Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Богатеть или продолжать завидовать?

Современные российские (и не только) мусульмане (особенно ничем не отличающиеся от среднестатистического россиянина другого вероисповедания), становясь религиозно-практикующими, часто смотрят на подстрочные переводы текстов Корана или Сунны через призму собственной подсознательной нищеты, убежденности в ограниченности возможностей, из страха перед богатством (налоги, бандиты), а особенно из страха перед завистью и недругами, которые, учитывая нашу российскую ментальность, приумножаются в жизни человека по мере становления его более богатым и влиятельным. Это печально, но факт.

Известный психолог Эрик Берн считал, что на человека огромное влияние оказывают сказки, прочитанные в детстве. Я бы добавил еще — фильмы, которые он любил смотреть в юности. Потом человек может неосознанно повторять судьбу героев, копировать их.

Сказки российских народов часто затрагивают тему бедности или богатства, и бедность в них превозносится больше. Многие бравируют своей бедностью, пропивая с горя последнюю копейку и ругая власть через экран телевизора либо на митинге. Богатые же часто испытывают скрытое чувство вины, борясь с ним порой показной роскошью. В каких-то случаях имеющие высокий достаток сами провоцируют собственное разорение. Многие россияне не могут разбогатеть, так как втайне стыдятся иметь деньги и сами выбирают роль бедняков — в их любимых сказках, мультиках или фильмах бедные всегда были хорошими. Но нравственное не противоречит финансовому. Нужно быть и добрым, и честным, и при этом иметь достаточно средств для достойной жизни, в частности — и для претворения добра в конкретную помощь, конкретные благие дела. Честному и доброму даже важнее быть богатым: пусть материальное работает по уставу такого человека, чем по уставу злого эгоиста. 

Выученная беспомощность 

«Зависит ли ваше чувство свободы от вас самих или от обстоятельств? Люди старшего возраста в основном убеждены, что свобода больше связана с внешними обстоятельствами, чем с действиями самого человека. «Так проявляет себя феномен выученной беспомощности, — объясняет экзистенциальный психолог Евгений Осин. — Когда человека долго приучают к тому, что происходящее связано не с его поступками, а с волей начальства, ситуацией в стране или случайностью, он привыкает к тому, что качество его собственной жизни зависит от других людей. В результате он отказывается прикладывать усилия даже в тех вопросах, которые мог бы решить сам, и в целом теряет надежду изменить свою жизнь». Наши убеждения[1] и наши жизненные обстоятельства тесно связаны[2]. «Как только мы внутренне занимаем позицию свободного человека, мы перестаем принимать обстоятельства нашей жизни как непреложную данность и начинаем видеть перед собой разные возможности, за осуществление или отказ от которых мы несем ответственность перед самими собой, — поясняет Евгений Осин. — Это не так уж легко, однако чем дольше мы откладываем выбор свободы на будущее, тем меньше времени у нас остается[3] для того, чтобы создать для себя и прожить действительно хорошую жизнь»[4].

Чтобы реализовать на собственном примере такие коранические смыслы, как, например:

«[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства[5] на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо другим, созидая], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Аллах (Бог, Господь) [многократно] удваивает тем, кому пожелает» (см. Св. Коран, 2:261).

Вывод: нужно быть и сильным, и умным, и богатым[6]. Но все это непросто, тем более если ты не веришь в успех и твоя молитва: «богатые — плохие, воры и обманщики, а я набожный, мне хотя бы на кусок хлеба заработать, оплатить коммунальные расходы и иметь возможность больше молиться и поститься».

В том-то и дело, чтобы добиться чего-либо, нужны ежедневные и целенаправленные усилия на протяжении лет, несмотря на проблемы, создаваемые недругами, завистниками и подобными им (а ведь с точки зрения мусульманских ценностей все они — Божий дар, который следует превратить в ступень для своего подъема на новый уровень еще здесь, в земной обители)[7]. Становление сильным, умным и богатым — сложный и трудоемкий процесс. Легко «скромно» оставаться беззащитным, немощным и нищим, «искренне» моля Бога о помощи, живя на пособие и постоянно намекая другим, чтобы подали на пропитание, ведь «я мучаюсь, страдаю ради Аллаха, а они жируют и грешат». Слабохарактерность и внутренняя глубокая неуверенность в себе, нежелание встать, выбрать свой путь и идти им, надевание на себя накидки набожности — «строгого» ритуального поклонения, при котором во внимание принимается только аят о том, что «джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться»[8], да и тот только в оправдывающей свое безволие собственной интерпретации… А кто-то другой, «боец», пропитывается ожесточенной неприязнью к «неверным» и готов даже себя взорвать, лишь бы быстрее в Раю оказаться (так утверждали российские СМИ в конце 90-х ХХ-го столетия, игнорируя коранический текст о том, что разбойники и убийцы жестоко наказываются в земной обители и отправляются в Ад в вечности)[9].

У кого есть хоть немного силы воли, целеустремленности и, конечно же, веры во всемогущего Господа миров и в себя, свои возможности, слышат наставления Корана и Сунны о том, что в этой жизни следует силой молитвы и силой сосредоточенного труда добиваться всего, и умело, с перспективой на будущее, делятся этим с другими, даря им не рыбу, а удочку и тратя время, силы, деньги на то, чтобы научить их пользоваться ею.

Здесь приведу несколько хадисов, высказываний пророка Мухаммада[10]:

Сила.

«Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек, о мусульманин] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные][11]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом — сосредоточенным неустанным трудом] и не проявляй слабости [из-за физического или эмоционального переутомления, или обид, наносимых недоброжелателями и завистниками]! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное — тебя оскорбили или унизили, ты понес серьезные материальные потери или заболел], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои, что в свою очередь запустит механизм разрушения светлых высокодоходных и радостных перспектив в обоих мирах]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им. [Тем самым успокоившись, трезво оценив ситуацию и последовательно преступив к решению неожиданно возникшего вопроса или проблемы]»[12]. 

Ум.

«Преимущество ученого[13] перед [просто] поклоняющимся[14] подобно моему [заключительного Божьего посланника] преимуществу перед худшим из вас [то есть этот худший является верующим, но у него много грехов, причем самых разных]». Затем Пророк продолжил: «Поистине, того, кто обучает людей благому (хорошему, полезному) [имея, конечно же, соответствующее образование в данной области, необходимые навыки и опыт, на приобретение которых он потратил многие годы жизни, затратил много сил и энергии], Аллах (Бог, Господь) одаривает Своей милостью (благословением); ангелы, а также все живое на Земле и небесах, даже муравей в своем муравейнике и кит [в море], молятся за него [прося Господа о прощении грехов этого человека]»[15].

«Мудрость — это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно, и где бы он ее ни нашел, — берет»[16].

Богатство.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Прощайте промахи и ошибки щедрому человеку! Воистину, Господь берет его за руку [поддерживает его, даруя жизненное равновесие] всегда, когда тот оступается»[17].

«Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности[18]], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка[19], и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью![20][21].

Коран и Сунна призывают нас быть сильными, умными и богатыми. Но услышать это и понять современный человек сможет, лишь скинув с себя лохмотья подсознательной выученной беспомощности, бессилия и нищеты!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Отмечу, что убеждениям предшествуют мысли, наиболее часто прокручиваемые в голове, слова, употребляемые в разговоре с самим собою или другими, а также установки, которые для нас формируют другие люди либо жизненные обстоятельства (обычно более чем у 80% населения они негативного и пессимистичного характера). Например, некоторые говорят: «Я работаю как папа Карло», то есть работаю много и при этом нищий, бедный. Плохая установка. Но она уже давно работает в его подсознании, а потому такому человеку изменить свое финансовое положение будет крайне сложно.

[2] В Коране сказано: «Если вы [люди] совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя [в свое мирское и вечное благо]» (см. Св. Коран, 17:7). Сея хорошие мысли, слова и дела, в итоге получаем хорошие плоды и результаты.

[3] «[И вся эта мирская суета, плюрализм и свобода выбора в созидательном либо в разрушительном русле, а для кого-то душевная опустошенность — продлятся до тех пор] пока не придет смерть к каждому из них [упрямо отрицавших Бога либо веривших «по-своему», игнорируя основы веры и религиозной практики, четко сформулированные в заключительном Священном Писании]. Когда же она нагрянет, человек [так до последней минуты и не понявший, зачем жил и что есть наиглавнейшее для него] будет умолять: «Господи, верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела [уверую, исправлюсь], используя все то, что нажил [за десятилетия жизни]!..» [Ответят ему:] «Нет же». Это [сказанное им «верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела, используя все то, что нажил»] — [только] слова, сказанные им [человеком, который говорит, но не делает].

А впереди [для этого человека, как и всех остальных, покидающих сей мир через встречу со смертью] — барзах (Загробный мир) [где пребывают его обитатели] до Дня Воскрешения (из мертвых). [Обратного пути нет]» (Св. Коран, 23:99, 100).

[4] Ануфриева А. Что такое чувство свободы? Psychologies. № 95, январь 2013. С. 31.

[5] В первую очередь в аяте подразумеваются материальные затраты, а также все то, чем человек владеет: трата своего времени на благо и в помощь другим, ведь единица времени — одна из самых ценных и безвозвратных величин; интеллектуальные затраты (безвозмездная передача другим знаний, мудрости, опыта) и многое другое, что приобретается вследствие приложения усилий.

[6] Важно не столько когда-то заработанный миллион иметь, жадничая и боясь ежегодно выплачивать с него 2,5% закята ($25 000 на благотворительность), сколько бизнес, который приносил бы постоянный доход, если мы намерены реализовать в жизни в том числе и смысл следующего коранического аята: «Те, кто тратит из своего достатка [из того, чем он временно обладает в мирской обители, что приобрел и чем распоряжается], тратит (на благое) ночью и днем, скрыто и явно, им [такого рода щедрым людям] воздаяние от Самого Господа [с учетом Его великой и величественной щедрости]. Страх никогда не будет властвовать над ними, и они никогда не будут опечалены [ни страх, ни печаль не остановят их движения вперед]» (Св. Коран, 2:274).

[7] В Коране сказано: «Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу, черствости, грубости, а тем более жестокости не может быть оправдания, а тем более обоснования. Предоставь себе, о человек, возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, прояви где нужно терпение, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость. Улыбнись!]. Ты увидишь, как твой [непримиримый] враг [человек, который «встал в стойку» и не намерен отступать и уступать; который тебя не слышит и слышать не хочет, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе].

Если такого уровня взаимоотношений и сможет кто-то достигнуть, то только те, кто терпелив (вынослив, стоек) [сдержан, последователен, тактичен] и является по-настоящему сильной личностью (по-настоящему успешным, удачливым, счастливым) [преуспевшей во многом, что каждому дано, но мало кто это реализует и редко когда к этому самоотверженно стремится]» (Св. Коран, 41:34, 35).

В Коране также сказано: «Всякая душа почувствует вкус смерти [никому не избежать этого непростого переходного состояния от мирского к вечному]. Испытывать же вас [людей, пока живете] Мы [говорит Господь миров] будем как злом [болезнями, материальными проблемами, унижениями, оскорблениями со стороны других или необоснованной критикой], так и добром [крепким здоровьем, изобилием благ, общим благополучием или возможностью влиять и властвовать], внося смуту [в души] и очаровывая (искушая) вас. [Как зло, так и добро могут разрушить кажущуюся непоколебимость духовных принципов, нарушить душевное равновесие, состояние гармонии с самим собой и окружающим нас миром; в обоих этих явлениях есть то, что может повернуть вас спиною к Богу: в период благополучия и достатка появится соблазн измениться и потерять праведную стезю; в периоды же трудностей и бедствий либо когда возымеете «безграничную» власть и влияние одолеет искушение нарушить границы дозволенного, посягнуть на жизнь или имущество другого. Всегда есть соблазн стать тунеядцем и бездельником под «благовидным» предлогом (отшельничество, «нежелание грешить» и т. п.). Важно не то, что происходит (предпосылки радости, ликования либо предрасположенность обстоятельств к злобе и ненависти), а то, как человек к этому относится: (1) как трансформирует и интерпретирует в душе и сознании, (2) какие выводы для себя делает, (3) какие действия предпринимает (как реагирует), (4) благодарит ли Творца, насторожен пред Ним или недоволен и самоуверен. (5) Увязывает ли намерение и свое состояние с вечным, которое может обернуться невыносимым жаром и ужасом Ада либо неповторимыми ароматами, свежестью и сладостью Рая].

И к Нам [напоминает Господь миров, Творец всего сущего] вы [все до единого] будете возвращены [а потому не завтра, а уже сегодня научитесь трансформировать плохое в хорошее, благовидно рассуждая и благонравно поступая, прося при этом милости и благословения у Господа; и пусть не погубят вас временные блага, дары, ведь и они могут поднять в душе мятеж, восстание, смуту, итогом чего окажется приход к властвованию над душою и телом самоуверенного безбожия и безразличия. Жизнь для верующего человека должна быть интересна своим разнообразием, тогда он при любых обстоятельствах сохранит спокойствие в душе и искреннюю благодарность Господу миров]» (Св. Коран, 21:35).

[8] В Коране сказано: «Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь.]» (Св. Коран, 51:56). Глобальный смысл бытия мира людей и мира джиннов, суть миров, в которых они живут — это раскрытие величия и мощи Творца через все то совершенство, что нас окружает. Индивидуальный смысл существования джинна или человека — набожность пред Создателем, Который в нас абсолютно не нуждается, мы же испытываем в Нем, Его милости, прощении бесконечную потребность. Наверное, глубину практического созерцания упомянутой коранической строки джинны и люди смогут понять, лишь прожив отведенный им на Земле срок, пройдя через Загробный мир, воскреснув после Конца Света и представ пред Богом в Судный День. Именно тогда в полной мере откроются глаза и сердца на ожидающую нас вечность, будет постигнут смысл мирского бытия.

Поклонение — это трепет пред Создателем, когда ты осознанно не совершаешь греховного, следуешь предписаниям Всевышнего, особенно в вопросах нравственности и взаимоуважения, и созидаешь, ничего не страшась, кроме Господа миров, Творца всего сущего.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584 «сахих», № 2585 «хасан».

«Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями». Хадис от Анаса и Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 12. С. 102, хадисы № 6064 и 6065.

[9] «Воистину, наказание тем, кто воюет против Бога и Его посланника [то есть кто воюет против мирного населения], чинит преступления на земле [творит беззаконие, террор], — жестокое умерщвление [за убийство], или распятие [и смерть за грабеж и убийство], или отсечение рук и ног накрест [за грабеж], или изоляция от общества [ссылка, тюремное заключение за угрозы и устрашения]. Это — унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет суровое наказание» (Св. Коран, 5:33).

[10] Остальные вы можете найти в моем богословском переводе смыслов Священного Корана и в книге «Высказывания пророка Мухаммада».

[11] В том числе и в вопросе достижения материального достатка и благополучия.

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1069, хадис № 34–(2664).

[13] Под словом «ученый» подразумевается специалист в какой-либо из областей науки (то есть не только богослов), которая приносит пользу обществу. Этот человек как себя приобщает к новым познаниям, оттачивает мастерство, повышает квалификацию, так и передает эти знания другим, то есть от него и его грамоты есть польза для других людей. При этом подразумевается именно тот ученый, который обязателен пред Богом в соблюдении религиозной практики, ее обязательного минимума.

[14] Под словом «поклоняющийся» подразумевается тот, кто, имея необходимый для жизни минимум познаний, посвящает свое свободное время поклонению Творцу, дополнительным молитвам-намазам, дополнительному посту или паломничеству. То есть его религиозность проявляется не более чем в совершении ритуалов.

[15] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 193, хадис № 1388; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 758, хадис № 2690, «хасан сахих».

[16] Подробнее см., например: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. С. 323, хадис № 1157; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571.

[17] Хадис от Ибн ‘Аббаса. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 85, хадис № 1364, «сахих».

[18] «[Учтите, что] в душах людских много скупости, жадности» (см. Св. Коран, 4:128).

[19] В Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).

«Скупость сушит душу, а расточительность топит ее» (А. К. Дойл).

[20] Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 475.

[21] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также Т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1