Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Курайшиты никак не могли успокоиться после произошедшего при Бадре. Последующие события лишь преумножили их ненависть и желание отомстить. По прошествии года мекканцы завершили военную подготовку, к ним примкнули союзники из числа язычников, а также те, кто испытывал неприязнь к Исламу и его последователям.
Огромное войско численностью 3000 человек вышло в путь. Их предводитель Абу Суфьян счел необходимым взять с собой женщин, дабы мужчины были готовы идти на риск и отдавать свои жизни для защиты их чести и семьи. Сдерживаемый гнев, а также память о прошлых неудачах распаляли сердца и не предвещали ничего, кроме жестокой битвы.
В первых числах месяца Шавваль 3-го года по хиджре (625 г. по григор.) войско достигло Медины, остановилось у подножия горы Ухуд и выгнало своих лошадей пастись в округе.
Тем временем мусульмане собрались вокруг посланника Аллаха ﷺ, чтобы прояснить, как лучше поступить: встретиться ли с врагом на открытом пространстве либо заманить войско вглубь Медины так, чтобы мужчины сражались с противником на дорогах, а женщины давали отпор с крыш домов.
Посланник Аллаха ﷺ склонялся к последнему мнению, его поддержали опытнейшие мужи, имеющие решающее слово. Также этого мнения придерживался ‘Абдуллах ибн Убей, который известен нам как глава лицемеров: «Это именно то решение, которого нужно придерживаться», — сказал он. Однако те, которые не были при Бадре, желали выступить в путь, говоря: «Мы долго ждали этого дня и молили Аллаха, и вот — путь близок». Их поддержали юные воины, жаждущие сразиться и пасть на поле битвы. Стало очевидным, что большинство хотело выступить и сразиться за пределами Медины. Посланник Аллаха ﷺ зашел в дом и вышел в полном снаряжении. Люди почувствовали, что они вынудили Пророка так поступить, и потому решили отказаться от своего мнения. Но Пророк видел некое умаление достоинства в том, чтобы колебаться и проявлять нерешительность в такой момент. Он сказал: «Не подобает Пророку, облачившемуся в кольчугу, снимать ее, пока Аллах не разрешит спор между ним и его врагом. Придерживайтесь набожности и терпения в битве. Задумайтесь над тем, что Аллах вам повелел, и выполните Его волю»[1]. Священный Коран гласит: «Если ты твердо решил что-то сделать, то положись на Аллаха. Поистине, Он любит тех, кто на Него полагается»(Св. Коран, 3:159).
Тысячное войско мусульман еще не достигло Ухуда, когда в дороге ‘Абдуллах ибн Убей отступил с третью войска, говоря: «Мы не знаем, зачем нам убивать самих себя». Ссылаясь на то, что посланник Всевышнего не принял в расчет его мнение, а прислушался к другим, он повернул обратно в Медину.
За ними отправился ‘Абдуллах ибн Харам[2], призывая остаться и напоминая им об обязанности защищать Медину — либо у них нет веры в Аллаха, День Суда, убежденности в истинности Ислама и его Посланника. Ибн Убей отказался повиноваться, тогда касательно него и всех отступников снизошел аят:
«И для того, чтобы стали известны лицемеры [чтобы проявили себя]. Было сказано им: «Сражайтесь на пути Аллаха или встаньте на защиту [чтобы защитить себя, своих близких, свою Родину]!» Они ответили: «Если бы мы умели воевать, тогда пошли бы за вами». В тот момент они были ближе к безбожию, нежели к вере. Их уста говорят то, чего нет в их сердцах. [Но] Аллах (Бог, Господь) хорошо осведомлен о том, что они скрывают» (Св. Коран, 3:167).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 23. С. 100, хадис № 14787.
[2] Абу Джабир ‘Абдуллах ибн Харам — сподвижник пророка Мухаммада. Принадлежал племени Хазрадж и считался одним из почетных людей этого племени. Присутствовал во время второй присяги при ‘Акабе, где был одним из предводителей ансаров. Принял участие в битве при Бадре. Был убит в битве при Ухуде.