Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
В день освобождения Мекки, когда многие покорились перед неизбежным приходом истины, были и те, кто продолжал упорствовать в своем неверии и попытке противостоять пророческому призыву. Одним из них был ‘Икрима, сын Абу Джахля, который возглавил малочисленное войско, попытавшееся противостоять мусульманам в тот день.
История принятия им Ислама является ярким примером величия нашего Пророка, главной целью которого было стремление помочь людям обрести свет веры, даже если они являлись его лютыми врагами.
Пророки, посланники Всевышнего… Для них исполнение Божественной миссии, донесение Божественных постулатов до людей — причина их сотворения.
Подобно тому, как солнце, каждый день даруемое нам Аллахом, является проявлением Его милости и щедрости — ведь оно согревает нас, освещает нашу жизнь и показывает то великолепие, что рассеяно на этой Божественной «выставке» даров, — так и посланники Божьи, в особенности тот, о ком в Коране сказано: «Мы ниспослали тебя как милость всем мирам» (Св. Коран, 21:107), являются отражением щедрости и благодеяния нашего Творца.
Если бы не посланники Божьи, то мы так и блуждали бы в неведении, не понимая, кто мы, откуда пришли и куда направляемся.
Если бы не посланники Божьи, то мы так и не смогли бы понять смысла своего прихода в эту жизнь.
Подобно хищным зверям плутали бы во мраке и безверии.
Если бы не посланники Божьи, то кто мог бы объяснить нам суть смерти и рассказать о том, что ждет нас после нее? Осознание ежеминутного приближения к неизбежному исходу всего живого наполнило бы нашу жизнь беспокойством и тревогой.
Если бы не посланники Божьи… Эти слова можно повторять до бесконечности, вновь и вновь подтверждая неизмеримую милость Аллаха в посланных нам пророках.
В Священном Коране сказано:
«О те, которые уверовали, ответьте на призыв Всевышнего и посланника Его, когда он призывает к тому, что дает вам жизнь [то есть к тому, что вас всесторонне оживляет]» (Св. Коран, 8:24).
В другом аяте сказано:
«Неужто тот, кто мертвым был, и Мы вернули его к жизни и даровали свет ему, с которым он идет среди людей, сравнится с тем, кто пребывает во тьме и мраке, не выходя из них?» (Св. Коран, 6:122).
Удивительно, в этих аятах безверие, отрицание Всевышнего Творца сравниваются со смертью и мраком. Вера же во Всевышнего — с жизнью и светом.
«О те, которые уверовали, ответьте на призыв Аллаха и Посланника, когда он призывает к тому, что оживляет вас, дает вам жизнь».
Нести свет, озарять сердца и души… Заключительный посланник Всевышнего, осознавая ответственность, возложенную на него, стремился донести Божье Слово до всех людей. Идя из дома в дом, из племени в племя, он искал тех, кто способен прислушаться к его призыву, кто сможет оживить свою душу, найти правильный ориентир на своем жизненном пути. Посланник сильно опечаливался, когда люди отворачивались, не желая даже прислушаться к сказанному им, и душа его ликовала особой Божьей радостью при встрече с теми, кто готов был ответить на его призыв. Муки и страдания, подобные тем, что переживает человек в момент сильного голода или жажды, когда не находит того, чем можно их утолить, или боль как при отсутствии возможности дышать, испытывал он ﷺ, не находя чистой души, готовой внять его зову. Подобно тому, как ангелы живут восхвалением Аллаха, он жил призывом людей к вере, донесением до них возложенной на него миссии.
Ни нанесенные обиды, ни унижения, ни оскорбления — ничто не становилось преградой на его пути. Даже к ярым врагам он обращался по нескольку раз в надежде найти в их сердцах отклик и понимание. Таковыми были и его сподвижники, и должны быть все те, кто считает себя последователем Мухаммада ﷺ.
В подтверждение всего изложенного выше вспомним о сподвижнике Пророка по имени ‘Икрима. Кем же был этот человек до принятия Ислама и как он изменился, заняв свое место рядом с сахабами Пророка?
В доме, где вырос ‘Икрима, каждый был проникнут чувством вражды ко Всевышнему и Его посланнику. Ведь хозяином дома был Абу Джахль, коварными замыслами и ухищрениями которого восхищался сам Сатана. Абу Джахль был буквально пропитан ненавистью к посланнику Аллаха. Набросать ли колючки на дорогу Мухаммаду, насыпать ли землю на его голову, унизить или оскорбить — во всем этом Абу Джахль был первым.
В своде хадисов имама Муслима со слов Абу Хурайры передается следующая история. Как-то Абу Джахль обратился к группе мекканцев: «Вы видели, как Мухаммад трет свое лицо о землю?»[1] — «Да», — ответили те. «Клянусь богами ал-Лят и аль-‘Узза, если я увижу его таким снова, то наступлю ему на шею и измажу его лицо в земле и пыли!» — воскликнул Абу Джахль. Подойдя к Каабе, он застал посланника Аллаха совершающим молитву. Абу Джахль поспешил было наступить ему на шею, но внезапно в страхе и ужасе попятился назад, изо всех сил отмахиваясь руками. Окружавшие в удивлении спросили: «Что с тобой, Абу Джахль?» — «Между мною и Мухаммадом огненный ров, а вот — крылья», — ответил он. Позже посланник Всевышнего ﷺ скажет: «Если хоть на шаг он приблизился бы ко мне, тогда ангелы схватили бы его и разорвали на кусочки»[2].
‘Икрима, сын Абу Джахля, был проникнут теми же чувствами к Исламу, что и его отец. Более того, он будто соревновался со своим отцом, кто нанесет Исламу и пророку Мухаммаду больший вред и унижение. Не было оскорбления, причиненного Абу Джахлем, в котором не участвовал бы его сын ‘Икрима.
Но особенно мстительный характер эта неприязнь приняла в сердце ‘Икримы после битвы при Бадре, в которой его отец Абу Джахль был убит. ‘Икрима прилагал все усилия, чтобы потушить свет Божий, не дать ему распространиться. Но пророческую миссию ничто не могло остановить. Ведь покровителем ее был сам Господь миров.
Пришел день, и была освобождена Мекка. Даже в тот момент, когда врата покаяния и прощения были открыты перед всеми, ‘Икрима, вместо того чтобы воспользоваться этой возможностью, собрал группу мекканцев и вступил в бой против мусульманского войска. В непродолжительной схватке Халид ибн аль-Валид разбил эту кучку. Несколько противников были убиты, остальные в страхе и ужасе бежали. Среди бежавших был и ‘Икрима ибн Абу Джахль. Вспоминая причиненные Пророку унижения и оскорбления и сопоставляя их с силой и могуществом мусульман, он понимал, что у него нет другого выхода, кроме как бежать. Он направился в Йемен.
Жена ‘Икримы, Умму Хаким, эта достойная особого уважения женщина, приняла Ислам и вошла в число сподвижников, при упоминании которых мы добавляем «Да будет доволен ими Аллах!» Она покорно, по своей воле отправилась в путь вслед за своим мужем ‘Икримой с целью уговорить его вернуться в Мекку. После долгих поисков она застала мужа на берегу моря в области Тихама в тот момент, когда он договаривался с моряком-мусульманином, чтобы тот переправил его на другой берег. Моряк повторял:
— Очистись перед тем, как я тебя перевезу!
‘Икрима в недоумении спросил:
— Как я могу очиститься?
— Скажи: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и что Мухаммад — Его раб и посланник».
‘Икрима в ужасе воскликнул:
— От этого-то я и бегу!
Умму Хаким приблизилась к ним и обратилась к мужу:
— ‘Икрима, я пришла к тебе от самого благонравного, самого добродушного, от лучшего из людей — Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ﷺ. Он пообещал тебе безопасность. Не губи же себя!
‘Икрима долго переспрашивал и уточнял, что сказал Пророк, пока не согласился вернуться в Мекку.
Незадолго до прихода ‘Икримы и Умму Хаким посланник Всевышнего, предвещая будущее и принимая во внимание род ‘Икримы и его положение, обратился к людям со словами: «Вскоре к вам придет ‘Икрима ибн Абу Джахль верующим и совершившим хиджру (переселение). Не оскорбляйте его отца. Поистине, оскорбление умерших причиняет боль живым, но не доходит до покинувших сей мир»[3].
Действительно, через некоторое время прибыли ‘Икрима и его супруга. Посланник Всевышнего ﷺ сидел в кругу сахабов. Завидев ‘Икриму, он вскочил от радости с места и устремился ему навстречу. С его уст сошли слова: «Приветствую того, кто совершил хиджру».
Мы знаем, что период хиджры, особо выделенный в истории Ислама, на тот момент уже закончился. Но Пророк подчеркивает это обстоятельство не зря. Ведь ‘Икрима тоже вернулся из долгого пути. Пророк встретил ‘Икриму словами: «Приветствую того, кто совершил хиджру». И этих слов было достаточно, чтобы растопить сердце ‘Икримы. Он воскликнул: «Нет бога, кроме Аллаха, и ты — посланник Его!» А затем произнес: «Я причинил тебе столько боли и зла, помолись за меня, попроси у Аллаха прощения для меня!» Пророк милости, воздев руки, взмолился: «О Аллах, прости ‘Икриме ту неприязнь и вражду, что он испытывал ко мне и к Исламу! Прости ему все пути, что он прошел, пытаясь потушить Твой свет! Прости ему все оскорбления, что сошли с его уст!» ‘Икрима переполнился чувствами, на глазах его выступили слезы. Он не ожидал подобного отношения, так как до этого момента ставил Пророка на один уровень со всеми. Теперь же он воскликнул: «О посланник Аллаха, клянусь Всевышним, сколько сил и имущества я потратил во вред Исламу, в два раза больше я потрачу на пути его распространения!»[4]
‘Икрима сдержал данное им слово. Ярким подтверждением тому стала битва Ярмук, произошедшая после смерти Пророка ﷺ между мусульманами и римлянами. Ираклий, император римлян, направил огромное войско во главе с Маханом, прославившимся своей храбростью. Численность их воинов составляла 140 тысяч. В некоторых источниках упоминаются и большие цифры. Что касается мусульман, то после того как до Абу Бакра дошла весть о невозможности противостояния римлянам лишь отрядом Абу ‘Убайды, он приказал другому военачальнику — Халиду ибн аль-Валиду — с войском переместиться из Ирака в Шам на помощь Абу ‘Убайде и встать во главе мусульманских воинов, численность которых составляла 40 тысяч[5].
Бои были очень тяжелые. Несколько раз под натиском врага приходилось отступать.
В какой-то момент ‘Икрима слез с коня и попытался ворваться во вражеские ряды. Халид, завидев это, окликнул его: «Не делай этого!» ‘Икрима же воскликнул: «Оставь меня, Халид! Ты сражался рядом с Пророком и сделал многое на пути распространения Ислама. Я же и мой отец больше всех причинили боли посланнику Аллаха. Дай мне возможность искупить прошлое!» Потом он вскричал: «Как я могу отступить, когда столько раз сражался против Пророка? Нет, этому не бывать!» и воззвал к воинам: «Кто даст присягу на смерть?» И в окружении примерно четырехсот человек он ворвался в ряды римлян[6]. В какой-то момент он был тяжело ранен и перенесен в шатер. Увидев смертельные раны, его жена Умму Хаким не могла сдержать слез. ‘Икрима же промолвил: «Не плачь. Не увидев победы, я не умру».
Через какое-то время в шатер вошел его дядя аль-Харис ибн Хишам[7]: «Благая весть! Аллах даровал нам победу». Тогда ‘Икрима на последнем дыхании воззвал: «Дай мне возможность умереть мусульманином и причисли меня к благонравным» (Св. Коран, 12:101).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В этой издевке Абу Джахля подразумевалось совершение Пророком земных поклонов возле Каабы.
[2] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 87.
[3] См.: Ра’фат аль-Баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 120–123.
[4] См.: аль-Кяндахляви М. Хаят ас-сахаба. [Жизнь сподвижников]. В 4 т. Каир: ар-Раян, 1987. Т 3. С. 163.
[5] См.: Хасан Ибрахим Хасан. Тарих аль-ислам [История Ислама]. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, 1991. С. 185, 186.
[6] См.: Ра’фат аль-Баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 125.
[7] Аль-Харис ибн Хишам ибн аль-Мугыра аль-Курайши аль-Махзуми — родной брат Абу Джахля. Принял Ислам после освобождения Мекки. До этого момента был одним из ярых противников пророка Мухаммада.