постулатов мусульманина, но сколь мало осознающих это, а еще меньше — применяющих в жизни. К сожалению, легче идти на поводу своих слабостей, невоспитанности, эгоизма, прикрывая свое бескультурье отдельными цитатами из Корана или Сунны. Но крайне сложно удалить (минимизировать) эмоции и напыщенность, проявить благоразумие, впитать многие прекрасные и актуальные назидания из Священного Писания и пророческого наследия, совместить это с жизнью, отразить в своем поведении и продолжить жизненный путь в полной гармонии с Творцом, Его творениями, самим собой и окружающим нас миром.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и в [истинность, неотвратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) либо молчит!» [15]; «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным», — подчеркивал заключительный Божий посланник [16].

Интересно, но лишь сейчас, в эпоху глобальной интеграции и пика межличностного, социального взаимодействия, такая наука, как риторика, приблизилась к использованию метода, о котором говорил пророк Мухаммад еще четырнадцать столетий назад. Итак, риторика возводит на пьедестал высокой мысли следующий постулат.

«С речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно. В идеале, человек, который вызывает у вас раздражение, не может быть объектом вашей речи.

Скрыть блок бессознательного невозможно. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, хотим мы того или нет, мы одновременно сообщаем ему, как к нему относимся.

Вторая причина, по которой не следует обращаться с речью к людям, к которым мы плохо относимся, носит собственно нравственный характер — по возможности не надо приносить людям зла. Его и без того много, и оно в любом случае обернется ответным злом. Во внутренней мотивации обязательно должна быть установка на добрые чувства, которые вы можете донести до людей, вас окружающих.

К собеседнику нужно обращаться как к наместнику Бога на Земле с соответствующей ему мерой любви и уважения» [17].

Кстати, упомянутое является проявлением одного из качеств, благодаря строгой приверженности которым проповеди пророков и Божьих посланников очень скоро распространялись по Земле и проникали в глубины сознания и сердца людей.

Каковой, на ваш взгляд, должна быть адекватная реакция мусульманского сообщества на подобные выпады со стороны недоброжелателей? Иными словами, что может и должен сделать каждый из мусульман в этой ситуации?

Должен работать над собою [18]. Найти себя и стать лучшим [19]. Дать детям хорошее образование и подняться (через учебу, самообразование и сосредоточенный труд) хотя бы на уровень полиментарного мышления [20]. Должен изучать языки и культуры (как минимум — свободно владеть английским и прочитать хотя бы несколько книг из английской и американской классики).

Господь сотворил нас разными в этническом и культурном плане для того, чтобы мы познавали друг друга [21], а не навязывали другим свое понимание религии, даже не удосужившись узнать их представление о мире. Почему Ислам так быстро развивался в первые века после смерти Божьего посланника? Да потому что сподвижники не навязывали другим народам арабскую культуру, а изучая культуры других народов, доносили до них мусульманские ценности на понятном им (в ментальном и культурном плане) языке.

*

Пророк Мухаммад всегда отвечал на плохое хорошим (чему есть много подтверждений в Сунне), следуя Божественному наставлению:

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

А потому и нам, причисляющим себя к числу его последователей, очень важно проложить в мозгу соответствующие нейронные пути нового взгляда на происходящее, что поможет отказаться от старых вредных уличных или этнических ментальных привычек и услышать данное Божье назидание, услышать и прислушаться.

Кстати, именно практикование данного аята поспособствовало тому, что в первые века после смерти Пророка представители самых разных культур и цивилизаций прислушались к призыву заключительного Божьего посланника уверовать.

Что можно предпринять против публикаций комиксов о пророке во Франции?

Подать в суд. Выпустить книгу о Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует) на прекрасном литературном французском языке, понятном и доступном современному французу. Это потребует немалых усилий, но в результате должен получиться такой информационный продукт, который раскроет величие заключительного Божьего посланника во всей красе и не оставит равнодушным ни одного из читателей.

 

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Интервью журналу Muslim Magazine. Март, 2013.

[2] Радикализм — это не форма проявления набожности и религиозности, а очевидная невежественность, безграмотность, невоспитанность. СМИ, ставящие знак равенства между безумием отдельных групп и религиозными ценностями миллиардов представителей, например, Ислама, глубоко ошибаются и занимаются очевидным информационным терроризмом. Конечно, работников СМИ можно попробовать понять, ведь они — обычные люди, ограниченные в анализе мира собственными стереотипами и умозаключениями, как, впрочем, и те, кто выбрал для себя путь насилия «во имя чего-то святого». Необходим более широкий и многосторонний взгляд на происходящее, подъем хотя бы на уровень полиментарного мышления, когда человек видит в происходящем не две стороны, а много сторон; когда не ограничен собственной трактовкой реальности, а способен вмещать больше одной реальности одновременно. В жизни есть не только белое и черное. К сожалению, людям, выбравшим для себя путь обвинений, оскорблений, преступлений (в какой бы то ни было форме) и насилия, очень сложно это понять.

Подробнее о четырех уровнях мышления читайте в моей книге «Как увидеть Рай?» или на сайте umma.ru.

[3] «Разве не могли они попутешествовать [изучить историю прошлых веков и тысячелетий, а затем посетить сохранившиеся памятники, столицы государств и цивилизаций когда-то процветавших и сокрушавших любого врага], имея при этом разумеющие сердца и слышащие уши?! Не глаза слепнут у людей, а сердца, которые в груди [они не внемлют урокам прошлого в настоящем, не пытаются их понять. Вся их жизнь — это бег из ниоткуда в никуда по узкой тропинке стереотипов и личных интерпретаций, субъективных умозаключений]» (Св. Коран, 22:46).

[4] «Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [себе в мирское и вечное благо], а если совершаете что-то плохое, злое [развращаете, сеете раздор; осмеливаетесь посягнуть на честь, жизнь или имущество других], то — против самих же себя. [Вам лишь кажется, что вы вредите другим, на самом же деле пострадаете вы сами, не от людского, так от Божьего правосудия]» (см. Св. Коран, 17:7).

[5] «И соревнуйтесь же [пред Всевышним] в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний и поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на Землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь». В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, забавными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Всевышний Творец соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Господь все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Ему подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).

«Если бы пожелал Аллах (Бог, Господь), то сделал бы вас единой нацией [вы могли бы быть совершенно идентичными друг другу. Не было бы исторических этапов развития, не было бы разных пророков и посланников, а как следствие — разных Писаний и практических рекомендаций. Не было бы разделения на народности и религии]. Однако [Он, Всевышний Творец, сделал вас разными], дабы испытать в том, что дано вам. Поспешайте же к совершению благих дел! Все вы [вне зависимости от должностей, национальностей, гражданства, вероисповедания, убеждений] вернетесь к Аллаху (Богу) [Господу миров, Властелину Судного Дня], и Он объяснит вам то, в чем вы расходились [разрешит все ваши споры и разногласия, воздаст вам сполна за ваши дела]» (см. Св. Коран, 5:48).

«Затем [по завершении твоей миссии, Мухаммад] Мы [говорит Господь миров] оставили (оставим) Книгу [Священный Коран] в наследство тем, кого Мы избрали (кому отдали предпочтение) из числа людей. Среди них есть и (1) те, кто притесняет себя [храня Писание на полке, не утруждая себя чтением его и изучением, не говоря уже об анализе, проведении параллелей с повседневной действительностью или практикой высоких коранических смыслов, не говоря о постоянстве пред Богом, терпении, благодарности и обязательности. Но в то же время эта категория людей бережно относится к заключительному Писанию, свято хранит его как Богом данное, а потому они унаследуют его]. [Среди них] и те, (2) кто представляет собою нечто среднее [уделяет время теории и практике смыслов Священного Корана, но непостоянен в этом], и [наконец] те, (3) кто спешит (опережает, обгоняет, берет первенство; предшествует) в совершении благодеяний, с позволения на то Господа. [Коранические бриллианты смыслов и жемчуга пророческого наследия, нравственность, набожность и усердие в благом — сопровождающее их и окрыляющее на протяжении всей жизни, ставшее неотъемлемой частью их личности по итогу чтения Слова Божьего, заучивания отдельных глав и размышления над смыслами Священного Писания]. Это — огромная милость [то есть результат проявления к ним величайшей Божественной милости, ведь стремление соответствовать тому, каким должен быть верующий, согласно заключительному Писанию, защитит их от многих земных и вечных проблем и поспособствует подъему на соответствующие уровни земной и вечной благодати, с благословения на то Всемилостивого Творца]» (Св. Коран, 35:32).

[6] См.: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 74.

[7] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[8] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 265; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. 2002. С. 1632, часть 5/266, хадис № 22647 (22291).

[9] Именно такой глагол использован в риваятах аль-Бухари и Муслима.

[10] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».

[11] «Человек ведь сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие совершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и самодисциплина]» (см. Св. Коран, 4:28).

[12] Хадис от Му‘аз ибн Джабаля; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 258, хадис № 7; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 386, хадис № 2619, «хасан сахих»; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3. С. 528, хадис № 23, «хасан сахих».

[13] Местоимение «Мы» указывает на величие Творца, а не на Его множественность.

[14] Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 4. С. 341–347.

[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2032, хадисы № 6475, 6476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 373, хадисы № 6475, 6476.

[16] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 397, хадис № 1736, «хасан».

[17] Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. С. 11–15.

[18] «О верующие! На вас — ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него. Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Богу, и Он объявит вам о том, что вы делали. [Приучите себя замечать лишь свои изъяны, работать над ними, ведь этот процесс может быть достаточно творческим и занимательным, к тому же даст возможность раскрыть в себе немало положительных, сильных качеств. Замечать ошибки и недоработки других у вас в таком случае не останется времени]» (Св. Коран, 5:105).

[19] «Он [Господь миров] сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:2).

[20] «Полиментарные мыслители — люди с высокой терпимостью — и даже предпочтением — к неопределенности и сложности. Они считают, что у каждой проблемы есть не одно правильное решение. Они думают, реагируют и выражают свои идеи с уважением к правам других участников обсуждения. Полиментарные люди интуитивно и сознательно понимают, что у каждого своя правда и истина. Они способны признать обоснованность других точек зрения, даже если это противоречит их мнениям. Для них важнее учиться и развиваться, чем быть «правым». Они уважают аргументированность, доказательства, честность и справедливые правила игры и стараются избегать соблазна использовать свой интеллект, чтобы влиять на других людей нечестным образом. Полиментарные люди считают себя незавершенными творениями и, следовательно, свое мнение тоже считают незавершенным творением — миниатюрными строительными проектами, которые обретают форму и развиваются с развитием их обучения и понимания. Они отделяют свое мнение от своего эго и понимают, что мнения — лишь безличная совокупность идей, которые упорядочивают то, что им известно на данный момент. Полиментарные люди знают, как убедить других, продвигая свои идеи неагрессивными методами, и они не считают конфронтацию эффективным способом изменить мнение человека». См.: Альбрехт К. Практический интеллект. Наука о здравом смысле. М.: Бизнес Психологи, 2011. С. 125.

Подробнее о четырех уровнях мышления читайте в моей статье «Разве вы не разумеете?» https://umma.ru/stati/trillioner/7945-razve-vy-ne-razumeete-chast-2.

[21] «О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом — Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1