Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане тяжело переживали гибель одного из своих гонцов, отправленного к правителю Бусры. Вызывали гнев также обстоятельства, при которых он был убит: Шархабиль ибн ‘Амр связал его веревкой и отрубил ему голову. Никто из других посланников не испытал подобной участи, ибо не подобало убивать посланников. Убийство послов и гонцов всегда причислялось к наиболее отвратительным преступлениям, равносильным объявлению войны. Сообщение о происшедшем крайне опечалило посланника Аллаха ﷺ. Мусульмане решили отомстить за унижение и вогнать в страх правителя, совершившего преступление в угоду римлянам.
Мусульмане собрали войско, которое для них на тот момент можно счесть огромным, а именно три тысячи человек. Жители Медины вышли проводить войско, напутствуя его словами: «Пусть Аллах наполнит ваше утро миром, защитит и вернет вас в здравии».
Пророк ﷺ определил предводителей войска, предвещая тяжелый бой и гибель их одного за другим. Первым возглавлять воинов он назначил Зейда ибн Хариса. Если он будет повержен, то — Джа‘фара ибн Абу Талиба. А в случае его гибели — ‘Абдуллаха ибн Раваху[1]. Каждый из них отдаст жизнь на Божьем пути.
Белое знамя войска было вручено Пророком Зейду ибн Харису — сыну убитого гонца аль-Хариса ибн ‘Умайра.
Также Пророк ﷺ велел мусульманам явиться на место гибели аль-Хариса и сначала призвать жителей той местности к Исламу. Если они ответят на призыв, то не начинать войну с ними. В противном случае — призвать на помощь Всевышнего и сражаться. Посланник Аллаха завещал своим воинам: «Сражайтесь на пути Всевышнего и во имя Него с теми, кто отрицает Аллаха. Не поступайте вероломно: не совершайте набегов, не убивайте женщин, детей, стариков и уединившихся в кельях, не вырубайте пальм и других деревьев, не разрушайте строений»[2].
А пока войско направилось к подступам Шама. Новости о его приходе опередили его появление. Римляне в страхе перед мощью мусульман выдвинули свое войско. Когда мусульмане достигли места под названием Ма‘ан, они узнали, что их ожидает сто тысяч римлян и столько же арабов-христиан.
Нападение на такое огромное войско было бы опрометчивой затеей. В течение двух ночей мусульмане обдумывали дальнейший план. Одни сказали: «Нужно направить послание Пророку с сообщением о численности врага. Он либо отправит подкрепление, либо укажет иное». ‘Абдуллах ибн Раваха ─ не был согласен с данным решением, он воскликнул: «О народ, воистину, то, чего вы опасаетесь, и есть то, ради чего выступили в путь — достойная смерть на Его пути. Мы не сражаемся многочисленностью и силой, однако сражаемся религией Аллаха, посредством которой Он возвеличил нас. Идите, вас ждет одно из двух — победа или достойная смерть!»[3]
Его проникновенная речь возымела действие, исчезло сомнение в рядах мусульман. Они решили сражаться, невзирая на последствия. Ибн Раваха чувствовал, что смерть неизбежна, и он готовился к ней. Возможно, военная мудрость должна была подтолкнуть к иному выходу, однако мусульмане, услышав призыв к самоотверженности, пожелали вечности. К тому же они помнили, что в предыдущих битвах они одерживали победу отнюдь не количеством.
Абу Хурайра передает: «Я был свидетелем Му’ты. Когда язычники приблизились, мы увидели такое количество воинов и оружия, что внутри все содрогнулось. Сабит ибн Акрам[4] сказал мне: «Абу Хурайра, ты в смятении?» Я ответил «Да». Надо отметить, что Абу Хурайра ─ был одним из тех, кто стал мусульманином после Худайбийи. Сабит сказал: «Ты не присутствовал с нами при Бадре. Воистину, мы побеждали не своей многочисленностью»[5].
Два войска встретились. Три тысячи храбрецов сражались на открытой местности с войском, превышающим их в семьдесят раз. В руках любимца посланника Аллаха — Зейда ибн Хариса было знамя Пророка, пока его не одолел копьями противник. Знамя перехватил Джа‘фар ибн Абу Талиб и отважно бросился на неприятеля. Абу Дауд передает слова человека, воочию видевшего битву: «Воистину, я видел Джа‘фара, как он на своем коне бросился в бой. Он соскочил с верхового животного и сражался, пока не был убит. Он произносил: «О, сколь прекрасен Рай и прохладно его питье! О римляне, наказание близко! Безбожны они и их род! На мне обязанность при встрече сражаться с ними!»
Передается, когда в бою ему отрубили правую руку, он подхватил знамя левой. Когда же отрубили и ее, он прижал знамя Пророка к своему телу предплечьями, не выпуская до самой смерти. Сообщается, что какой-то византиец рассек бесстрашного воина надвое. Аллах даровал ему в Раю два крыла. Вот почему его называют Джа‘фар ат-Тайяр (летучий Джа‘фар). Он удостоился шахады в возрасте 33 лет. Пророк сказал: «Я видел Джа‘фара в Раю с обагренными кровью крыльями»[6].
В своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова Ибн ‘Умара: «Во время этой битвы я находился среди воинов, и мы стали искать Джа‘фара ибн Абу Талиба. Обнаружив его среди убитых, мы насчитали на его теле более девяноста ран, нанесенных мечами, копьями и стрелами. И все эти раны были на его теле спереди»[7].
После гибели Джа‘фара знамя поднял ‘Абдуллах ибн Раваха. Из-за мощного натиска противника он впал в некоторое сомнение, но убедил себя идти к благому исходу, который обрели два его товарища. «О душа, ты в любом случае умрешь. И вот она смерть — что ты желала, то получила. Если поступишь, как твои два друга, то обретешь верный путь!» — произнес он в форме стиха. К нему подошел его племянник и протянул кусок мяса, чтобы тот подкрепил силы, затраченные в эти тяжелые дни. ‘Абдуллах успел лишь раз поднести ко рту провизию, как услышал рев битвы. «Ты еще на этой земле?» — вопросил он у себя, тотчас бросил еду, выхватил меч и ринулся в свой последний бой.
Знамя взял в руки Сабит ибн Акрам и воззвал: «О мусульмане, договоритесь, за кем мы последуем». Когда ему сказали, что это должен быть он, Сабит ответил: «Нет, я не вправе». Сабит отказался от предводительства не из страха смерти, а зная, что есть более достойные первенства. Он схватил знамя лишь для того, чтобы оно не упало. Как было бы хорошо, чтобы люди справедливо оценивали уровень друг друга и давали занять каждому заслуженное место, а также не обременяли умму своей слабостью и себялюбием!
Выбор пал на Халида ибн аль-Валида. Он прибегал к уловкам, дабы спасти войско и вытащить из бойни. Отступление было изнурительным и тяжелым. Халид не хотел, чтобы римляне догадались о его тактике. В своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова этого великого полководца: «В день битвы при Му’те в моей руке раскрошилось девять мечей и не осталось у меня ничего, кроме йеменского клинка»[8].
С наступлением ночи установилось временное перемирие. Когда взошло солнце, Халид поменял расстановку своих малочисленных сил. Он поменял местами тех, кто стоял спереди и сзади, а также правую и левую стороны. Его целью было не всеобщее столкновение, а короткие схватки с римлянами, чтобы успеть принести им как можно больше потерь. Эта тактика помогла спасти то небольшое число людей, которые были с ним, а также честь мусульман в первой битве с такой могучей империей. Удивительно, но римлян изнурил бой с мусульманами, они понесли большие потери, а часть отрядов сбежала. Халид ограничился этим исходом и предпочел отступить с оставшимся войском.
Посланник Всевышнего ﷺ, находясь за многие километры от происходящего, далеко в Медине, рассказывал собравшимся около него сподвижникам об этих событиях, будто видел их воочию: «Взял знамя Зейд, и был сражен, потом взял его Джа‘фар, и был сражен, потом взял Ибн Раваха, и был сражен». Говоря это, посланник Аллаха плакал, из глаз его текли слезы. После он произнес: «Теперь знамя взял один из мечей Аллаха, и Всевышний даровал им победу»[9].
Мечом Аллаха был легендарный Халид ибн аль-Валид, своим воинским искусством и одаренностью сумевший вызволить мусульман из того труднейшего положения, в котором они оказались.
В жизни всегда идет борьба между добром и злом, противостояние сил. На определенных людей возлагалась великая миссия самоотверженности в защиту справедливости, помогающей сохранить жизни и свободу других.
Священный Коран гласит:
«И если бы не защита одних людей другими [если бы не то равновесие, которое Всевышний устанавливает между силами добра и зла], тогда нарушилось бы положение дел на земле [зло перешло бы все вообразимые и невообразимые границы, захлестнув все вокруг]. Однако же Господь милует миры» (Св. Коран, 2:251).
Ибн Исхак передает слова посланника Аллаха ﷺ: «Воистину, они были вознесены в Рай и восседали на тронах из золота. Я увидел трон ‘Абдуллаха ибн Равахи, он несколько отличался от двух других. Я спросил о причине этого, мне был ответ: «Они неустанно шли вперед, ‘Абдуллах же в какой-то момент поколебался, но потом последовал вперед»[10].
Битва показала, что смелость и отвага мусульман достигли невиданного уровня. Перед их силой духа и самоотверженностью потускнело былое величие цивилизаций того периода. Стремление к отваге было присуще не только воинам, но и детям. Достаточно того факта, что по возвращении в Медину дети встречали воинов, отрицая своими словами саму возможность отступления. Они видели в этом побег с поля боя. Поистине, это было поколение с истинной верой, — сколь великого успеха они достигли, выковав таких сынов. Мусульманская умма нуждается сегодня в том, чтобы познать уроки прошлого.
Пророк ﷺ, рассказывая об убитых предводителях, поведал своим сподвижникам: «Они не желали бы сейчас быть среди вас»[11]. О да! Воистину, соседство, к которому они устремились, желаннее для их душ и глаз, нежели мирская жизнь и все, что в ней. Что касается их семей, то они находятся под покровительством Аллаха. Сколь прекрасен Он как Покровитель и Помощник!
От ‘Абдуллаха, сына Джа‘фара, передается: «К нам пришел Пророк спустя три дня после смерти отца и сказал: «Не оплакивайте моего брата после (этого дня). Пригласите ко мне сыновей моего брата». Нас вывели подобно птенцам. Пророк ﷺ велел привести парикмахера, и тот постриг нас. Пророк сказал: «Что касается Мухаммада, то он похож на нашего дядю Абу Талиба. Что касается ‘Абдуллаха, то его телосложение и нрав похожи на мои». После он взял мою руку, приподнял и трижды произнес: «О Аллах, даруй замену Джа‘фара в его семье. Заложи Свою благодать для ‘Абдуллаха в сделках его правой руки». Пришла наша мать и стала причитать о том, что мы остались сиротами. Пророк ﷺ сказал: «Неужто ты боишься их нужды? Поистине, я их покровитель в этой жизни и в вечности»[12].
Мусульмане не нашли в последствиях Му’ты успокоения их желанию отомстить. Племена христиан, проживавшие севернее, прибегли к помощи римлян в сражениях с мусульманами. Тем самым они спаслись от наказания, полагающегося по причине их посягательства на жизнь аль-Хариса ибн ‘Умейра. Но необходимо было внушить страх их сердцам, дать почувствовать, что посланцы Ислама не станут переносить такое унижение. Таким образом, военная активность мусульман сместилась дальше.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 143, хадис № 4261.
[2] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 387.
[3] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 2. С. 375.
[4] Сабит ибн Акрам — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал к племени Аус. Принял участие с Посланником во всех битвах, в том числе в битве при Му’те. В последующем участвовал в погашении смут вероотступничества. Умер в 12 г. по хиджре (634 г. по григор.).
[5] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 419.
[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи. Т. 5. С. 654, хадис № 3763.
[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 806, хадис № 4261.
[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 807, хадис № 4265.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 806, хадис № 4262.
[10] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 4. С. 368.
[11] См.: Муснад Ахмад. Т. 19. С. 167, хадис № 12114.
[12] Там же. Т. 3. С. 279, хадис № 1750.