Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Несмотря на то, что историей зафиксировано множество фактов терпеливости, принятия на себя ответственности и взаимной поддержки между ансарами и мухаджирами, проблемы бедности распространились среди нового общества. И хотя порой они скрывались за скромностью и умением довольствоваться малым, все же чаще нужда выявляла возникавшие сложности. То государство, что формируется среди народов, которые чинят козни и пытаются разрушить его, может испытывать кризисы. И люди должны быть готовы достойно их переносить. Важно, чтобы наличие и ощущение этих проблем и трудностей не явилось причиной недостойного поведения, слабости устремлений и недостаточности усердия.
Аллах упрекнул мусульман за некоторые недочеты до и после битвы при Бадре. Он желал, чтобы они освободились от них, пусть даже и были поводы для их появления. Когда они вышли из Медины для встречи с язычниками Мекки, их надежды касались лишь захвата каравана и его сокровищ. И это понятно, потому что, поистине, они были изгнаны из своих домов, лишены имущества, жертвовали на пути Аллаха собой и своими детьми. Аллах же желал, чтобы они продолжили жертвование на Его пути и достигли очередной ступени вопреки нужде, которая своими клыками кусала их. Важно, чтобы именно желание справедливого возмездия, которое должно было обрушиться на язычников, являлось более весомым на их весах, нежели захват трофеев.
«А ведь Господь пообещал вам, что одно из двух вы точно получите, [пообещал, что] это будет принадлежать вам. [То есть сделайте все зависящее от вас, не боясь, не ленясь, не сомневаясь, и вы достигнете лучшего.] Вы же очень хотите того, в чем нет силы, мощи [того, чего легче достичь, но в чем нет большого смысла]. Всевышний желает Словом Своим [Божественными обещаниями, благословениями и знамениями] поставить (вознести) правду на полагающееся ей [высокое] место и нанести безбожникам сокрушительный удар» (Св. Коран, 8:7).
Они поспешили после победы завладеть трофеями, и каждая группа хотела присвоить их себе. ‘Убада ибн ас-Самит передает: «Мы вышли с посланником Аллаха ﷺ и были свидетелями битвы при Бадре, когда две стороны встретились в бою, и Аллах унизил врага. Одна группа продолжала преследовать поверженных, другая же поспешила собирать трофеи, третья находилась с посланником Аллаха, не желая, чтобы его случайно настиг враг. Когда же наступила ночь, все собрались в лагере. Те, кто собирал трофеи, сказали, что никто кроме них не имеет права на добычу. Другие ответили, что больше заслуживают доли, так как именно они разбили врага, отдалив с поле боя. Третьи сказали, что были заняты защитой Пророка ﷺ. Снизошел аят:
«Тебя [Мухаммад] спрашивают о [военном] трофее [полученном в битве при Бадре]. Ответь им: «Это принадлежит Аллаху и Его посланнику [который распределит между вами надлежащим образом. [Но трофеи не есть цель военных противостояний.] [Главное] будьте набожны [благородны, выше животной страсти к наживе и враждебных настроений] и примиряйте друг друга [не ссорьтесь, не спорьте, тем более из-за мирских благ]. Будьте покорны Аллаху (Богу) и Его [заключительному] посланнику, если вы [считаете себя] верующими» (Св. Коран, 8:1).
После этого посланник Аллаха ﷺ разделил трофеи между мусульманами[1].
Причина этого спора скрывалась в нужде, которая коснулась мухаджиров и ансаров в одинаковой степени. Посланник Аллаха ﷺ наблюдал ее печальные последствия, когда сподвижники отправлялись к Бадру. Он обратился к Аллаху с просьбой избавить их от этих бед. ‘Абдуллах ибн ‘Амр[2] передает: «Когда посланник Аллаха ﷺ вышел в день битвы, с ним было 315 сахабов. У Бадра он воскликнул: «О Аллах! Воистину, они голодны, утоли же их голод. Воистину, они босы, помоги же им. Воистину, они голы, одень же их!» Аллах даровал ему победу в день Бадра: когда воины вернулись, не было среди них такого, кто не нес бы один либо два мешка трофеев, из которых они оделись и насытились»[3].
Поистине, продолжительный голод и нагота оставляют в душах порезы и шрамы, заставляя мыслить определенным, пронизанным сумрачностью образом. Если кризисы ввергают общую массу в тяжелое положение и побуждают с рвением отдаваться поиску еды
и одежды для себя и своих семей, то великим личностям следует воздерживаться от этого и скрывать свое чувство нужды, не впадать в споры и разногласия. Этика в этом вопросе и есть то, за что Аллах упрекнул мусульман в суре, которая рассказывает о битве при Бадре. Часть мусульман является примером для других, и если их нравы и устои пошатнутся, то основная масса людей будет больше подвержена опасности оказаться ввергнутой в пучину анархии.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 37. С. 421, хадис № 22762.
[2] Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Амр аль-Курайши (6 г. д. х.–64 г. п. х.) (616–684 гг. по григор.) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада, мусульманский правовед. После принятия Ислама участвовал во многих битвах между мусульманами и язычниками. Много времени уделял молитвам и посту, отличался своей набожностью. Был одним из самых образованных людей своего времени, занимался преподавательской деятельностью. Знал не только арабский, но и дневнееврейский и сирийский языки. Является передатчиком около 700 хадисов, которые зафиксированы в его труде «Ас-Сахифа ас-Садика». Умер в городе Фустат.
[3] См.: Абу Дауд С. Сунан Абу Дауд. Т. 3. С. 79, хадис № 2747.