Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Хадиджа является прекрасным примером женщины, которая дополняет мужа. Воистину, носители великих миссий обладали чувствительными сердцами, они ощущали на себе несправедливую оценку от представителей той действительности, которую пытались изменить. Они прилагали титанические усилия на пути установления благ и достоинств, столь необходимых для человечества. Они больше всех нуждаются в тех, кто бы поддерживал их в частной жизни, утешал и создавал комфортные условия, не говоря о понимании и помощи.
Хадиджа обладала всеми перечисленными качествами. В жизни Мухаммада она оставила благой след. Ибн аль-Асир передает, что Хадиджа занималась торговлей, имела положение в обществе и богатство. Она нанимала мужчин для управления имуществом, взамен определяла им часть прибыли. Когда Хадиджа услышала о надежности и правдивости Мухаммада, она предложила ему отправиться в Шам с товаром, обещая вознаграждение большее, чем кому-либо. Вместе с ним отправился ее слуга Майсара.
Мухаммад принял это предложение и отправился в Шам с товаром Хадиджи. И в этот раз, как и в первом своем путешествии, он повстречался в пути с христианским монахом. Но это уже был не Бахира, который к тому времени умер, а человек по имени Настура[1]. Караван остановился неподалеку от того места, где находилась монашеская келья. Внимание монаха привлекло то, что один из путников лег отдохнуть под определенное оливковое дерево. Служитель Бога подошел к одному из сопровождавших караван проводников, которого звали Майсара, и спросил: «Кто этот человек?» Тот ответил: «Этот человек из племени курайшитов». Настура медленно произнес: «Под этим деревом не мог лечь никто, кроме Пророка»[2].
В этом путешествии помощь Свыше проявилась в большей степени, нежели при его поездке с Абу Талибом. Когда караван вернулся, Хадиджа обрадовалась вырученной прибыли, но больше всего ее удивила благодать от мужчины, выбранного ею для работы. Она была из хорошего рода, известна решительностью и умом, а потому являлась желанной партией для знатных курайшитов. Однако госпожа не могла принять тот факт, что они больше стремились обрести ее богатства, нежели завоевать ее душу. В Мухаммаде она увидела мужчину, которым движет не выгода. В других наемных работниках она видела жадность, хитрость и скупость. Мухаммад же обладал достоинством, он не прельщался ее богатством или красотой, а честно исполнил свои обязанности и проявил довольство.
Хадиджа увидела в нем спутника, о котором мечтала, мыслями о чем поделилась со своей подругой Нафисой бинт Мунаббих. Та отправилась к Мухаммаду и предложила ему жениться на Хадидже. Он не медлил с ответом о согласии, после чего сообщил о своем намерении дядям по отцу. Абу Талиб, Хамза[3] и другие отправились к дяде Хадиджи ‘Амру ибн Асаду. Отец ее умер во время битвы беззакония. Они засватали ее и привели к ней в качестве свадебного подарка двадцать молодых верблюдиц. Абу Талиб во время женитьбы произнес: «Воистину, никто из юношей курайшитов не обладает таким знатным происхождением, разумом и благородством, как Мухаммад. Пусть он и не богат, но всякое богатство всего-навсего исчезающая тень, оно дано на время и рано или поздно придется его вернуть. Он желает жениться на Хадидже бинт Хувайлид, а она хочет выйти за него замуж». В ответ опекуном Хадиджи было дано согласие: «Он достойный человек». Также приводится, что эта фраза сошла с уст Абу Суфьяна, когда Мухаммад женился на его дочери Хабибе, хотя в тот период шла война и неприязнь между ними была на пике. Можно понять Абу Суфьяна, ведь Мухаммад был человеком достойным, чтобы стать его зятем. Вражда между ними не принижала положение Мухаммада, а его женитьба никак не задевала Абу Суфьяна.
Итак, брак между Мухаммадом и Хадиджей был заключен. Мухаммаду на момент женитьбы было двадцать пять лет, Хадидже — сорок. Она покинула своего супруга и бренный мир в возрасте шестидесяти пяти лет. Их брак был полон взаимоуважения, а всех детей, кроме Ибрахима, Мухаммаду родила именно Хадиджа. Первым она родила ему сына Касыма, из-за чего прозвище Мухаммада после пророчества было Абу Касым. Затем родились Зайнаб, Рукейя, Умму Кульсум, Фатима и ‘Абдуллах. Последний был известен, как ат-Таиб и ат-Тахир. Касым умер в возрасте, когда мог ездить верхом, ‘Абдуллах — в младенчестве, остальные дочери также умерли при жизни их отца, за исключением Фатимы[4], которая умерла через шесть месяцев после смерти Пророка ﷺ.
Союз Мухаммада и Хадиджи был благом для обоих. Нет сомнений, что их дом наполнился возвышенной атмосферой, чистотой и святостью Мухаммада, его свободой от пороков и поклонения идолам. После женитьбы он возобновил прежние размышления в уединении. Он сторонился привычных для арабов шумных собраний, азартных игр, вражды и распития вина. Хотя это не мешало ему вести рыночную торговлю и общественную жизнь. Жизнь человека разумного посреди беспечной массы людей требует осмотрительности и осторожности, в особенности, если ему присущ высокий нрав, мягкость и открытость. Ничто не опечаливало их в этом благословенном браке, кроме как боль Хадиджи по причине смерти мальчиков. Особенно, если учесть статус, который имел мужской род в обществе, где существовал обычай заживо предавать земле девочек и где лица отцов чернели от ужаса при вести об их рождении.
Неудивительно, что арабы с началом пророческой миссии норовили задеть Мухаммада, подчеркивая, что он будет предан забвению. Ибн ‘Аббас ─[5] передает, что курайшиты поддерживали упорство друг друга в неверии и порочности, говоря: «Поистине, то, чему вы следуете, более достойно, нежели то, в чем пребывает эта бесплодная пальма, у которой иссох корень». Под этим они подразумевали Мухаммада, который был лишен наследников, а значит, его миссию некому будет продолжить.
«Или они говорят [что ты] поэт, [мол] подождем, когда постигнут его превратности судьбы [потерпим, пока что-нибудь плохое не случится с ним; он умрет, и на этом все закончится]. Ответь им: «Ждите вы, и я, поистине, вместе с вами подожду [делая все от меня зависящее]» (Св. Коран, 52:30, 31).
Мухаммад и его миссия выше этих ничтожных измышлений. Однако печаль отца, который предавал земле своих сыновей, была еще сильнее по причине пережитой боли сиротства. Воистину, его ветвь ухватилась за жизнь и смогла развиться, несмотря на потерю обоих родителей. И теперь ветви его рода вянут вопреки желанию супругов видеть их цветущими и приносящими плоды. Будто бы Аллах хотел сделать мягкосердечие частью его сути. Люди, управляющие народами, не прибегают к жестокости или тирании, кроме как если их душам присущи черствость, эгоизм, любовь к излишествам. Человек, испытавший боль, быстрее всех спешит поддержать обездоленных и исцелить раненых.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 153.
[2] Там же. С. 153.
[3] Хамза ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Хашими (58 г. д. х.–3 г. п. х.) (568–625 гг. по григор.) — ближайший сподвижник пророка Мухаммада, младший дядя, а также молочный брат Пророка, сын ‘Абдуль-мутталиба. Был носителем почетного титула «Лев Аллаха».
[4] Умму аль-Хасан Фатима бинт Мухаммад аль-Курайшийя — младшая дочь пророка Мухаммада от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Пророка, которая дожила до его смерти.
[5] Абу ‘Аббас ‘Абдуллах ибн ‘Аббас аль-Курайши (3 г. д. х.–66 г. п. х.) (619–686 гг. по григор.) — сподвижник и двоюродный брат пророка Мухаммада. Известен как мусульманский богослов, толкователь Корана и историк. Является автором трудов по толкованию Корана.