Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Финансовые институты и шариат

«Кто-то из вас идет вперед, а кто-то – назад»[1]. Либо ты идешь вперед, либо остаешься позади. Нет того, чтобы стоять на одном месте, жизнь во всех ее проявлениях уходит вперед, а потому, если ты не развиваешься, то оказываешься позади, то есть отстаешь и деградируешь.

«Мы [говорит Всевышний, оповещая проницательных об одном из правил мироздания] возносим на уровни [степени духовного, интеллектуального или иного благосостояния и влияния] тех, кого пожелаем. И [помните же, о люди] над любым знающим есть [еще более] знающий!» (см. Св. Коран, 12:76).

Шариат (каноны Ислама) – это всегда благо, милость Божья, справедливость и польза для людей[2]. Пророк Мухаммад сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства»[3]. Где польза людям, там и шариат Аллаха (Закон Божий).

В Коране сказано:

*

«И спрошено было у набожных людей: «Что ниспослал Господь [через Мухаммада на заключительном этапе религиозного развития человечества, а ранее — через других пророков и посланников]?» Они [следовавшие в земной жизни заповедям Божьим] ответили: «[Низвел Он нам] благо». Кто [уверовав] был благороден, тем воздастся благом еще в этой жизни, земной, а в вечности [в Раю] их ожидает большее и лучшее. Сколь же прекрасна обитель набожных!» (Св. Коран, 16:30).

*

Верующий призываем в Коране стремиться к благам земным и вечным: «Но среди них [простых обывателей] будут и те, кто скажет: «Господи, даруй нам благо в этой жизни и благо в вечности и защити нас от адского наказания» (Св. Коран, 2:201).

Риба (ростовщичество) – харам, и никто с этим не спорит.

В Коране сказано:

«Те, кто поедает рост (живет за счет ростовщичества), встанут [из могил в Судный День] подобно сраженному, пораженному Дьяволом (подобно страдающему эпилепсией, с подкашивающимися ногами) [также велика вероятность, что они будут подвержены психическим заболеваниям в мирской обители]. А причина этого в том, что они приравняли [честную] торговлю к ростовщичеству (говорили, что это одно и то же). Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества. Кто, узнав об этом [запрете], прекратил [зарабатывать себе на жизнь подобным способом], то ему все то, что было [то есть заработанное им ранее остается в его распоряжении]. Аллах (Бог, Господь) рассудит [наиболее вероятно, что помилует и простит ему прошлое]. Кто же [зная о запрете] вернется [все-таки будет заниматься ростовщичеством, вернется к своему паразитическому промыслу], они — обитатели Ада, причем навечно [если умерли безбожниками. Но если они были верующими, носителями постулатов веры и соблюдающими религиозную практику, тогда за совершение такого рода греха и упорство в нем до самой смерти они получат в наказание крайне продолжительное пребывание в Аду, подобное вечности, но все-таки покинут эту страшную обитель. Даже пылинка веры когда-нибудь, но вызволит своего обладателя из Преисподней (по милости Творца) и введет в Рай][4]» (Св. Коран, 2:275).

В достоверном хадисе сказано:

«Золото на золото – один к одному [при прямом обмене должно быть полное соответствие в весе и единовременная передача][5]. Серебро на серебро – один к одному [при прямом обмене должно быть полное соответствие в весе и единовременная передача]»[6].

Один из величайших ученых шафиитского мазхаба имам ан-Навави сказал: «Мнение ученых едино в вопросе запретности (харам) риба (ростовщичества). Это в общем. Но определении риба и частных деталях есть разногласия»[7].

Проведение банковских операций – вынужденность и жизненная необходимость. Банки предоставляют возможности совершения финансовых операций, и мы оплачивает их услуги, например, в форме комиссии.

Хранение денег на банковских депозитах является убыточным, так как инфляция значительно более высока. Природа современных денег сильно отличается от природы золотых и серебряных монет времен пророка Мухаммада. Золото и серебро постоянно растут в цене, а денежные банкноты все больше обесцениваются и периодически меняются, вместо одних национальных валют появляются другие.

В шафиитском мазхабе есть мнение о том, что риба (ростовщичество) касается лишь золотых и серебряных монет[8]. Уместно принять это во внимание в реалиях современного мира, где центробанки печатают доллары, например, или евро триллионами, которые ничем не обеспечены. Я пишу это не в оправдание банковского процента, а в качестве пищи для размышлений.

Процент, который начисляется на банковский депозит, человек верующий и сомневающийся в его халяльности либо утверждающий о его запретности может тратить на оплату государственных налогов и штрафов, возвращая их в водоворот печатных денег. Это мнение, и не более того.

Основная часть современных мусульманских богословов высказались за то, что банковский процент, независимо от его величины, относится к запретному (харам). И лишь в вынужденных жизненных ситуациях данный запрет может быть смещен в пользу крайней необходимости (дарура). Например, когда у человека нет собственного жилья и нет перспектив его приобретения, кроме как взяв в банке ипотечный кредит. И все это частные случаи с индивидуальным подходом и решением.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ближе к кораническому тексту это звучит так: «[И это] для тех из вас, кто желает идти вперед [развиваясь интеллектуально, духовно, физически; сегодня становясь лучше, чем был вчера; совершенствуясь в навыках, дабы совершать добро и благодеяния уместно и с перспективой], [а также тех, кто желает] идти назад [деградировать, проявляя безволие в вопросах веры и благочестия, говоря «все равно ничего не изменить»; греша и распутствуя, с надеждой «когда-нибудь исправиться»]» (Св. Коран, 74:37).

[2] В современных реалиях противостояния Востока и Запада появились те, кто толкует шариат по-иному, также цитируя Коран и Сунну. Но это их личное дело, их выбор, их призма взгляда на жизнь и текст Корана и Сунны. За их трактовки о «ненависти к неверным», «войны ради Единобожия» и оправдания жестокости и насилия им самим отвечать.

[3] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[4] Дополнение в квадратных скобках поясняет смысл аята, раскрываемый другими аятами и хадисами. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 96.

[5] Если драгоценные металлы (золото и серебро) разные по качеству, обработке, например, то даже в этом случае невозможен прямой обмен с компенсацией за счет веса или доплаты. Необходимо воспользоваться чем-то промежуточным, например, продать за деньги и на вырученные средства купить.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 643, хадис № 2176; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 478, хадис № 2176 и пояснение к нему.

[7] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 9, пояснение к хадису № 75–(1584).

[8] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 6. Ч. 11. С. 9, пояснение к хадису № 75–(1584).

Подробно нюансы шафиитского мазхаба см.: https://aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=3392#.YYt1My1c6fV

Экономика

Финансы

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic