Аудиоверсия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) временами в пример другим молил Всевышнего молитвой: «Господи, прости мне мои грехи[1]; сделай мое жилье просторным [будь то с точки зрения восприятия либо фактической материализации] и заложи Свою Божественную благодать в моем уделе [который Твоим повелением «будь» станет приумножаться по необходимости[2]]»[3].
Транслитерация: Аллахумма, игфир ли занби, ва васси‘ ли фи дари, ва барик ли фи ризкы.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть три качества. Если они будут даны кому-либо из людей, тогда приобретенное этим человеком будет подобно богатствам рода Дауда (Давида)[4]: (1) справедливость [трезвый, справедливый подход при любых обстоятельствах] как в гневе, так и в благодатном [радостном, воодушевленном] состоянии; (2) сохранение цели [и поставленных перед собою задач как мирского, так и вечного характера] (экономия)[5] [экономный подход к затратам] как в нищете, так и в достатке [когда человек вдруг оказывается без прожиточного минимума, он разом может растерять многие духовные ценности, перестать соблюдать нормы приличия, да и жизненные задачи оставить, ведь по нашептываемому Сатаной сценарию это (потеря достатка) разрушает перед ним все перспективы; когда же у него неожиданно появляется значительный достаток, Сатана шепчет: «Ты всего достиг, ты заслужил, можешь отдохнуть, расслабиться», «Трать, как тебе вздумается», и вся намеченная человеком созидательная перспектива лопается, подобно мыльному пузырю]; (3) набожность пред Всевышним, проявленная как открыто [на виду у людей], так и скрытно [когда о благородном поступке твоем знаешь только ты и Создатель]»[6].
ﷺ
«Да пропади пропадом это золото и серебро [богатства — это лишь инструмент, а не цель и суть жизни]!» — воскликнул однажды пророк Мухаммад. У него поинтересовались: «А из чего же тогда должны состоять сбережения?» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Лучшие сбережения (лучшее богатство, сокровище) — уста [не лгущие, не клевещущие и грубо выражающиеся, а] упоминающие [Господа], сердце [не разрывающееся от зависти, злобы или ненависти к кому-то, а естественно и глубоко, подобно дыханию] благодарящее [Творца] и вторая половина [для женщины — муж, а для мужчины — жена], которая помогает оставаться религиозным [расти в этом и цвести]»[7].
ﷺ
«Единственное [опасное и соблазнительное], относительно чего я [говорит пророк Мухаммад] боюсь за вас [за своих последователей], — это мирская красота, которую выведет Всевышний (которая появится у вас) [она из века в век будет все более прекрасной и обольщающей]»[8].
Здесь говорится о ситуации, при которой смысл жизни верующего человека не есть превращение ее в нечто грандиозное и величественное, созидательное и творческое, когда многолетними усилиями и самодисциплиной, работой и ее результатами превращаешь-таки свое бытие в шедевр, а — что очень распространено сегодня — при которой весь смысл ограничивается лишь тем, чтобы заработать на очередное материальное благо (квартира, дом, машина, одежда, дорогое украшение или часы и т. п.) и гордиться этим приобретением, пока не появится цель в виде очередного более дорогого или совершенного земного роскошного блага.
Для разумного, слышащего смыслы священных текстов верующего человека жизнь земная должна становиться чем-то большим, нежели он сам, большим, чем постоянное ненасытное потребление, переходящее с увеличением достатка в гиперпотребление.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Лучшими деньгами являются (1) те, которые мужчина тратит на свою семью [как на ежемесячные семейные расходы, так и, например, на образование жены и детей], (2) а также деньги, которые человек тратит на транспорт (собственное средство передвижения), используемый на Божьем пути [перемещаясь на нем, он совершает богоугодные дела, а не преступления или грехи]. Также [к категории лучших денег, наилучших направлений инвестирования в земное благополучие и в вечное, относятся] (3) деньги, которые человек тратит на тех, кто занят богоугодными делами (фи сабилил-ля) [на тех, кто созидает, а не разрушает]»[9].
К категории богоугодных дел (фи сабилил-ля) относятся все деяния, способствующие распространению Слова Господа, правильного его понимания и трактовки, а также Ислама, его ценностей.
То, что Ислам и мусульманские ценности последние десятилетия (конец ХХ — начало ХХI веков) убедительно смешивали с грязью, создавая «богословские» трактаты, оправдывающие терроризм и насилие, посягательство на чужую жизнь и имущество, ничего общего с самим Исламом и мусульманскими ценностями не имеет.
В период развала Советского Союза и окончания Холодной войны Западу понадобились новые эффективные инструменты влияния на экономики других стран и их внутренний строй, инструменты для создания нового мирового порядка и последующего его поддержания, новые обоснования для введения войск на территории несговорчивых государств. А так как территории с наибольшими мировыми запасами нефти (ради контроля над которыми политические интриги продолжаются уже более века) населены преимущественно мусульманскими народами, к тому же мусульманская культура по сути своей пропитана активностью на Божьем пути[10], усердием, а также полна самопожертвования на благо другим, было создано новое оружие влияния — «исламский терроризм».
Низкий уровень религиозной грамотности, пассивность в вопросе духовного роста, наблюдающиеся последние сто лет у мусульман, а также сформулированный западными умами убедительный «канонический» базис (с использованием аятов и хадисов, похожих на тот, что приведен выше[11]), резкое увеличение разницы между бедными (не имеющими перспектив на будущее в собственных странах) и богатыми (занятыми в большинстве своем удовлетворением собственной ненасытности на территориях западных стран) — все это явилось хорошей почвой для взращивания ненавидящих и желающих убивать «ради Аллаха» молодых людей, целого поколения.
Интернет явился хорошим проводником смертоносного вируса «исламского терроризма»[12]. Англия и США, главные претенденты на теневое мировое господство, идеологически и финансово сыграли в этом основную роль. И как мы видим сейчас, сильным мира сего удалось очень удачно разыграть эту карту ненависти, насилия и получить свои политические и финансовые дивиденды, исчисляемые триллионами долларов.
Что остается делать простым верующим, свободным от вируса «исламского терроризма»? Просвещаться, умнеть, созидать, строить. Делать от нас зависящее, в том числе практикуя приведенный выше хадис, а в остальном полагаться на Аллаха (Бога, Господа), ведь все в Его силе и ничто на земле и небесах не происходит без Его воли, полной мудрости и всезнания.
ﷺ
Пророк Мухаммад передал слова Господа миров: «Трать [о человек, на добрые, щедрые, созидательные дела; научись праведно много зарабатывать и щедро, великодушно тратить во благо и процветание твоих близких и чужих тебе людей], и Я [говорит Творец всего сущего] непременно буду тратить на тебя [в ответ на это Божественно щедро одарю тебя материальными и нематериальными благами]».
И сказал [пророк Мухаммад в комментарий к этим словам Господа]: «Божья рука[13] [щедрость Его и милость] переполнена [бессчетным количеством чудесных дарований, изобилие которых человек не в состоянии себе представить]. Никакие траты не уменьшают это количество. Он [Творец всего сущего] нескончаемым потоком дает это [предоставляя триллионам единиц живых существ на земле и небесах необходимые, благоприятные условия жизни и ежедневное пропитание]. И так денно и нощно. Вы видите, что Он [Господь миров] потратил с момента сотворения небес и земли?![14] [Это ведь никакими цифрами не обозначить!][15] И все это не уменьшило то, что в Его руке [при всех неимоверных и не поддающихся расчету затратах Его сокровищницы все так же полны, богатства все так же неиссякаемы]!»[16]
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если Аллах (Бог, Господь) дал кому-либо из вас благо [материальный достаток, например], то пусть начнет [тратить его в первую очередь] на себя и свою семью»[17].
Да, благодеяния в адрес других, чужих для нас людей, высоко вознаграждаемы пред Богом, но это не говорит о том, что мы должны забывать о себе и своих семьях. Во всем уместен щедрый, но благоразумный и предусмотрительный подход[18].
ﷺ
В назидание берущим в долг посланник Господа говорил: «Кто берет чужое [в долг, например, заимствует на время денежные средства] с намерением вернуть, тому Аллах (Бог, Господь) поможет [если, конечно же, должник сделает все от себя зависящее, в том числе минимизировав собственные расходы и тратя заимствованное на самое необходимое, именно как чужое, а не свое личное]. А кто берет с намерением потратить [не возвращать], тому Аллах (Бог, Господь) поможет [бесследно] растратить»[19].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если мужчина тратит из собственного материального достатка на содержание своей семьи [жены и детей, на те или иные семейные расходы], ожидая воздаяния лишь от Господа миров [не делая одолжения и не ожидая от них благодарности в ответ], тогда это засчитается ему [в личное дело пред Богом] милостыней [то есть тем, что вернется к нему в земной обители и в вечной в виде самых разных Божьих подарков и дарований]»[20].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Установлены Господом на этой земле] три вещи [три жизненных закономерности]: «(1) от материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается [от затрат на добрые и полезные для других дела достаток благодетеля только увеличивается]; (2) если человек будет притеснен [обманут, обижен, унижен и т. п.], но проявит терпение [не ответит на зло злом], тогда Аллах (Бог, Господь) непременно еще больше возвеличит его (приумножит силы его и могущество) [это явится серьезной причиной для получения от Господа благословения на становление человеком с большом буквы, которого есть за что уважать, почитать]; и (3) если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах (Бог. Господь) непременно откроет для него дверь нищеты [такой человек по жизни будет бедным, нищим, если только в корне не изменит себя]»[21].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если человек даст в качестве милостыни [нуждающемуся, потратит на благое дело] равное [по стоимости всего лишь] одному финику из праведно (благостно) заработанного — а ведь Всевышний принимает только хорошее, благостное, — то Господь непременно примет это, а затем приумножит, подобно тому, как выращиваете вы жеребенка, причем увеличит [это малое и незначительное, но с трудом заработанное и искренне, бескорыстно переданное] до размеров, соизмеримых с горой»[22].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «(1) Богатство не убывает от подачи милостыни [от материальной помощи другим, когда это совершено искренне пред Богом; от бескорыстных финансовых затрат на благодеяния]. (2) Если человек простит [например, обидчика], тогда Аллах (Бог, Господь) непременно приумножит его (простившего) величие. (3) И если человек [искренне] проявляет скромность пред Аллахом (Богом, Господом) [а не в угоду кому- или чему-то], тогда Господь непременно возносит его [на более высокие уровни набожности и благочестия]»[23].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) часто молил Бога: «Аллаахумма иннии а‘уузу бикя миналь-хамми валь-хазан, валь-‘аджзи валь-кясаль, валь-бухли валь-джубн, ва даля‘ид-дейн ва галябатир-риджааль (Господи, удали меня [с Твоего благословения и по Твоей милости] от тревог (беспокойств) и печали (грусти); от слабости (потери сил, немощности, бессилия, болезней, нетрудоспособности) и от лени (лености, нерадения[24], скуки); от скупости (жадности) и от трусости (малодушия); от долгов, которые «искривляют» (прогибают, ломают человека своей тяжестью), и [самое главное] от состояния быть побежденным (от поражений)!»[25]
Особую ценность этой мольбы чувствуют те, кто ставит перед собою сложные цели и шаг за шагом неумолимо реализует их, совершая конкретные действия и прилагая сверхусилия изо дня в день.
ﷺ
К Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) пришел человек и спросил: «О посланник Божий, какая милостыня наиболее величественна по воздаянию [получаемому в итоге от Господа]?» Он ответил: «Когда ты даешь милостыню, (1) являясь здоровым [то есть нет мотивации сделать что-то благое из-за постигшего недуга или недомогания], и (2) [если] скуп [не особо-то желаешь делать что-то общественно полезное или помогать оказавшемуся в трудной ситуации; у тебя, по твоему искреннему убеждению, на себя самого еле хватает сил, средств и времени][26]. [Но ты, передавая эту серьезную и весомую для тебя милостыню, например, составляющую 10% от общего месячного дохода] (3) желаешь стать богатым [еще более богатым, а с передачей этих денежных средств вроде как становишься беднее] и (4) боишься бедности [что не стоит делать верующему, но, так как он все-таки че-ло-век, а предвиденных и непредвиденных расходов всегда много, он периодически опасается бедности]… [Несмотря на такой набор «тормозящего» твое проявление щедрости и заботы о других] ты [все-таки искренне, бескорыстно] даешь милостыню, а не оставляешь (не откладываешь) на тот момент, когда душа подойдет к гортани [и пора умирать, оставляя все нажитое тяжким трудом, скрупулезно собранное, причем — навсегда, ведь оно уже не пригодится], и ты [спешно] начинаешь говорить о том, что это [из давно желаемого передать милостыней или материальной помощью, возможно, в форме завещания] тому, это — другому, а окажется, что имел в виду третьего»[27].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Рука, что сверху (дающая), лучше той, что снизу (берущей). [Собираясь кому-то финансово помочь] начинай с тех, кого содержишь [кого материально обеспечиваешь, а это семья, дети, супруга, родители].
Лучшая милостыня — та, которую ты даешь, имея материальный достаток (являясь богатым)[28].
Кто воздерживается от просьбы [оказываясь в затруднительной ситуации], тому сам Аллах (Бог, Господь) непременно поможет сохранить безупречность [если человек приложит все свои силы и навыки на самостоятельное решение проблемы, не прибегая к просьбам о помощи]. А кто сможет обойтись без чужой помощи [все в собственной жизни в плане материального достатка выстроит так, что] (не будет нуждаться в посторонней людской помощи), того Аллах (Бог, Господь) непременно сделает богатым (обогатит; избавит от необходимости просить у кого-то) [сам Господь миров будет помогать таким сильным и целеустремленным вставать на ноги и становиться очень богатыми]»[29].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Благородно [достойно] стремитесь к мирским благам (уровням, степеням) [для становления самостоятельными, богатыми, сильными, влиятельными]. Поистине, каждому дается легко то, что предписано ему из земного [великолепия и разнообразия, из мирских возможностей, усердная реализация которых открывает перед ним земные и вечные перспективы]»[30].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь), если захочет, поднимет [кого угодно на высокие уровни влияния, достатка и благополучия; на лидирующие позиции в той или иной области], но может и опустить [лишить предоставленного; поставить в список отстающих, оставшихся позади]»[31].
Хадис говорит нам о том, что проявление гордыни, высокомерия ведет к необратимым ударам судьбы. Лучше лишний раз не возносить себя над другими, не купаться в лучах собственной славы, не кичиться финансовым благополучием и достатком, а проявить сдержанность и скромность.
Дабы не получить серьезного удара «непредвиденных обстоятельств», очень полезно ощущать искреннюю сердечную скромность пред Богом[32], Господом миров, Который в любой момент может как чудесным образом одарить, так и неожиданно лишить[33].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Будь аскетичен (проявляй умеренность) в [изобилии] мирских благ [ограничивайся нужным, важным, малым и качественным; не гори желанием постоянного ненасытного потребления, которое нарастает с увеличением денежных средств и возможностей их тратить в свое удовольствие]. Тогда [если сможешь ограничиться самым главным, необходимым для твоего земного и вечного счастья и отгородиться ото всего лишнего, навязываемого рекламой, окружением либо простым желанием новизны] Аллах (Бог, Господь) непременно полюбит тебя.
Будь аскетичен (проявляй умеренность) [ставь разумные ограничения для себя] в том, что в руках людей [выйди из всеобщего потока жадного потребления и гонки за всем новым и модным], и люди полюбят тебя»[34].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если человеку дать одну долину, полную золота(!), он пожелает получить и вторую. И если у него их станет две — он пожелает третью. Человека [его ненасытность] сможет [полностью] удовлетворить лишь земля [в которой он будет похоронен после смерти]! И всякого Аллах (Бог, Господь) может простить, если тот [своевременно, до наступления смерти] раскается»[35].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Человек! У тебя есть то, чего тебе достаточно [оглядись, присмотрись, ты многим богат и обеспечен, цени это и развивай]! Ты же требуешь того, что развратит тебя. [Идя на поводу легкомысленных желаний или алчного соперничества, ненасытности, ты начинаешь переходить нормы морали, предаешь свои истинные ценности: теряешь себя, свою обязательность пред Богом и людьми; теряешь ощущение святости семейных взаимоотношений.]
Человек! Ты не доволен малым [что есть у тебя], а большим [сколь бы многочисленным оно ни становилось] не насыщаешься. [Прими это к сведению и измени свое отношение к происходящему, дабы при любых обстоятельствах быть счастливым и благодарным Творцу[36].]
О сын (дочь) Адама! [О человек!] Если ты встретишь утро [нового дня] (1) в телесном здравии [ты здоров], (2) со спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и (3) у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться! [Все в твоих руках, перед тобой огромные просторы земных возможностей, моли Господа о помощи, последовательно делай от тебя зависящее и никогда и ничего не бойся!]»[37].
ﷺ
Пророк однажды обратился к своим сподвижникам: «Кто готов взять у меня несколько наставлений и применять их либо научить тех, кто будет применять?» Абу Хурайра воскликнул: «Я, о посланник Божий!» Пророк взял его руку и произнес пять [кратких наставлений]: «(1) Бойся запретного [того, что явно запрещено], станешь самым поклоняющимся [Богу] среди людей; (2) будь доволен[38] тем, чем наделил тебя Аллах (Бог, Господь), станешь самым богатым среди людей; (3) наилучшим образом относись к соседу [кем и каким бы он ни был!], станешь верующим [твое вежливое, уважительное отношение к соседям, представителям разных культур и национальностей, является подтверждением наличия в твоем сердце веры в Бога, наличия постулатов веры]; (4) люби для людей то, что любишь для себя (искренне желай им того, что желаешь себе) [например, если хочешь, чтобы другие относились к тебе с уважением, начни сам с уважительного отношения к ним], тогда [если это будет твоим неотъемлемым качеством], ты станешь [настоящим] мусульманином [покорным Богу, а не своим эмоциям или капризам]; (5) много не смейся, постоянный смех убивает сердце [превращает его в черствое и бесчувственное][39]«[40].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Занимает (отвлекает) вас увеличение (рост) [материальных благ, потребление, постепенно переходящее в гиперпотребление][41]. [Становясь богаче и все больше переживая за сохранение и приумножение материальных ценностей] человек говорит: «Мое богатство, мое имущество!» Но, о человек, из по-настоящему принадлежащего тебе есть лишь (1) то, что съедаешь и [тем самым] уничтожаешь, (2) надеваешь и изнашиваешь (используешь до предела) [когда остается лишь только выбросить], а также (3) то, что передаешь в качестве милостыни [участвуя в благом, полезном для других либо помогая нуждающемуся] и приводишь в исполнение [одну из наиболее перспективных для тебя форм траты временного, тленного][42]. А все иное [помимо трех названных, в итоге] уходит [от тебя в самых разных видах], и ты оставляешь его другим [с приходом смерти покидая сей прекрасный, но все же бренный мир]»[43].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кого Господь подведет к тому, чтобы стать мусульманином [носителем постулатов веры и религиозной практики], научит Корану [читать и понимать его], а он после этого [после таких открывшихся перед ним духовных, моральных и интеллектуальных возможностей] будет [временами либо постоянно] жаловаться на нужду (бедность, лишения), у того меж глаз будет написано «нищета», причем надпись эта сохранится до Судного Дня». После этих слов посланник Всевышнего процитировал 58-й аят 10-й суры[44].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самыми несчастными являются те, кто и в земной обители был беден [не потрудился дисциплинировать себя в вопросе приобретения знаний, профессиональных навыков, рационального отношения к денежным средствам и в вопросе выбора стези, становясь лучшим в чем-то конкретном], и в вечности оказался в Аду [по той простой причине, что не потрудился включить мозг и уверовать разумом и сердцем; не дисциплинировал себя в обязательности пред Богом и людьми, а также оказался безволен перед соблазном грешить, совершать злодеяния и преступления, когда появлялась на то возможность]»[45].
ﷺ
Пророк сказал: «Есть трое [три категории людей], с коими Аллах (Бог, Господь) говорить в Судный День не будет, в чью сторону не посмотрит и кого от грехов не очистит [у них не будет никакой надежды на Божье помилование и прощение, сколь бы оно безграничным ни было]; их ждет болезненное наказание: (1) прелюбодействующий шейх[46] [тот, кому сорок лет и больше], (2) правитель-лжец [руководитель любого ранга, обманывающий своих подчиненных] и (3) горделивый (высокомерный, надменный) бедняк»[47].
Среди современных верующих мусульман и христиан немало тех, кто гордится своей бедностью, утверждая, что, оставаясь бедным, ему легче будет попасть в Рай. Они не хотят ничего менять ни в себе, ни в своем распорядке дня, ни в стиле жизни, ни тем более в том, что вокруг. Выдернутыми из контекста Писаний цитатами они оправдывают свою инертность, лень, пассивность и социальную никчемность. Возможно, они усердно молятся и постятся, но при этом становятся бременем для активных и созидательных, с уверенностью утверждая, что богатые и имущие им должны. Приведенный выше хадис — важное наставление для тех, кто еще не потерял окончательно рассудок и все-таки готов учиться, трудиться и попотеть во благо свое, других, причем в обоих мирах.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если бы жизнь земная имела ценность хотя бы равную крылу комара, тогда Господь не дал бы безбожнику и глотка воды. [Умопомрачительный достаток или унизительная нищета не говорят о положении человека пред Богом, а являются лишь частью экзамена, в процессе которого куется человеческая душа, личность]»[48].
Земная жизнь — огромное экзаменационное поле, полное сражений, преодолений, достижений и лишений, и пред Богом, особенно в сравнении с жизнью вечной в Раю, она ценности не имеет.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит набожных [тех, кто сторонится явно запретного[49] и совершает в меру сил и возможностей обязательное[50]], богатых [в первую очередь своим внутренним миром, миром души и интеллекта; подсознательно чувствующих изобилие во всем, даже в малом, а не ноющих от нехватки средств либо временных финансовых затруднений; такие в результате многолетнего труда и самодисциплины становятся богатыми и финансово, материально], а также — незаметных [тех, кто не делает благое напоказ, не старается везде светиться и не лезет в объективы камер, а из года в год, из десятилетия в десятилетие совершает добрые дела, благородные поступки, трудом своим принося пользу окружению и людям в целом; таковые не стараются выделяться, не демонстрируют свое превосходство над другими]»[51].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит верующего [когда вера — живая, наполняющая желанием жить[52], стремиться, расти, развиваться — вошла в сердце], бедного [материально; у него сложный затратный период и сбережений нет, средств не хватает, кроме как на самое необходимое], независимого от других [имея возможность попросить, обратиться за помощью в благотворительные организации или к богатым людям, он не делает этого, а активно работает над своими навыками, мастерством, не жалея сил][53] и семейного [несмотря на временные трудности, он не боится жениться на подходящей девушке, рожать и воспитывать детей, много детей]»[54].
Такие, если не отчаются в собственных силах и возможностях, если не пойдут на поводу у скуки, тоски, душевного томления (вызванных немалым трудом, а где-то недосыпанием и недоеданием), становятся в итоге богатыми, опытными, мудрыми, сильными, влиятельными — Божья милость открывается пред ними во всей красе и изобилии. Но сколь мало таких! Прожигая свое бесценное время в Интернете, перед телевизором или в разговорах «за жизнь», подобной личностью никогда не стать.
ﷺ
Перечисляя обитателей Рая, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул «целомудренного [воздерживающегося от всего явно запретного] и не просящего у других семейного человека [трудности и неурядицы, семейные расходы и заботы которого не толкают на преступление или попрошайничество; он знает о своих общественных и семейных обязанностях, делая все, что в его силах, а в остальном — полагается на Бога]». И в этом же достоверном хадисе Пророк упомянул несколько категорий людей, которые окажутся в вечности в Аду, среди них «слабый, безвольный человек, который следует за другими [куда ветер подует, туда и клонится] и не стремится обзавестись семьей и материальным достатком»[55].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) дал тебе [человек] материальный достаток [то есть в результате твоих стараний благословил на умение хорошо зарабатывать, грамотно сберегать, приумножать, инвестировать], то пусть признак Божьего дара и щедрости будет виден [заметен]»[56].
То есть неверно и неэтично пред Богом намеренно скромничать и прибедняться, вызывая у окружающих жалость, но и, отмечу, кичиться достатком также не следует, о чем сказано в других аятах[57] и хадисах; это две крайности, нелюбимые Богом и ввергающие человека в грех. Золотая середина — быть, а не казаться, и быть естественным, воспитанным, богатым и щедрым.
ﷺ
Известен следующий случай времен пророка Мухаммада: «Увидев золотое кольцо (перстень с печатью) на руке одного из сподвижников, посланник Господа снял кольцо с руки этого человека, отбросил его в сторону и промолвил: «Некоторые из вас опираются на уголек Ада и помещают его на руке своей». После того как пророк Мухаммад удалился, присутствовавшие сказали этому мужчине: «Возьми (подбери) свое кольцо, извлеки из него [иную] пользу!» Тот ответил: «Нет, клянусь Богом! Я никогда не возьму его [в руки], ведь его выбросил [сам] посланник Божий (да благословит его Всевышний и приветствует)»[58].
Прямой запрет на ношение золотого кольца (перстня с печатью) мужчинами присутствует также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари[59].
Золотые запонки, ручки, часы и другие подобные вещи определены исламскими богословами как подпадающие под данный запрет.
Что же касается обручальных колец для мужчин, то им рекомендованы серебряные кольца.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) дал тебе [человек] материальный достаток, то пусть это будет заметно [другим]. Поистине, Он [Господь миров] любит видеть на человеке красоту признака Божьего [дара и щедрости]. И Он не любит, когда человек [вне зависимости от степени достатка] прибедняется перед другими (стараясь выглядеть жалким и несчастным)»[60].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) предоставляет человеку благо [блага и возможности], то желает (любит) увидеть это на нем [то есть должным образом примененным и в полной мере реализованным]. Бог порицает, когда люди предстают несчастными (когда они вызывают жалость; печалятся, грустят). [Каждому человеку предоставляется бессчетное количество благ и возможностей, независимо от того, в семье с каким достатком он родился или, например, с какими физическими дефектами появился на свет. Каждый имеет множество возможностей быть счастливым и богатым, умным и набожным, весь вопрос в том, как он относится к происходящему и делает ли от себя зависящее на протяжении лет.]
Вызывает Божий гнев настойчивый попрошайка. Вызывает Божью любовь — скромный и независимый [от других] (воздерживающийся от плохого в словах и делах). [Он старается изо всех сил, выставляя самому себе высокие требования в нравственности и целенаправленном труде на протяжении многих лет и десятилетий, выстраивая с другими не попрошайнические, а партнерские деловые отношения]»[61].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупредил: «Будет несчастным (окажется в бедственном положении) поклоняющийся динару, дирхаму (золоту и серебру) [психологически зависимый от наличия и количества денег] и одеждам из дорогих тканей [в современных реалиях — все, что относится к категории люкс, роскошь]! [Как определить, есть ли зависимость и такого рода поклонение в человеке? Все просто.] Когда ему дается [то есть если Всевышний дает ему возможность приумножать достаток и покупать новые дорогие вещи; если растет доход, с которым увеличиваются и статьи расходов[62]], он доволен, а когда не дается [появляются сложности, трудности; временное или постоянное стеснение в денежных средствах из-за инертности, лени или расточительства; если рынок сыграл против него падением], он не доволен [что проявляется в душевных стрессовых переживаниях, беспокойствах; криках, ругани, нервных срывах; усилении зависимости от вредных привычек и т. п.]»[63].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «По-настоящему богат человек не многочисленностью материальных благ, а своим душевным состоянием [истинное богатство — это уверенность в неограниченности возможностей, уравновешенность и спокойствие при любых колебаниях рынка, целеустремленность и активность в нужный и благоприятный момент]»[64].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Все пророки и посланники Бога безгрешны.
Относительно приписывания отдельным пророкам грехов, в том числе и больших, что можно встретить в современном изложении Писаний, которые были ниспосланы до Священного Корана, то по мнению мусульманских ученых это — дело рук человеческих (дописано при переписывании текстов в древние времена), плод воображения и желание оправдать себя.
[2] Здесь, конечно же, подразумевается здоровое желание изобилия и достатка. Ведь ненасытность человеческая не имеет предела.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 90, хадис № 1470, «сахих».
[4] Это один из богатейших родов человечества по материальному достатку, духовным ценностям и уровню предоставленной им Богом власти.
[5] Это второй, альтернативный вариант перевода использованного в хадисе слова.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3431; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 483; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 453; Аль-Муттакы А. (умер в 975 г. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 15. С. 811, хадис № 43224.
[7] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 543–545; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. 2002. С. 1640, № 22751 (22392), «хасан», «сахих»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 2. С. 139; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 858, хадис № 3103 (2), «хасан».
[8] У данного хадиса имеется несколько риваятов. Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 277; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 278, хадис № 2581, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 141, хадис № 121 (1052); Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 511.
[9] Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 386, хадис № 38–(994); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 329, хадис № 1966, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1252, «сахих».
[10] «Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это пред Нами [говорит Господь миров; с мольбой о милости и прощении; на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом (не на 100%, а на все 110%)], тем Мы откроем благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставим выход из безвыходных ситуаций; выведем из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах (делает свою работу наилучшим образом)» (Св. Коран, 29:69).
[11] Подобные хадисы и аяты, облачая их в соответствующие комментарии и конкретный контекст, использовали для сбора пожертвований для террористических группировок.
[12] Отмечу, что в России вот уже более 15 лет на национальную безопасность ежегодно тратятся триллионы рублей (в проекте бюджета на 2015 год — более 3 триллионов рублей), большая часть из которых идет на борьбу с терроризмом. Но вирус «исламского терроризма» так и не уничтожен в русскоязычном пространстве, а поражает все большее количество активной части населения, и это указывает на то, что кому-то внутри нашей страны такая ситуация выгодна, ведь эти ежегодные триллионы до истечения очередного года должны перекочевать со счетов государственных на счета министерств, ведомств, частных компаний или фондов.
[13] Бог нематериален. В Коране сказано: «Творец небес и земли (сотворивший их не по образу и подобию чего-либо)… Он как вас [людей и джиннов], так и животных сделал парами [что есть огромная Его милость к вам]. Он создает вас на ней (дает вам жизнь на земле) [в определенных пропорциях, и так из века в век, из поколения в поколение]. Нет ничего, подобного Ему. Он все слышит и все видит» (Св. Коран, 42:11).
[14] Современные ученые за последние десятилетия, находя все новые данные и свидетельства, многократно увеличивали срок существования планеты Земля. Одной из последних цифр является — 5 миллиардов лет с момента сотворения (появления).
[15] В Коране подчеркивается, что каждому из людей предоставляется бессчетное количество благ и возможностей: «Он [Господь миров] дал вам все, о чем вы Его просили. Дары и блага, предоставленные вам, бессчетны (если захотите сосчитать их, то сделать этого не сможете) [не хватит сил, и нет таких чисел]! [Однако же, несмотря на все это] человек, воистину, крайне неблагодарен и упорен в грехе [в том числе в грехе безделья, лени и бесцельного, бессмысленного прожигания свой жизни]» (Св. Коран, 14:34); «Если вы [пожелаете] подсчитать блага (дары), что предоставлены вам Аллахом (Богом, Господом), то сделать этого не сможете [всех мирских даров вам просто не охватить, не учесть, не пересчитать, да и не удержать]. Несомненно, Он — Всепрощающ и бесконечно Милостив. [Несмотря на явные грехи и безбожие некоторых из вас, Он дает вам в мирской обители необычайно многое.]» (Св. Коран, 16:18).
А еще приплюсуйте к этому мир джиннов и ангелов, а также огромное количество живых существ, населяющих сушу и море. Мозг человеческий при всем его совершенстве не в состоянии всего этого вообразить и представить.
[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1440, хадис № 4684; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 10. С. 449, хадис № 4684; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 386, хадис № 36–(993).
[17] Хадис от Джабира ибн Самуры; св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 34, хадис № 460, «сахих».
[18] В Священном Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай (не трать) все, что имеешь [не будь расточительным]! [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном» (Св. Коран, 17:29).
[19] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Ибн Маджа и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 711, хадис № 2387; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 260, хадис № 2411, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 27.
[20] Хадис от Абу Мас‘уда; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1723, хадис № 5351; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 621, хадис № 5351; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 37, хадис № 498, «сахих».
[21] Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 207, хадис № 3450, «хасан» (его первая часть); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его первая часть); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 670, хадис № 2330 (его первая часть), «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3308, хадис № 5287 (его первая часть).
[22] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 354, хадис № 1410.
[23] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1042, хадис № 69–(2588); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 441, хадис № 2/603, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 496, хадис № 8120, «сахих».
[24] Нерадивый — тот, кто без усердия относится к своим обязанностям, делам и т. п.; недобросовестный.
[25] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 892, хадис № 2893; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 108, хадис № 2893; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 97, хадис № 1553, «сахих».
[26] В каждом человеке скупость присутствует в той или иной степени. И преодоление ее — это обычный процесс, проходя через который мы можем претендовать на большее, более величественное Божественное воздаяние. В Коране сказано: «[Учтите, что] в душах людских много скупости (жадности). Если вы творите добро и боитесь Бога, истинно, Аллаху (Богу, Господу) ведомы все ваши деяния [за благое Он воздаст вам соответствующим благом в мирском и в вечном, а за зло и безответственность — тем, чего заслуживаете. Не забывайте, все вернется к вам тем же]» (см. Св. Коран, 4:128).
[27] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 422, хадис № 1419; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 363, хадис № 1419 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 80, хадис № 1258, «сахих».
[28] К примеру, одним из мерил материального достатка может быть закят, в обязательном порядке ежегодно выплачиваемый в пользу соцпроектов и малоимущих семей, людей.
[29] Хадис от Хакима ибн Хизама; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 425, хадис № 1427; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 4. С. 376, хадис № 1427 и пояснение к нему.
Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 398, хадис № 95–(1034); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 80, хадис № 1260, «сахих», а также с. 590, хадис № 10027, «сахих».
[30] Св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима, ат-Табарани и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 18, хадис № 191; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 232, хадис № 2142, «сахих».
[31] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2039, хадис № 6501; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414, хадис № 6501 и пояснение к нему.
[32] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414, 415, пояснение к хадису № 6501.
[33] В Коране есть следующие слова: «Если Он [Господь миров] выносит решение [какое бы то ни было (!)], Ему достаточно сказать «будь», и вот оно [реализовано без промедления и в полном соответствии с Его желанием]» (см. Св. Коран, 40:68).
Также в Коране сказано: «Поистине, Господь для некоторых желанных Ему [с легкостью] расстилает мирские блага [дает нежданно-негаданно и в невероятно большом количестве, причем неважно верующий человек или нет], а кого-то ограничивает [в возможностях, что может произойти с очень даже набожным человеком ради укрепления его веры и чтобы поднялся он на очередной духовный уровень. Наличие или отсутствие земных благ еще ни на что однозначно не указывает. Не переполняйтесь уверенностью, не теряйте бдительности! Изменчивость ситуаций, обстоятельств — обычное положение дел на этой земле], но большая часть людей не знает [не понимает законов бытия, не может выстроить необходимого алгоритма действий, не в состоянии смотреть в корень и видеть, что есть зло, а что добро. Ко всему прочему дела земные сильно переплетены с жизнью вечной, с благополучием или полным крахом в ней. Многие люди не осознают, что изобилие личных благ здесь не есть гарант продолжения того же и там]» (см. Св. Коран, 34:36).
[34] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4102, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 960, «сахих».
[35] Св. х аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2022, хадис № 6438.
Варианты текста данного достоверного хадиса и подробные пояснения к нему см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 305, хадисы № 6436–6439 и пояснение к ним.
[36] «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и усердны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и постоянству; если будете ныть, жаловаться и выказывать недовольство], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).
[37] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».
[38] Доволен — значит благодарен, ведь удовлетворенность при неверном подходе тормозит развитие личности, ее рост и в итоге останавливает, включая процесс деградации.
[39] Отмечу, что порицаемо именно много смеяться, смех без причины.
Что же касается тех случаев, когда смех уместен, то и сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) смеялся, причем порой так сильно, что «были видны его коренные зубы». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6571.
[40] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 381, хадис № 2305, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 36, хадис № 85; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 14, хадис № 118; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 89; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3236, хадис № 5171.
[41] Отвлекает от более важного, и это «более важное» имеется в самых разных областях нашей жизни: психическое и физическое здоровье, семья и родные, профессиональный рост и карьера, совершенствование собственных коммуникативных навыков и изучение нового, например, иностранных языков. Это осмысление жизни, когда человек из потребителя превращается в целеустремленную созидающую личность, которая широко смотрит на жизнь и видит за нею вечные перспективы.
[42] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1187, хадис № 3–(2958).
[43] Хадис см., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1187, хадис № 4–(2959); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 2. С. 474, хадис № 701, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 2. С. 268; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 446; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1140, хадис № 16414 (16305).
[44] Св. х. ас-Суюты. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 8. С. 587; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 8. С. 226.
«Скажи: «[Этот неиссякаемый, неисчерпаемый кладезь мирских и вечных богатств, сокровищ предоставлен вам] лишь и только по милости Творца [вы, люди, своими усилиями и усердием не имеете к этому отношения]». Пусть же обрадуются [верующие люди] наличию такой [ничем не измеримой и не оценимой возможности]! Он [Коран] — лучше всего того [мирского, пусть даже ценного и труднодоступного], что они [люди] могут собирать, накапливать [а потому — заслуживает особого их внимания]» (Св. Коран, 10:58).
[45] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. ат-Табарани (филь-авсат). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 70, хадис № 1071, «хасан».
[46] Одно из значений слова «шейх» в арабском языке — мужчина почтенного возраста, сорока лет и старше, согласно другому мнению — тот, кому за пятьдесят. См., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 267.
[47] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 69, хадис № 172–(107).
[48] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 458, хадис № 7480, «сахих».
[49] Например, убийство, насилие, алкоголь, наркотики, прелюбодеяние.
[50] Обязательное пред Богом, родными, обществом.
[51] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1190, хадис № 11–(2965); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 435, хадис № 1/597, «сахих».
[52] В Коране сказано: «Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь [оживит вас духовно, дав новые чувства, возможности, мысли, настроения, устремления, ценности, приоритеты и перспективы. Практикуя коранические назидания и наставления Пророка, особенно в вопросах самодисциплины, отношения к родным, соседям и людям вообще, вы можете серьезным образом преобразить свою земную жизнь и рассчитывать на счастье в вечной]» (см. Св. Коран, 8:24).
[53] Во-первых, он знает, что просить нужно у Бога, делая все от себя зависящее, о чем многократно говорится в Коране и хадисах. А во-вторых, он глубоко понимает и чувствует аят, где сказано: «Тем, кто прикладывает усилия (усерден, упорен, целеустремлен), причем делает это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении; делает пред Ним, Его могуществом, на пользу веры и духовности, ради торжества Слова Божьего и извечных ценностей, а не в угоду страстям, низменным желаниям; не из чувства мести или назло кому-то; не доказывая другим, что он умнее, влиятельнее и богаче… Кто прикладывает усилия пред Богом (не на 100%, а на все 110%)], тем людям Господь откроет благословенные пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Аллах (Бог, Господь) вместе с теми, кто благороден в делах и поступках» (Св. Коран, 29:69).
[54] Св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 446, хадис № 4121, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 116, хадис № 1887, «хасан».
Степень достоверности у данного хадиса низкая, но смысл его в контексте общих смыслов Корана и Сунны верен и назидателен.
[55] Хадис от ‘Ияда ибн Химара; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1149, хадис № 63–(2865); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т 16. С. 490, хадис № 7453; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 7. С. 3106–3108, хадис № 4960, «сахих».
[56] Св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4063, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 26, хадис № 330.
[57] «[Человек!] Не ходи по земле высокомерно (надменно) [разумно соизмеряй свои возможности и тот мир, что окружает тебя:] ты, поистине, никогда не сделаешь сквозного отверстия в земле [не хватит ни сил, ни технологий] и высоты гор тебе никогда не достичь [ты ограничен в росте, да и строительные сооружения, равные по высоте самым высоким горам, тебе не построить]» (Св. Коран, 17:37).
«Не искривляй свое лицо перед людьми (не делай гримасу отвращения, брезгливости) и не ходи по земле самодовольно и кичливо. Поистине, Аллах (Бог, Господь) не любит всякого надменного, самодовольного, хвастливого» (Св. Коран, 31:18).
[58] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 867, хадис № 52 –(2090); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 563, хадис № 9463, «сахих».
[59] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 371, хадис № 1239; там же. Т. 4. С. 1962, хадис № 6235; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 145, хадис № 1239; там же. Т. 14. С. 21, хадис № 6235.
[60] Св. х. аль-Бухари (фит-тарих) и ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 26, хадис № 331, «сахих».
[61] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 104, хадис № 1668, «хасан».
[62] Отмечу, что с увеличением дохода расходы увеличиваться не должны, кроме как в случае крайней необходимости. Лишь при такой практике человек быстро выходит из рамок финансовой зависимости к финансовой свободе.
[63] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2021, хадис № 6435.
[64] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2025, хадис № 6446; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 14. С. 326 –328, хадис № 6446 и пояснение к нему.