Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Фитна в виде смуты и соблазна

Во все времена человеку было сложно разобраться в себе и в том хаосе, который творился вокруг. В Коране и в достоверной Сунне неоднократно упоминается слово «фитна». Оно имеет много значений, но мне хотелось бы раскрыть именно вариант перевода «смута» и вариант перевода «соблазн».

Противоречивые внутренние ощущения, нескончаемый поток мыслей и постоянная потребность в чем-то часто выводят из равновесия наше душевное состояние. Окружающие нас люди своими словами или действиями порой не помогают сохранять душевное равновесие. А происходящее в мире вообще часто толкает к ощущению безысходности. Все это — смута, фитна.

При неверном отношении ко всему упомянутому мы начинаем терять себя, рушить отношения и не завершать дела, что ведет слабовольных из нас к бесполезным, а порой и вредным удовольствиям: согрешить, прокрастинировать, паразитировать, бездумно потреблять информационный контент, например, или мучное, сладкое. А это уже — соблазн, все та же фитна.

Не хочу растворять сказанное в философском пустословии, а предлагаю проанализировать отдельные строки Корана и найти смысл, заложенный Богом в созданной Им по Его воле и желанию фитне. Также приведу несколько высказываний пророка Мухаммада, которые помогут увидеть детали проблемы, а также варианты решения.

Цель — понять суть фитны и использовать ее во благо земное и вечное. Ведь ее все равно не избежать. Как минимум — в своей сути.

Аяты Корана о фитне

  1. «Фитна (смута) — хуже убийства» (см. Св. Коран, 2:191)[1].

Провоцировать фитну и способствовать ее распространению категорически недопустимо! Степень греха даже выше, чем у убийства[2]. Провоцировать смуту и хаос в своей голове, в своей семье или обществе — очень непредусмотрительное действие, ведущее к тяжелым последствиям.

  1. «Будьте предельно осторожны (бдительны; опасайтесь) фитны (смуты; соблазна), которая коснется не только тех из вас, кто грешен» (см. Св. Коран, 8:25).

Опасайтесь и сторонитесь всего того, что провоцирует хаос и соблазняет к греху! Просто наличие веры и религиозной практики не защитит от этого.

  1. «Знайте [и не забывайте], что и ваши богатства, и ваши дети — фитна (соблазн, искушение) [который может подвигнуть вас перейти границы греха пред Богом, обществом, отдельными людьми или самим собою]» (см. Св. Коран, 8:28).

Я убежден, что детей и денег у человека должно быть много[3]. И если Всевышний благословляет на это, то есть дети благополучно рождаются, деньги зарабатываются, реинвестируются и приумножаются, то человек должен пользоваться такой возможностью. Однако лишь при верном отношении к ним мы может стать через них более счастливыми в земном и вечном. В противном случае они становятся инструментом разрушения личности, о чем и говорится в приведенном аяте.

  1. «Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое величие] сделали одних из вас фитной (причиной смуты, хаоса или соблазна, искушения) для других. [А главный смысл в том] будете ли вы терпеливы?..» (см. Св. Коран, 25:20).

«Будете ли терпеливы» — о чем это?! О том, сможете ли сдерживать отрицательные эмоции или плохие мысли, появляющиеся у вас от общения и взаимодействия с другими? Сможете ли не раздражаться оттого, что кто-то по характеру, мышлению, образу жизни не такой, как вы? Сможете ли простить и ответить хорошим на плохое, исходящее от других? Сумеете ли подавить в себе чувство зависти относительно того, что есть у другого, но нет у вас (например, здоровье, материальный достаток, почет, уважение)? Сможете ли не соблазниться на предложение выкурить сигарету, выпить алкоголь или заняться чем-либо иным разрушающим вашу личность в краткосрочной или долгосрочной перспективе?

Взаимоотношения с другими людьми требуют бдительности: одни могут заразить чувством безысходности и хаоса; другие могут спровоцировать неправильные реакции на происходящее; третьи – соблазнить на совершение греховного или преступного.

  1. «Если человека постигает что-то плохое (тяжелое, болезненное; беды, потери, ущерб), он начинает [неустанно] молить Нас [говорит Господь миров. Обычно жалуется — «за что?!»]. Но когда через некоторое время Мы предоставляем ему благо от Нас [позволяем беспрепятственно пользоваться и наслаждаться земными благами], он (человек) заявляет: «Я получил это на основе знания! [Нелегким трудом приобретенных знаний, в результате самоотверженного труда!»[4]. То есть человек увязывает это напрямую с собою, своими навыками, а не с Божественной щедростью. Итог: соблазнился на дьявольские нашептывания о собственном величии]. Нет же [наставляет и вносит ясность Всевышний]! Это [изменчивость жизни; благословенные закономерности, точно совпавшие обстоятельства и успешный итог] — фитна (соблазн, искушение) [свалить на других все свои невзгоды, неудачи и приписать лишь себе свой успех][5]» (см. Св. Коран, 39:49).

От смуты и хаоса в голове в периоды вымышленных проблем (порожденных информационным фоном, например) или фактических бед (увольнение, развод, тяжелая болезнь, смерть близкого) никто не застрахован. Но этот хаос можно легко нейтрализовать (1) силой веры и молитвы, со взятием всей ответственности за происходящее на себя; (2) принятием умом и сердцем происходящего как Богом данного, последовательно сделать от себя зависящее и стать в итоге умнее, сильнее, набожнее, богаче; (3) ежедневной дисциплиной в действиях (особенно касается раннего подъема и утренних физических и интеллектуальных нагрузок).

Нейтрализовать надвигающийся смерч хаоса или соблазнов можно, но человеку легче все свалить на кого-то, постоянно жаловаться и жалеть себя любимого, выкуривая очередную сигарету, заливая боль алкоголем, заполняя пустоту бесконечными сериалами, а также поедая в неограниченном количестве мучное и сладкое. Подавляющее большинство людей, независимо от образования, культуры и вероисповедания, не готовы встречать проблемы, а тем более воспринимать их как Божью милость и щедрость. Они, воспитанные материальным удобством и комфортом, хотят лишь того, что бессознательно легко воспринимается ими как хорошее, светлое и счастливое. Аят четко говорит, что жизнь изменчива. Так всегда и для всех.

  1. Как плохое, так и хорошее в этой жизни может порождать хаос и вызывать соблазн:

    «Испытывать вас [людей, пока живете] Мы [говорит Господь миров] будем как злом [болезнями, материальными проблемами, унижениями, оскорблениями со стороны других или необоснованной критикой], так и добром [крепким здоровьем, изобилием благ, общим благополучием или возможностью влиять и властвовать], внося фитну (смуту, соблазн) [в души]» (Св. Коран, 21:35).

И в период бедности, и в период богатства есть соблазн опуститься в пучину греха, беспечности, тунеядства. И первое, и второе могут вызвать состояние хаоса и полной растерянности.

По замыслу Творца и плохое, и хорошее одинаково прекрасны, если не погружаться в эмоциональный хаос, а идти им навстречу, воспринимая как Божью милость и благословение на счастье и успех в обоих мирах.

Хадисы о фитне

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Мои последователи окружены Божьей милостью [в обоих мирах, в земной обители и в вечной]. Их не постигнут муки (страдания) в вечности. Их муки (страдания) — на этой земле (в земной обители): фитны (смуты, хаос; соблазны), землетрясения, убийства и беды»[6].

Живя в наше время и смотря фильмы, ролики с прекрасными побережьями, домами и машинами, современный человек ну никак не настроен проходить через упомянутое в хадисе. Хотя все это (хаос, землетрясения, убийства и беды) происходит ежедневно в самых разных уголках земли, независимо от степени благополучия и достатка жителей. Также фитной является тот эмоциональный хаос, который ежедневно овладевает умами миллионов людей, что имеет в итоге самые разные проявления: от криков друг на друга до самоубийства.

Следует остановиться в потоке дел на очередную из пяти ежедневных обязательных молитв-намазов и успокоиться («делаю от себя зависящее, а остальное со спокойной душой отдаю Богу»). Именно таким должен быть путь спасения. А еще молитвенная формула, звучащая в душе вместе с дыханием: «Ляя иляяхэ илляя антэ. Субхаанакя иннии кунту минэз-зоолимиин»[7].

2. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Сожмется время [станет стремительно и незаметно пролетать; люди научатся преодолевать длинные расстояния за короткое время; технологии помогут общаться с другими и видеть их на расстоянии]; дел[8] станет меньше [уменьшится количество работоспособного населения; уменьшится количество рабочих мест; люди обленятся и большинство станут пассивными и инертными]; распространится скупость [выйдя на новый уровень, еще более ярко выраженный: ученый не обучает, ремесленник не передает свое мастерство другому; богатый не помогает бедному]; появятся фитны (смуты, хаос; соблазны, искушения) и много убийств»[9].

В данном повествовании пророк Мухаммад немного раскрывает упомянутую в другом достоверном хадисе тему о том, что с приближением Конца Света ситуация на планете Земля будет ухудшаться[10]. В контексте темы материала я обращу ваше внимание лишь на слово «фитны», которое стоит во множественном числе и в первую очередь подразумевает смуту, хаос в головах людей и в обществе в целом. А также — соблазн, искушение, то есть сильное информационное воздействие на людей с побуждением все больше бездумно потреблять, без оглядки на степень вреда здоровью, сбережениям, а где-то и без оглядки на степень аморальности, греха.

3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ближе к Концу Света появятся антихристы-лжецы. Придут они к вам с хадисами (моими высказываниями), которых ни вы, ни ваши отцы не слышали [они их умело выдумают, желая повести за собою людей]. Остерегайтесь их, дабы не свели вас с верного пути и не ввергли в фитну (смуту)!»[11]

Здесь я вспомнил бы о тех религиозных идеологах, кто пропагандирует неприязнь к инакомыслящим, насилие и убийство «ради Аллаха», а также тех, кто такфирит других направо и налево, объявляя их кяфирами-безбожниками за то, что подумали, сказали или сделали что-то, по их мнению, не так. В своих речах они часто пугают вот-вот наступающим Концом Света. Их трактовки аятов и хадисов звучат убедительно, но в результате за последние несколько десятилетий мы получили полную дискредитацию Ислама и мусульман. Объективно оцените, с кем и с чем ассоциируется Ислам и мусульмане в современном информационном пространстве? Полагаю, хадис об антихристах-лжецах повествует о тех наших современниках, кто упорно сеял и сеет смуту, и мы пришли к тому, что имеем.

4. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наступят времена фитн (смут, хаоса; соблазнов, искушений). В эти периоды лучше сидеть, чем стоять. Лучше стоять, чем идти. Лучше идти, чем бежать. Кто пойдет этим фитнам (смутам и соблазнам) навстречу, к тому и они устремятся [а кто отвернется, от того и они отвернутся]. Кто может уйти (уберечься) [от смут и соблазнов], тот пусть прибегнет к этому (воспользуется этим)»[12].

В периоды обострения смут и конфликтов следует становиться более бдительным и осторожным. Лишний раз подумать, прежде чем что-то сказать или сделать[13].

Наше время, начало XXI века, — это время гиперпотребления нескончаемого разнообразия продуктов и услуг, среди которых очень много того, что вредит человеческой психике, физическому здоровью, финансовому благополучию.

Что делать? «В эти периоды лучше сидеть, чем стоять. Лучше стоять, чем идти. Лучше идти, чем бежать». Больше прислушиваться к себе, выключая все внешние шумы. Организовывать себе цифровой детокс на несколько часов или дней, отказываясь от Интернета и различных гаджетов. Каждому из нас дана жизнь, полная изобилия, но оно пройдет мимо, если мы поражены фитной, то есть смутой, хаосом и всевозможными соблазнами. Необходимо навести порядок в голове. Это поможет наладить счастливую семейную жизнь и задать продуктивный рабочий ритм.

Все эти трудности, смуты и соблазны всегда были, есть и будут. У любого из людей. Мы живо чувствуем их на себе, но обычно не видим у других, а потому расстраиваемся, мол, «почему так у меня?!». Другие люди просто не выставляют напоказ своих проблем либо мы склонны не замечать их. И вот что очень важно понять в завершение темы: да, происходит со всеми, но важно, как именно ты к этому относишься и что с этим делаешь. Ведь именно за решением этих Богом данных нам трудностей все больше начинает проявлять себя Его милость и щедрость. Только мудро преодолевая, мы растем, развиваемся и набираемся опыта. А мудрое преодоление — это наличие с первых же мгновений глубокого внутреннего довольства происходящим, принятие умом и сердцем Божьей воли.

Напомню, что довольство — это не то, когда ты не чувствуешь проблем (их нужно чувствовать, чтобы уметь последовательно решать), а то, когда ты не возражаешь, не протестуешь против произошедшего (ты соглашаешься с тем, что уже произошло, но не отягощаешься переживаниями, а делаешь от тебя зависящее во благо того, что будет завтра)[14].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См. также: Св. Коран, 2:217.

[2] Убийство — страшный грех! В Коране сказано: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-либо, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а — убийцей.]» (см. Св. Коран, 5:32). Но! Фитна — хуже убийства.

[3] Подробное каноническое обоснование относительно того, что мусульманин должен быть богатым, я даю на страницах моей книги «Финансы Триллионера».

[4] Живым примером тому является “великий” Карун. Подробнее см.: Св. Коран, 28:76–83.

[5] “[А сотворил Он небеса и землю, на которой в последующем разместил вас поколениями, этапами и периодами] для того, чтобы выявить, проведя через [земной] экзамен [жизни], тех, кто лучший делами (поступками, трудом)” (см. Св. Коран, 11:7); “Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках)” (см. Св. Коран, 67:2).

[6] Хадис от Абу Мусы; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 466, хадис № 4278, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 102, хадис № 1622, «сахих».

[8] В некоторых источниках вместо слова «дел» (‘амаль) стоит слово «знаний» (‘ильм), то есть «знаний станет меньше». См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 436, хадис № 4052, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 15. С. 105, хадис № 6711.

[9] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 16. С. 16–21, хадис № 7061 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 24. С. 271, хадис № 7061; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 15. С. 105, 106, хадис № 6711 и пояснение к нему.

[10] Пророк Мухаммад сказал: «Чем дальше [все ближе и ближе к Концу Света], тем будет все хуже и хуже. Пока не предстанете вы пред Господом своим». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2212, хадис № 7068.

[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 23, хадис № 7–(7); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 78, хадис № 7–(7).

[12] См., например: аль- Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2215, хадисы № 7081, 7082; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 37, хадис № 7081 и пояснение к нему.

[13] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 38, 39, пояснение к хадису № 7081.

[14] В этом контексте рекомендую прочитать мою книгу «Мир души». Она доступна в печатном, электронном и аудиоформате.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1