Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане разбили лагерь на краю долины в ущелье горы Ухуд так, чтобы их спины были со стороны горы. Пророк ﷺ начертил удивительный по своей мудрости тактический план, который позволил бы им выиграть битву. Он расставил пятьдесят лучников по своим позициям и назначил во главе них ‘Абдуллаха ибн Джубайра[1], наказав: «Осыпайте конницу стрелами и защищайте наши спины. Будут ли события развиваться в нашу пользу или против нас, оставайтесь на своих местах и не дайте им напасть с вашей стороны»[2]. Приводится риваят о том, что он обратился к ним со словами: «Защищайте наши спины! Если увидите, что мы терпим поражение, не оказывайте нам помощь. Если увидите нас побеждающими и собирающими трофеи, не присоединяйтесь к нам»[3]. Потому посланник Аллаха ﷺ был спокоен, что группа лучников, подчинившись его приказу, обезопасит их тыл.
Подобным образом он тщательно подошел к расстановке воинов, стоящих в авангарде. Он отобрал обладающих мощью и непоколебимостью мужчин, которым предстояло быть впереди войска. Численность мусульман составляла четвертую часть от войска язычников, и эту разницу можно было восполнить лишь доблестными воинами, стоящими тысячи. Он велел не начинать битву без его приказа. Сам он надел на себя в этой битве две кольчуги.
Сабит передает, что посланник Аллаха ﷺ в день Ухуда, держа в руке меч, вопросил: «Кто возьмет этот меч по праву?» Воины отступили и промолчали, тогда вышел вперед Абу Дуджана[4] со словами: «Я возьму». Он в полной мере оправдал право обладания мечом, проявив в бою небывалую отвагу и самоотверженность. Ибн Исхак передает: «Абу Дуджана был смел, величественен и надменен к врагу. Его можно было отличить по красной повязке, которой он обматывал голову, демонстрируя готовность сражаться до последнего вздоха. Взяв меч и надев повязку, он сказал: «Я тот, с кем друг заключил договор у подножия горы, что я не буду сражаться в задних рядах, а буду впереди всех поражать цель мечом Аллаха и Его посланника»[5].
Два войска сошлись в бою. Первые моменты битвы вызывали удивление, будто бы три тысячи язычников столкнулись с тридцатью тысячами мусульман. Мусульмане показали высшую степень смелости и убежденности.
Ханзаля ибн Абу ‘Амир[6] выбежал из своего дома, когда услышал призыв к битве, хотя это была его первая брачная ночь. Он вырвался из объятий супруги и поспешил на поле битвы, боясь не успеть. Призыв к самоотверженности был значимее для него, чем мирские услады. Этот храбрец пал шахидом в состоянии джунуб, отсутствия ритуальной чистоты, и в последующем был омыт самими ангелами. В истории Ислама он запечатлен как «гыссилюль-малаика», что в переводе означает омытый ангелами[7].
Дух чистой веры воцарился среди рядов воинов, они ринулись на многобожников подобно разливающейся реке, смывающей все преграды.
Талха ибн Абу Талха аль-‘Абдари, знаменосец курайшитов, бросил свой вызов и призвал к сражению. К нему подпрыгнул аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам, оказавшись на его верблюде, сбросил его на землю и поразил мечом.
Поражал врагов и Абу Дуджана в своей красной повязке. Один из язычников занимался тем, что добивал пленных мусульман. Ка‘б ибн Малик передает: «Я увидел, что некий воин-мусульманин в кольчуге выжидает его. Я последовал за ним и увидел, что на мушрике снаряжение было намного лучше. Они сошлись в схватке. Мусульманин нанес удар безбожнику, рассекая тело мечом от плеча до бедра на две части. Открыв свое лицо, он произнес: «Что думаешь, Ка‘б? Я Абу Дуджана».
Сражался подобно разъяренному льву Хамза ибн ‘Абдульмутталиб , настигая одного за другим носителей знамени из рода ‘Абдуддар. В битве при Ухуде курайшиты преследовали две главные цели — Пророка и Хамзу. От меча последнего полегло большое число курайшитов. Для убийства дяди Пророка наняли эфиопского раба Вахши, принадлежавшего Джубайру ибн Мут‘аму. В случае успеха ему были обещаны свобода и несметные богатства. Женщиной, нанявшей Вахши, была Хинд бинт ‘Утба. Будучи женой Абу Суфьяна, она потеряла в битве при Бадре отца, дядю, брата и сына. И она понимала, что многие из них полегли именно от рук Хамзы.
Хамза находился в центре событий, облаченный в свою военную экипировку со страусовым пером на груди: его он всегда надевал перед битвой. Он сражался так, словно смерть подчинилась ему, настигал всех, к кому устремлялся. Вахши тем временем подбирался к Хамзе и выжидал подходящего момента, чтобы сразить его своим копьем. Сам Вахши так рассказывал об этом: «Когда мы достигли горы Ухуд и разгорелся бой, единственной моей целью был Хамза. Его нетрудно было отличить в толпе людей. Ведь на его груди красовалось белое страусовое перо — знак отваги и мужества. Вскоре я заметил его. Прячась то за камнем, то за деревом, я пытался выбрать подходящий момент, чтобы поразить его своим копьем. В какой-то момент перед Хамзой появился всадник из числа курайшитов по имени Сиба‘ ибн ‘Абдуль-‘узза. Когда Хамза сразил противника мечом и тот упал с коня наземь, я выбрал момент и метнул копье. Попав в паховую область, оно прошло насквозь. Сделав два шага в моем направлении, Хамза упал замертво. Подойдя к нему, я забрал свое копье и вернулся в лагерь, ведь моей единственной задачей был убийство Хамзы, дабы обрести свободу»[8].
Смерть Льва Аллаха была яркой и достойной, подобно его жизни. Преисполненные вражды и ненависти мекканцы не пожалели своего имущества для похода, имеющего целью уничтожить Пророка ﷺ и его дядю. Однако Хинд бинт ‘Утбе было недостаточно смерти Хамзы. Она приказала принести его печень, что и было исполнено Вахши. Как было уговорено, он получил обещанную плату. Получая ее в левую руку, правой он передавал печень дяди Пророка. Хинд бинт ‘Утба, супруга предводителя многобожников, поднялась на скалу и, выражая словами ярость к мусульманам, ликовала от удовлетворенного чувства мести и исполненного обета.
Малочисленное войско мусульман понесло великую потерю с гибелью Хамзы, но все же продолжало главенствовать на поле боя. Знамя мусульман нес Мус‘аб ибн ‘Умейр — великий проповедник. Когда он пал шахидом, подхватил знамя ‘Али ибн Абу Талиб. Мухаджиры и ансары соревновались между собой на поле достоинства, знамя Ислама продвигалось вперед.
Женщины курайшитов пытались поднять на сражение своих мужчин и для этого били в бубны. Во главе них была Хинд бинт ‘Утба, жена Абу Суфьяна. Курайшиты приложили все усилия, чтобы сломить пыл мусульман, однако они были обессилены и их настрой иссяк перед отвагой мусульман. Ибн Исхак передает: «И Аллах низвел Свою победу, подтвердил Свое обещание. Мусульмане рубили неприятеля своими мечами и достигли лагеря противника. Поражение было неизбежно»[9].
‘Абдуллах ибн аз-Зубейр[10] передает со слов своего отца: «Клянусь Аллахом! Я видел, как слуги Хинд бинт ‘Утбы и ее спутницы убегали, задрав свои подолы и все бросив!»[11]
Ошибка мусульман во время битвы при Ухуде
Представьте человека, находящегося на празднике среди ослепляющего света прожекторов, как вдруг неожиданно свет гаснет и на людей опускается мрак. Подобная картина сравнима с тем ходом событий, который был во время битвы при Ухуде. Миг человеческой слабости, охватившей группу воинов, привел к всеобщему замешательству и ослабил ряды. В момент безрассудства было потеряно все то, что приобрела невиданная смелость и готовность к самопожертвованию.
Мы знаем, что посланник Всевышнего ﷺ строго-настрого велел лучникам оставаться на своих местах для защиты тыла мусульман, даже если тела воинов будут разрывать хищные птицы. Однако страсть к мирскому и получению богатств смела наказ в момент беспечности. Когда лучники стали свидетелями поражения курайшитов, увидели блуждающих в горах женщин и бросившихся вспять мужчин, а также трофеи, которые оставила в долине позади себя 3000 язычников, часть из них оставила свои позиции.
В это время конница язычников во главе с Халидом ибн аль-Валидом[12] искала и никак не могла найти лазейку для проникновения вглубь мусульманского войска. Открывшийся тыл и отсутствие постовых предоставили такую возможность. Повернув конницу, он обрушился на своего противника откуда тот и не ждал. Увидевшие это курайшиты, поначалу бежавшие с поля боя, стали возвращаться. Женщина по имена ‘Амра бинт ‘Алькама аль-Харисия подняла с земли знамя курайшитов, ранее поверженных на этом месте. Оставшиеся язычники вернулись под знамя. Сахабы же оказались окружены спереди и сзади, будто между молотом и наковальней.
Поначалу мусульмане остолбенели, они тут же продолжили сражаться с еще с большим рвением, но лишь с целью спастись и найти путь к отступлению. Некоторые из них пали шахидами, пытаясь выбраться из засады. Язычники подступили к Пророку ﷺ совсем близко. Один из них метнул в него камень, который сломал нос, резец и ранил лицо Пророка до крови. Среди воинов распространилась весть, что Мухаммад убит. Мусульмане разбрелись в разные стороны: одни вернулись в Медину, другие укрылись на горе.
Молва о том, что посланник Аллаха ﷺ убит, была на устах у многих. Анас ибн ан-Надр[13] проходил мимо группы мусульман, стоящих с понурым видом и опущенными мечами. Он спросил: «Чего вы ждете?» Они ответили: «Посланник Аллаха убит». Тогда он снова спросил: «Что вы будете делать без него? Встаньте и умрите во имя того, ради чего он умер!»[14] После этого он ринулся на язычников и сражался до тех пор, пока не пал шахидом. На его теле было восемьдесят порезов от ударов меча, копья или стрел. Тело Анаса ибн ан-Надра смогла опознать среди погибших лишь его сестра, причем по следам на ногте указательного пальца. В своде хадисов имама аль-Бухари от Анаса ибн Малика передается: «Мы считаем, что эти аяты были ниспосланы относительно Анаса ибн ан-Надра:
«В числе верующих есть мужчины, кто был правдив в своем договоре с Аллахом. Среди них — исполнившие свой обет [в защиту идеалов и ценностей не пожалевшие и жизни], а также те, кто ожидает [готов пожертвовать самим дорогим во имя других]. Они не внесли перемены [«в условия договора». Не пошли на поводу своих личных пристрастий, забыв о тех обещаниях и намерениях, которые когда-то они несли в своих сердцах]» (Св. Коран, 33:23)[15].
События настолько перемешались, что сподвижники не знали, как поступить, пока Пророк не воззвал к ним: «Ко мне, о рабы Аллаха!» Вокруг него собралось около тридцати человек, когда язычники снова напали. Талха ибн ‘Убайдуллах и Сахль ибн Ханиф[16] встали рядом с посланником Аллаха ﷺ. Талха был ранен в руку выпущенной стрелой так, что ее парализовало.
Убей ибн Халяф аль-Джумахи[17] готов был набросится на Пророка, дав ранее клятву его убить. Едва почувствовав, что представилась такая возможность, он начал наступать с мечом в руках, говоря: «Лжец, куда ты убегаешь?» Пророк ﷺ сказал: «Я сражусь с ним, если Аллах пожелает», — после чего вонзил меч в вырез его кольчуги. Язычник упал, издавая нечто схожее с ревом быка. По прошествии дня или части дня он умер[18]. Это был единственный человек, который умер от рук Пророка ﷺ.
Курайшиты продолжали попытки добраться до Пророка и его сподвижников, чтобы покончить с ними. Пробил час, ставший одним из самых тяжелых моментов в истории Ислама. Всадники и лучники язычников с упорством пытались достичь своей цели. Подле Пророка пало много людей, пытавшихся его защитить. Рядом с ним сражался Талха, сдерживавший натиск противника, но и он пал среди живых и мертвых. Абу Дуджана встал живым щитом рядом с Пророком, стрелы вонзались в него одна за другой.
В своде хадисов имама Муслима приводится, что посланник Всевышнего ﷺ в день Ухуда в какой-то момент остался практически один, рядом с ним было лишь семеро ансаров. Когда язычники его изнурили, он произнес: «Кто отдалит их от меня, тому — Рай». Один из ансаров вышел вперед и сражался с врагом, пока не погиб. Язычники продолжили преследование и вновь их настигли. Снова Пророк произнес: «Кто защитит меня от них, тому — Рай». Так продолжалось до тех пор, пока все семеро не пали шахидами[19].
Посланник Аллаха ﷺ с небольшим числом мусульман смог подняться на гору, где к нему присоединилась уже укрывавшаяся там другая группа. Он обрадовался тому, что нашел своих воинов. К ним, в свою очередь, с его появлением вернулся рассудок, хотя они уже считали его мертвым.
Такая самоотверженность, когда люди не жалели своих сил, рисковали жизнями, принесла свои плоды. Пыл курайшитов в попытке покончить с Пророком ослаб. Сподвижники начали подтягиваться со всех сторон и собираться воедино, покончив с разрозненностью рядов.
Пророк ﷺ велел изгнать курайшитов с той вершины, которую они желали занять на горе, сказав: «Не подобает им быть выше нас». Сподвижники закидывали их камнями, пока не прогнали.
Попытка избежать последствий позорной надломленности — это дело, которое по своей значимости не уступает первой победе. Пророк ﷺ направил все усилия, чтобы противостоять курайшитам и не дать им одержать верх, а также показать к сколь тяжелым последствиям может привести очередная попытка навредить мусульманам. Он вытаскивал из колчана стрелы и передавал Са‘ду ибн Абу Ваккасу со словами: «Метай, пусть мать и отец будут выкупом за тебя[20]«[21]. Абу Талха аль-Ансари[22] был также умелым лучником, он метал стрелы, а посланник Всевышнего обращал свой взор к месту их падения. Абу Талха, защищая Пророка, подставлял свою грудь и говорил: «Ты мне дороже моих отца и матери! Пусть тебя не настигнет стрела. Я крепкий, о посланник Аллаха. Вели все, что пожелаешь»[23]. Лучникам удалось отогнать язычников, пытающихся подняться на гору, тем самым они дали возможность мусульманам, которые разбрелись по полю боя, примкнуть к Пророку ﷺ.
Однако же они будто бы находились в некой сутолоке и в пелене, так что от чрезмерного гнева и потерянности некоторые из них не видели, с кем сражаются. Так, аль-Яман, отец известного сподвижника по имени Хузейфа, сражался с сыном, в то время как тот безрезультатно кричал: «Отец, отец!»
Когда остатки разбитого мусульманского войска собрались после нападения и отступления, усталость охватила их. Но Аллах вселил в их сердца спокойствие, вернув им после потрясения надежду и уверенность. Они успокоились возле посланника Аллаха, ожидая, что произойдет дальше. Дремота опустилась на веки. Когда кто-нибудь начинал дремать, меч падал из рук и к задремавшему возвращались бдительность и готовность продолжить бой. Это было одно из благ Аллаха, о чем сказано в Священном Коране:
«После чувства печали (скорби) Он низвел на вас спокойствие, часть из вас охватила дремота (сон)…» (Св. Коран, 3:154)
Курайшиты не меньше мусульман испытывали тяготы и усталость этого страшного дня. Первый эпизод битвы чрезмерно их изнурил, и когда ситуация изменилась и казалось, что победа уже близка, мусульмане своей стойкостью и решительностью показали, что уничтожить их почти неосуществимая задача. Потому курайшиты решили удовлетвориться достигнутым и возвратиться обратно.
Сперва мусульмане подумали, что отход курайшитов связан с их намерением напасть на Медину. Пророк сказал ‘Али ибн Абу Талибу: «Последуй за курайшитами и посмотри, что они будут делать. Если они оставят в стороне коней и сядут на верблюдов, значит, они направляются в Мекку, а если оседлают коней, ведя рядом верблюдов, то — в Медину. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если они пожелают отправиться в Медину, я последую за ними и буду сражаться там». ‘Али передает: «Я вышел за ними и увидел, что они оседлали верблюдов, чтобы направиться в Мекку»[24].
Ибн Исхак передает: «Когда Абу Суфьян вознамерился уходить, он встал перед горой и во весь голос закричал: «Достигнуто блаженство! Воистину, войне присущ переменный успех, день — за день Бадра, возвышен Хубаль[25]!» Посланник сказал ‘Умару: «Ответь, что Аллах превыше, не одинаковы убитые на поле битвы: наши в Раю, а ваши в Аду». Абу Суфьян крикнул: «Подойди ко мне, ‘Умар». Посланник велел ‘Умару пойти и узнать, чего он хочет. Абу Суфьян спросил подошедшего ‘Умара: «Заклинаю тебя Аллахом, убили ли мы Мухаммада?» Тот ответил: «Нет, воистину, он слышит твою речь сейчас». Абу Суфьян ответил: «Ты более правдив, нежели Ибн Камиа’[26], который утверждает, что убил Пророка». Затем он закричал: «Воистину, над вашими умершими было надругательство. Клянусь, я не проявлял довольства и не гневался; я не запрещал и не приказывал».[27] Уходя он прокричал: «Воистину, ваш срок и место встречи — Бадр в следующем году». Посланник ﷺ велел одному из сподвижников сказать: «Это между нами и тобой — условленная встреча»[28].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Абдуллах ибн Джубайр — сподвижник пророка Мухаммада из племени Аус. Принял участие в присяге при ‘Акабе вместе с семьюдесятью сподвижниками из числа ансаров. Участвовал в битве при Бадре. Во время битвы при Ухуде Пророк назначил его руководителем пятидесяти лучников. В этой битве ‘Абдуллах ибн Джубайр был убит ‘Икримой ибн Абу Джахлем. Известно, что в этот день язычники надругались над телом ‘Абдуллаха, распоров копьями его живот.
[2] См.: Сухайб ‘А. Аль-джами‘ ли ас-сунан ва аль-масанид [Сборник сводов хадисов]. В 38 т. [в электронном виде], 2014. Т. 14. С. 448.
[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 4. С. 368–369, хадис № 2609.
[4] Абу Дуджана Симак ибн Аус — один из сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал к племени Хазрадж. Участвовал в сражениях мусульман против многобожников. В битве при Ухуде, рискуя своей жизнью, защищал пророка Мухаммада и получил тяжелое ранение. Погиб в битве против лжепророка Мусайлимы. Умер в 12 г. по хиджре (634 г. по григор.).
[5] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 1. С. 245.
[6] Ханзаля ибн Абу ‘Амир аль-Усаййиди — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из племени Аус. В битве при Ухуде был убит руками Шаддада ибн аль-Асвада и Абу Суфьяна ибн Харба во 2 г. по хиджре (624 г. по григор.).
[7] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 197.
[8] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 481, хадис № 7016.
[9] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 373.
[10] ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам — сподвижник пророка Мухаммада. Сын известного сподвижника аз-Зубейра ибн аль-‘Аввама и Асмы бинт Абу Бакр, дочери первого праведного халифа Абу Бакра. Стал первым младенцем, родившимся после переселения Пророка в Медину. Был одним из тех, кто защищал третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана, когда в период смуты восставшие окружили его дом. ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр отказался присягнуть на верность Язиду ибн Му‘авии после смерти его отца Абу Суфьяна. Язид попытался силой расправиться с ‘Абдуллахом, в результате чего он укрылся в Мекке. Но это не помешало Язиду продолжить борьбу, для чего в Мекку было отправлено войско. Осада города закончилась лишь со смертью Язида в 64 г. по хиджре (684 г. по григор.). ‘Абдуллах ибн аз-Зубейр объявил себя халифом мусульман, а Мекку — столицей халифата. Все города присягнули ему, кроме некоторых территорий Шама.
[11] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 3. С. 227.
[12] Халид ибн аль-Валид аль-Махзуми (31 г. д. х.–21 г. п. х.) (592–642 гг. по григор.) — один из сподвижников пророка Мухаммада. На тот момент, который описывается в книге, еще не принял Ислам. Стал мусульманином в 7 г. по хиджре (629 г. по григор.). Был авторитетным полководцем Пророка, получил прозвище Меч Аллаха. Провел 43 битвы. Является одним из немногих в истории, кто ни разу не был побежден в сражениях.
[13] Анас ибн ан-Надр — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Был дядей известного сподвижника Анаса ибн Малика. Принял участие в битве при Ухуде, где пал шахидом, проявив непоколебимую самоотверженность в бою. Умер в 3 г. по хиджре (625 гг. по григор.)
[14] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 410.
[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 116, хадис № 4783.
[16] Сахль ибн Ханиф — сподвижник из числа ансаров из племени Аус. Вместе с Пророком принимал участие во всех битвах, в том числе в битве при Ухуде. Был вместе с ‘Али ибн Абу Талибом после того, как тот был выбран халифом. По его назначению Сахль ибн Ханиф стал правителем Медины, Басры и ряда стран Персии.
[17] Убей ибн Халяф ибн Вахб аль-Джумахи аль-Курайши — один из знатных представителей племени Курайш, является братом Умайи ибн Халяфа, который был известен тем, что подвергал мукам Биляла ибн Рабаха. Убей ибн Халяф умер в битве при Ухуде. Он стал единственным человеком, который был убит посланником Аллаха.
[18] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 376.
[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 415, хадис № 1789.
[20] «Пусть мои мать и отец будут выкупом за тебя» — распространенная фраза среди арабов, подчеркивающая особый статус человека. Часто использовалась сподвижниками при обращении к Пророку.
[21] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 7. С. 336, хадис № 8159.
[22] Абу Талха Зейд ибн Сахль аль-Ансари — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из рода ‘Адий. Принял Ислам до второй присяги, данной при ‘Акабе. Вместе с Посланником принимал участие во всех битвах между мусульманами и язычниками. В день битвы при Ухуде был из числа немногих лучником, которые самоотверженно защищали посланника Всевышнего. Он часто постился, а после смерти Пророка и до конца своих дней не пропускал ни дня, не соблюдая пост без уважительной причины. Покинул этот мир в Медине в возрасте 70 лет.
[23] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 445–446, хадис № 14058.
[24] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 421.
[25] Хубаль — имя божества древних арабов.
[26] Ибн Камиа’ — язычник, который в битве при Ухуде ранил пророка Мухаммада, после чего воскликнул: «Получи от меня! Воистину, я сын Камиа’ ». Посланник ответил: «Пусть Аллах унизит тебя». Известно, что после битвы Ибн Камиа’ вернулся домой и отправился в горы пасти овец и коз. Один из козлов набросился на него, когда он взобрался на вершину, и сбросил вниз.
[27] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 421.
[28] Там же.