Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мухаммад ﷺ не был человеком фантазий, склонным к блужданию в них, строящим свою жизнь и призыв на домыслах и небылицах. Он был человеком истины, видящим то, что близко и далеко, в одинаковой степени. Если он чего-то желал, то создавал предпосылки и прилагал все силы в подготовке к этому с учетом реальности. Ни он и никто из его сподвижников никогда не думали, что небеса будут поддерживать его, пока он пребывает в статичном состоянии, или будут защищать в то время, когда он инертен. Чудеса и все выходящее за рамки обыденного не могут явится основой великого человека или великой уммы.
Мухаммад и его сподвижники обучались и обучали, спорили и заключали мирные договоры, побеждали и терпели поражение, распространяя свет своего призыва и сражаясь за каждую пядь земли. Ни один из земных законов не прогнулся под них, порядок мироздания не стал другим. Они уставали больше врагов, несли серьезные жертвы и потери на пути Господа.
Аллах преподносил им уроки, дабы они не ожидали пристрастного отношения судьбы. Хотя им более чем кому бы то ни было был присущ здравый смысл, чтобы не ждать чего-то подобного. Аллах обращается к Своему пророку:
«Если ты [Мухаммад, или тот, кто вместо тебя] будешь с ними и встанешь во главе молитвы-намаза [в периоды битв и сражений], тогда пусть часть из них [первая половина] встанет на молитву вместе с тобою, не оставляя оружия [держа его при себе на случай неожиданного нападения]. Когда они [первая половина] упадут [вместе с тобой] в земной поклон [в первом ракяате], тогда пусть [вторая половина] будут позади вас [и прикрывают, охраняют].
[Руководитель выполняет первый ракяат с первыми, после чего они завершают молитву самостоятельно, он же стоит на втором ракяате и ждет оставшихся, еще не молившихся.] И [после того как первая группа завершит намаз] присоединятся [к стоящему и ожидающему их имаму] другие, которые еще не молились. Пусть [и они] молятся с тобой. [Руководитель, стоя в молитве, дожидается их и совершает с ними свой второй ракяат, но для них он — первый. В ташаххуде он ждет их, пока они совершат второй ракяат, и вместе с ними, со вторыми, сообща завершает молитву приветствием по обе стороны. Первая группа к тому времени уже совершила молитву, самостоятельно закончив ее приветствием, и удалилась.] Пусть [и вторая группа] сохраняют бдительность (будут осторожны, внимательны) и держат при себе оружие [на случай неожиданного нападения].
Безбожники желали бы, чтобы вы оставили без внимания ваше оружие и провизию, а они в этот момент неожиданно напали бы. Нет греха на вас в оставлении [поодаль] оружия, если [молитва с ним] доставляет вам неприятности (неудобства), например, в случае дождя или если вы больны (обессилели). Будьте осторожны (настороже)! Безбожникам [за все то, что они творят] Аллах (Бог, Господь) уготовил унизительное наказание» (Св. Коран, 4:102).
Посмотри, как им вменяется в обязанность осмотрительность и бдительность даже при стоянии в молитве перед Аллахом. Аллах не дал им права мечтать и думать, что ангелы снизойдут им на помощь, если они сами себе не станут помогать. Таково Божественное обращение к Мухаммаду и его сподвижникам.
Когда же мусульмане позабыли этот урок при Ухуде, то получили болезненную пощечину, потеряв семьдесят своих героев и вкусив позор поражения. Предводитель безбожия, на тот момент это был Абу Суфьян[1], сказал: «Хубаль[2] возвысился». Пророк проявил непоколебимость и решительность в той ситуации. Он сражался и был ранен. В своде хадисов имама аль-Бухари[3] передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха в день Ухуда сказал: «Гнев Аллаха усилился по отношению к народу, который так поступил со своим Пророком (указывая на свой резец). Гнев Аллаха усилился по отношению к человеку, убитому Пророком на пути Всевышнего»[4].
От Анаса передается, что в день Ухуда резец Пророка был сломан, лицо было рассечено и кровь капала с его лица. Он воскликнул: «Как может обрести блаженство народ, который рассек лицо Пророка, сломал его зуб, тогда как он призывал к Аллаху?!»[5] Тогда Аллах ниспослал аят:
Пренебрежение предпосылками для победы повлекло за собой лишь поражение. Разве не являются потерпевшие поражение людьми, олицетворяющими истинное Единобожие? И не являются ли одержавшие победу — служителями чистого язычества?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу Суфьян Сахр ибн Харб аль-Умави (59 г. д. х.–29 г. п. х.) (565–650 гг. по григор.) — правитель Мекки в 622–630 гг. Был одним из врагов пророка Мухаммада. Принял Ислам после того, как мусульмане завоевали Мекку.
[2] Хубаль — языческий бог.
[3] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Бухари (194–256 гг. по хиджре) (810–870 гг. по григор.) — мусульманский богослов, ученый-хадисовед, законовед, толкователь Корана, писатель и философ из Бухары. Автор множества трудов по исламской тематике, наиболее известным среди которых является сборник достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари».
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 101, хадис № 4073.
[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 241, хадис № 13657.