Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Заступничество

«Кто заступится пред Ним [Богом], не иначе как по воле Его?!» (см. Св. Коран, 2:255).

*

«В тот День [в Судный День] никто не посмеет заступиться за другого [любые потуги в этом вопросе будут бесполезны], кроме тех, кому разрешит Всемилостивый [Господь миров], кому позволит говорить. [К тому же не факт, что словесное заступничество за кого-то, ходатайство окажется эффективным и будет принято Богом]» (Св. Коран, 20:109).

*

«Ангелы [если и имеют право голоса, то] все равно не смогут заступиться, ходатайствовать пред Богом за кого-либо, кроме как за тех, Кого Он одобрит. [Несмотря на их мощь и величие, ведь планеты нашей галактики в сравнении с любым из ангелов можно уподобить футбольному мячу] они полны трепета пред Богом» (см. Св. Коран, 21:28).

Если и будет возможность заступиться за другого в Судный День и ходатайствовать за него пред Богом, то лишь в случае особого разрешения от Бога, Господа миров.

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад будет иметь особое право заступничества, обещанное ему Богом, и воспользуется им (1) попросив у Творца ускорить начало Судного Дня, когда никто другой не осмелится и все будут мучиться в болезненном и невыносимом ожидании[1], а также (2) ходатайствуя пред Богом за неизмеримо большое число своих последователей: за тех, кто окажется в числе обитателей Рая, он попросит Господа поднять их на более высокие степени в Раю; за тех, кого он попросит ввести прямиком в Рай без Суда; за тех, кто грешил, заслужив кратковременное либо продолжительное пребывание в Аду, Пророк будет ходатайствовать освободить досрочно либо смягчить наказание; за тех, кто совершил большие, очень серьезные грехи и не успел раскаяться и исправиться до смерти. И так до самого последнего из числа его последователей, кто верил, что Бог один и никого, ничего другого не возносил на Божественный уровень святости Господа миров[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мое заступничество [в Судный День охватит в том числе и] совершивших большие грехи из числа моих последователей [которые так и не успели раскаяться в содеянном и исправиться до наступления смерти]»[3].

«У каждого из пророков была [одна особая исключительная] мольба, которая не отвергалась Господом. Все спешно воспользовались ею. Я же [говорил пророк Мухаммад] оставил ее на Судный День, чтобы использовать для заступничества (шафа‘а) за своих последователей. И если пожелает Аллах (Бог, Господь), то заступничество охватит всех из числа моих последователей, кто умер с верой в Единого Господа, не обожествляя кого- или что-либо иное [ушел из жизни оставаясь убежденным в этом]»[4].

Абу Хурайра однажды спросил у пророка Мухаммада: «Кто окажется самым счастливым в результате заступничества твоего в Судный День?» Заключительный посланник Божий ответил: «Самыми счастливыми в результате заступничества моего в Судный День окажутся все, кто искренне верил в то, что Бог Один [и нет никого равных Ему] (кто искренне сказал «ля иляхэ иллял-ла») [и был до конца жизни убежден в единственности Творца]»[5].

Мольба, обращенная к Богу о помиловании в Судный День, — это очень много! Мольба, обращенная к Богу о возможности воспользоваться заступничеством пророка Мухаммада в Судный День — это очень много! Если сосредоточить чуточку внимания на данной мольбе словом и делом, но каждый день(!), это даст огромный эффект как в земной, так и в вечной перспективах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто просит [у Аллаха (Бога, Господа)] для меня благословения один раз [проговаривая салават[6]], тому возвращается в ответ десять Божественных благословений [для него лично]»[7]. Разве есть другой человек в истории человечества, достигший столь высокого уровня пред Богом?! Но ему, заключительному Божьему посланнику, мы, мусульмане, не молимся, не просим у него о чем-либо, а молим Господа миров о милости и благословении для него.

Что касается уважения к ученым и праведникам в Исламе, то оно приветствуется, но должно иметь меру и благоразумный подход в свете Корана и Сунны.

Считаю, что устремленность к Божьей милости и прощению молитвами и делами, а также надежда на заступничество пророка Мухаммада, реализуемая через практику оставленного им наследия и проговаривание салаватов при упоминании его имени — огромный вклад в вопрос заступничества в Судный День для каждого из нас. Нужно ли что-то еще, нужно ли еще у кого-то просить заступничества? Я лично не вижу в этом необходимости, но и не называю верующих, практикующих посещение святых мест и гробниц, просящих у шейхов и устазов, мушриками (язычниками). Жизнь быстротечна и коротка, а потому лучше делать и практиковать то, в чем ты уверен, но каждый день, хотя бы по чуть-чуть[8].

Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина[9], то повторяйте произносимое им [тихо, про себя]. Затем просите у Господа благословение для меня [проговорите салават]. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня аль-васийля — степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Божьих. Я желаю быть им. Кто просит для меня у Бога аль-васийля, тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[10].

По окончании азана[11] как читавший, так и слышавший его произносят салават и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

Транскрипция:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы-намаза! Дай пророку Мухаммаду аль-васийля[12] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение[13]. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Обратите внимание:

«Аллах (Бог, Господь) не притеснит (не обидит, не проявит несправедливости) даже на вес пылинки (на вес атома)! [В Судный День в личном деле каждого из людей будут четко зафиксированы грехи и благие дела, вплоть до мельчайших. Независимо от того, каким был человек (добронравным или скверным; верующим или безбожником) и кем (французом или узбеком, президентом или медиком, христианином или иудеем)]. Если человек заслуживает [хотя бы] единицу благого воздаяния, то она непременно будет [многократно] увеличена и обернется огромным даром от Бога» (Св. Коран, 4:40).

В своде хадисов имама Муслима есть один объемный хадис, и в нем — очень важный фрагмент, касающийся данной темы: «Аллах (Бог, Господь) скажет [по итогу Судного Дня]: «Ангелы ходатайствовали [предо Мною за тех или иных людей, джиннов]. Пророки ходатайствовали [предо Мною за тех или иных последователей своих]. Верующие [кому из них было дано такое право] ходатайствовали [предо Мною за близких им людей]. И не остался никто, кроме того, Кто милостивее всех милостивых». Он [Господь миров] возьмет из Ада группу людей [неопределенное количество, которое разом будет взято из Преисподней, — продолжает пророк Мухаммад, —] вытащив из Ада тех, кто ничего хорошего в жизни земной так и не сделал. Их тела будут подобны углю [многократно выжженные, восстановленные и выжженные заново, когда боль нескончаема и невыносима]. Они [в таком тяжелом и страшном состоянии] будут опущены в благоухающие просторы райской реки жизни. Выйдут они из нее полностью и самым наилучшим образом восстановленными [и разойдутся, Божьей милостью, по обителям Рая]»[14].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2053, хадис № 6565; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 280, 281.

[2] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 26. С. 132, 133; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 2. С. 35, 36; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 286; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 522, 523.

[3] Хадис от Анаса; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 516, хадис № 4739, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 301, хадис № 4892; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 456, хадис № 2292.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 112, хадис № 338–(199).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1983, хадис № 6304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 115, 116, хадис № 6304 и пояснение к нему; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 448–450, хадисы № 2278, 2279 и 2281.

[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2054, хадис № 6570; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6570 и пояснение к нему; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира. С. 289.

[6] Салават — испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада, например, говоря «аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим» либо при упоминании его имени говоря «соллял-лаху ‘алейхи ва саллям» (да благословит его Всевышний и приветствует).

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 175, хадис № 70–(408); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 181, хадис № 1530, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 532, хадис № 8809, «сахих».

[8] У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили: «Какие дела [из числа благих] наиболее любимы Богом?» Он ответил: «Те, которые совершаемы постоянно (на протяжении наиболее продолжительного периода), хотя [будь они] и малочисленны. [То есть не количество важно, а качество и постоянство в благом]». И добавил: «Берите на себя [изначально] те дела [или, например, обязательства], которые вы в состоянии выполнить». Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2029, хадис № 6465.

[9] Муаззин — призывающий на молитву, читающий азан.

[10] Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 165, хадис № 11–(384); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

[11] Азан — призыв к обязательной молитве.

[12]Аль-васийля — одна из степеней в Раю.

[13] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 199, хадис № 614; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 120, хадис № 614 и пояснение к нему.

[14] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 102, хадис № 302–(183); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 2. С. 32, хадис № 302–(183).

Смерть

Судный День

Заступничество

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic