Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

ар-Рахмаан и ар-Рахиим - имена Аллаха

ар-Рахмаан – Обладатель безграничной милости;

ар-Рахиим – Обладатель вечной милости [которая в вечной обители будет проявлена только к верующим, покинувшим земную жизнь с верой в Бога и истинность миссии Божьего посланника своего исторического периода].

Как бы вы представились незнакомым людям, если не по имени? Вероятно, короткий ответ разнился бы в зависимости от ситуации и от того, кто ваш собеседник. Аллах (Бог, Господь) не сравним ни с кем, но, когда Он представляет себя людям в первой суре (главе) Корана, из всех своих прекраснейших имен Он выбирает именно ар-Рахмаан и ар-Рахиим.

Также, обратите внимание, дабы подчеркнуть весомость имени ар-Рахмаан, в аяте 17:110[1] Он, Господь миров, говорит, что нет разницы, назовете ли вы Его Аллах или ар-Рахмаан.

Можно предположить, что именно наши человеческие милость и милосердие во взаимоотношениях с другими людьми являются ключевыми характеристиками для земной и вечной перспектив. Они –очень важные составляющие нашей связи с Господом миров.

Бог ежедневно окутывает каждого из людей множеством подарков по милости Своей, но как же редко мы, люди, замечаем это, а тем более – благодарим за это. Ночь сменяется днем, печаль сменяется радостью, с каждой трудностью приходит легкость.

Одной из форм проявления Божьей милости к нам является то, что за совершенное благодеяние Он воздает десятикратно, а грех фиксирует один к одному. В хадисе-кудси[2] пророком Мухаммадом передаются следующие слова Господа миров: «Если человек говорит, что собирается совершить благодеяние, то Я засчитаю ему его один к одному [повелю ангелам записать это намерение как уже совершенный поступок]. И это до того момента, пока он его не совершит. Если же он совершит его, тогда оно умножится [как минимум] десятикратно [в его личном деле]. Если же человек говорит, что совершит злодеяние, но не согрешит, то Я прощу ему. Если [все-таки] совершит, то запишется это один к одному [по степени греха, не более того]»[3].

Одним из примеров милости Всевышнего является увеличение количества наград за поступки людей во время священного месяца Рамадан. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Совершенное в Рамадан желательное благодеяние засчитывается пред Богом как обязательное, а обязательное — как семьдесят обязательных благодеяний, совершенных в любой другой месяц»[4].

Также в контексте месяца Рамадан в Коране сказано:

«Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих][5] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь могущества). И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь могущества)?! Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» (Св. Коран, 97:1–3).

По Его, Господа миров, милости в жизни вечной после Судного Дня верующие всех времен и народов будут введены в райскую обитель навсегда, что сотрет все страдания и боль, наполнив их суть бесконечным, постоянно обновляемым ощущением радости и счастья. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто войдет в Рай, тот будет жить в роскоши (довольстве) [никаких ограничений и препятствий для бесконечного разнообразия и изобилия], он никогда не будет несчастным [не будет даже намека на депрессию или апатию]; одежда его [на любой вкус, цвет, выбор] не будет ветшать (изнашиваться) [если он того пожелает], а молодость[6] станет для него вечной»[7].

Практическое применение имен ар-Рахмаан и ар-Рахиим в повседневной жизни и молитвах

Жизненная ситуация:

Если у нас возникнет искушение грубо и жестко обойтись с другими, следует сразу напомнить себе о том, что милость Аллаха охватывает всех, а потому прощение и сострадание, терпение и уступки всегда более уместны в контексте наших земных и вечных перспектив. Более уместны в контексте все большего проявления к нам самим Божьей милости и прощения.

Дуа (молитва) с использованием имени Бога:

О Тот, Кто милостивей всех милостивых, направь меня на путь милосердия!

*

В завершении статьи об имени я предлагаю задуматься и ответить самому себе на два вопроса:

1. Как я могу проявлять милосердие к окружающим меня людям?

2. Как бы я себя чувствовал, проявляя милосердие к другим?

Аудиопроповедь об именах ар-Рахмаан и ар-Рахиим

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «Скажи [Мухаммад, людям]: «Обращайтесь к Богу как «Аллах» (Бог) или — «ар-Рахман» (Всемилостивый), [при этом помните] как бы вы к Нему ни обращались [на каком языке ни молили бы Его, ни называли], у Него есть прекрасные имена [раскрывающие Божественные качества, и каждое из этих имен вы можете употреблять в своем обращении к Нему]» (см. Св. Коран, 17:110).

[2] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 77, хадис № 205–(129).

[4] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 93, 100; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1367, хадис № 1965; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1622, 1623.

[5] См.: Св. Коран, 2:185.

В последующем, на протяжении двадцати трех лет, ангелом Джабраилом (Гавриилом), по велению Всевышнего, пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует) постепенно передавались строки (аяты) Писания, упорядоченно раскрывающие и объясняющие Божественные повеления и положения, актуальность которых сохранится вплоть до Конца Света. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 332, 334.

[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1140, хадис № 21–(2836).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1