Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Однако что Абу Ляхаб, что курайшиты, что вся мирская жизнь для человека, который несет миссию от Аллаха, имеющего власть над небесами и землей? Он пытается вернуть миру утраченное благоразумие, стереть предрассудки, пронизывающие всю жизнь. Разве могут хоть какие-то попытки невежественного или надменного человека остановить великую миссию и не дать достичь ей своей цели? Воистину, водоросли на воде не могут остановить суда. Если люди в джахилии испытывали неприязнь к мусульманам по причине их выделенности среди народа своим призывом — так, что их называли вероотступниками, — то мусульмане больше всего испытывали неприязнь к ним из-за утраты ими самих себя и потери рассудка, когда те держались мертвой хваткой за суеверия, относительно которых Аллах ничего не низвел.
Призыв, с которого начал Мухаммад ﷺ в Мекке, был направлен не на то, чтобы построить маленькое государство, а на взращивание нового поколения, от которого народы продолжат наследовать истину и распространять ее по земле, пока на ее поверхности не остановится жизнь. И как может навредить вражда одного человека или племени этой миссии, положение которой таково сегодня и будет таким в будущем? И кто эти враждующие?
Фанатичные, нетерпимые, слепо следующие лишь своим племенным убеждениям. Их разум окостенел, а сила подталкивала противостоять мыслящим иначе.
«Если им читаются Наши явные и очевидные знамения, то ты видишь на их лицах недовольство и отвращение. Они готовы наброситься [от ненависти и негодования; готовы разорвать на части] тех, кто зачитывает им знамения [строки из Священного Писания]. Скажи им: «Вам рассказать о чем-то более ужасном [о том, что вызовет в вас большее негодование]? Это — Ад, обещанный безбожникам. Худшего прибежища не найти» (Св. Коран, 22:72).
- Беспечные и пребывающие в роскоши — их обольстило богатство, а ложное им любимей, поскольку помогает восседать на роскошных сиденьях. Они не приемлют истину, так как она свободна от прикрас и услад.
«Когда читаются им [людям] Наши ясные и понятные знамения [когда слышат они строки Писания], безбожники [в некоем замешательстве, стараясь найти оправдание своим убеждениям] говорят верующим: «Посмотрите-ка, у кого из нас лучше положение и окружение?! [Вам ли нас учить уму-разуму, ведь мы достигли значительных высот, мы богаче и влиятельнее вас! Если и есть Бог, то Он больше любит нас, нежели вас]» (Св. Коран, 19:73).
- Придирчивые, излишне требовательные, упрямые. Они считают прямой путь Милостивого детской забавой или воспринимают его одеянием, которое можно надевать по настроению. Они говорят: «Оставь это, но дай другое».
«Когда читаются им Наши явные (очевидные) знамения, те, которые не стремятся к встрече с Нами [не верят в воскрешение и Судный День], требуют: «Дай нам другой коран [помимо этого Священного Корана] или поменяй [те повествования в нем, которые нам не подходят, не нравятся, измени, тогда мы пойдем за тобою, прислушаемся]!» Ответь им: «Не в моей власти менять что-либо (поменять его) по своей инициативе. Я следую лишь тому, что внушаемо мне Божественным Откровением. Я боюсь наказания, которое может постигнуть меня в Великий День [Суда], если ослушаюсь моего Господа [и совершу то, что не согласуется с повелением Творца]» (Св. Коран, 10:15).
- Шутники, которые советуют друг другу поднимать шум, когда читаются аяты, дабы они не были услышаны и поняты или чтобы не оставили след в чистом разуме и благом сердце.
«Безбожники сказали: «Не слушайте этот Коран [не прислушивайтесь к его смыслам]. Заболтайте все то, что касается его [игнорируйте, мешайте его чтению возгласами, криками, болтовней]. Возможно, вы победите [и люди перестанут читать Священное Писание, уважать его и прислушиваться к его смыслам]» (Св. Коран, 41:26).
Если бы жители Мекки усомнились в правдивости Мухаммада, хотя бы лишь для того, чтобы изучить его положения, рассмотреть его миссию и спокойно сравнить с тем, что у них, — никто не смог бы опротестовать то, с чем он пришел. И так поступил бы любой разумный человек. Но они стали убегать от Ислама подобно тому, как преступник сбегает с места исполнения наказания, когда раскрылось его греховное деяние и был вынесен надлежащий вердикт. Посланник Аллаха был сильно опечален из-за того, что они отвернулись и что отверженность сопровождалась обвинением во лжи и бросанием вызова. Естественно, что правдивый и достойный человек переживает боль, если его отвергают. Однако Аллах оказал ему поддержку и раскрыл суть этих людей.
«Мы знаем, что тебя [Мухаммад] опечаливают их слова. Однако же они не столько обвиняют тебя во лжи [не верят тому, что ты Божий посланник, а чудеса твои называют колдовством], сколько отрицают эти грешники знамения Аллаха (Бога, Господа). [Они не оскорбляют тебя, ведь ты, в том числе и для них, как был, так и остался надежным и правдивым, но принижают веру и ее постулаты.]» (Св. Коран, 6:33).
Воистину, если слабоумный преградит вдруг дорогу и начнет своим языком порочить твою честь, ты услышишь, как тебе скажут: «Не он хочет задеть тебя, а безумие его виновато». Точно так же грубая речь и отрицание язычников больше произрастали из неприятия, которое было в них самих, нежели из желания задеть и принизить человека.
«Однако же они не столько обвиняют тебя во лжи [не верят тому, что ты Божий посланник, а чудеса твои называют колдовством], сколько отрицают эти грешники знамения Аллаха (Бога, Господа)» (Св. Коран, 6:33).
Мухаммаду ﷺ надлежало идти по пути призыва и преодолевать все преграды и трудности, как и уверовавшим в его миссию. Они проявляли стойкость не ради личной выгоды и не только лишь по причине возложенной на них обязанности. Напротив, во имя пользы для последующих поколений. Поистине, высокое здание не может стоять без фундамента, уходящего вглубь земли: именно основание несет на себе тяжесть здания. Так и первые сподвижники Мухаммада своей стойкостью, убежденностью и непоколебимостью явились основой его миссии и причиной ее распространения в будущем во всех уголках мира.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.