Интервью для СМИ Татарстана (2011)

Май 2011

Кем вы хотели стать в детстве?

Я учился в обычной московской школе, но вредные привычки обошли меня стороной. Этому немало способствовало внимание ко мне, подростку, родителей. Интересоваться религией я стал примерно в 12–13 лет. Родители договорились, и я брал частные уроки. Тогда в Москве была единственная мечеть, Соборная. К 15-ти годам я выучил немало сур Корана, читал на старотатарском языке, освоил религиозную практику. Окончание школы пришлось на 90-е годы и нужно было определяться. С одной стороны, была перспектива и желание идти по медицинской линии. Меня всегда интересовали вопросы здоровья человека, лекарственные травы… Но практически предпринять какие-либо усилия «в медицинском направлении» не пришлось. Потому что появилась возможность получить богословское образование. Сначала муфтий России Равиль Гайнутдин взял меня на работу секретарем-референтом, а потом последовало приглашение в Каирский университет.

Как Шамиль-хазрат справляется в семье с ролью мужа, родителя?

У меня четверо детей. Иногда они кричат, спорят, могут друг дружку ударить… Здесь важно для меня как родителя не начинать при этом самому кричать или делать агрессивное выражение лица. Ребенок в лице родителя не должен потерять прибежище. Порой у сына или дочери могут возникнуть трудности, например в школе. Эмоции, когда им нет выхода, начинают накапливаться и потом разрядка произойдет на ком-то другом, например на младших братьях и сестрах. И та же самая разрядка может пойти на родителя. Мудрость родителя в том, чтобы заблаговременно это почувствовать и разрешить проблему, пока она не перерастет во что-то большее. Это не так просто, но возможно, только надо работать над собой. Чтобы требовать дисциплину от ребенка, нужно научиться дисциплинировать себя. Также полезно чтение умных книг по педагогике, мотивации и психологии, чтобы научиться быть верным товарищем своему ребенку, но при этом оставаться для него авторитетным взрослым, за которым — решающее слово…

И что особенно важно, родители — это пример и образец. Если они ссорятся и спорят между собой при детях, они теряют авторитет. Как раз тот авторитет, образец для подражания, который ищет во взрослом ребенок. Он ищет его повсюду: в школе, фильмах, литературе, во дворе… Авторитет для родителя — это работа над собой: своей осанкой, речью, внешностью, это умение твердо и сдержанно высказать свои мысли. И еще многие нюансы…

Взять на себя роль родителя означает еще и примириться с необходимостью иногда делать неприятные вещи: запрещать, наказывать, критиковать и ограничивать. И объяснять, почему это делается. Это не так легко, но гораздо нужнее ребенку, чем «добренький» или отдаленный родитель.

В одной из своих многочисленных книг вы написали, что духовное воспитание детей начинается дома, объясните почему?

Для детей полезнее и важнее, чтобы все-таки родители крупица за крупицей прививали им духовные, моральные, нравственные ценности. Заключительный посланник Всевышнего, пророк Мухаммад говорил: «Я был избран Богом для того, чтобы довести нравственные нормы до совершенства». Родители должны учиться сами и уметь находить в современной литературе доходчивые, доступные пониманию детей необходимые формулы. Как мы готовим красивые блюда на ужин либо на праздничный стол, так же нужно «приготовить» и суметь подать красивое интеллектуальное «блюдо», которое будет удобоваримо для ребенка в том или ином возрасте. Лучше, конечно, начинать с раннего. Пусть это будет набор из десяти каких-либо важных ценностей: не завидовать, не питать злобы, не лгать, уметь выметать из своего сердце все негативное… Это надо повторять и прививать ребенку с одной стороны, а с другой — формулировать ему самое важное для чистоты его морального облика на всю оставшуюся жизнь, а это то, что является явно запретным: спиртное, курение, ложь, воровство, прелюбодеяние, насилие… И если родитель сумеет это донести, то он предотвратит в том числе возможное негативное влияние в школе, институте, на улице, убережет ребенка от других пагубных факторов. Ребенок, воспитанный по такому принципу, будет знать, что отвечать, когда ему скажут: «Попробуй, ничего страшного, ночью Бог не видит…».

Как вы ведете национальное воспитание?

Моя жена из Татарстана и прекрасно владеет родным татарским языком. Мы стараемся покупать и читать своим детям книги на татарском языке. У нас дома телевизор настроен только на один канал — «ТНВ» [1]. Радует, что в последнее время увеличилось и количество, и качество передач для детей и подростков. Любимая передача моих детей — «Кучтэнэч».

Не секрет, что большинство нынешних родителей признаются, что живут ради детей. Что вы скажете таким родителям? Каким бы вы хотели видеть будущее своих детей?

Родителям необходимо усердствовать не только в вопросах материального обеспечения своих детей, но и в вопросах пробуждения интереса к жизни: физической, интеллектуальной, духовной и профессиональной. Если мы сможем пробудить его (например, чтобы ребенок увидел плоды своих физических усилий, когда тело будет преображаться), у него будет больше уверенности в том, что он в жизни «на своем месте» и может чувствовать себя в этой жизни «на все сто». То же самое в интеллектуальном плане: когда он будет интересно размышлять, его похвалит учительница, значит, он и здесь не «лишний»… Или молитву совершит — и некие новые, яркие ощущения почувствует в душе….

И только если постепенно, но грамотно суметь подвести ребенка к такому ощущению вкуса жизни, шаг за шагом он начнет вслед за этим развиваться сам. Сделать это без «инструктора», без помощи своего родителя он не в состоянии. Наш долг — понимать это и, помогая своему ребенку адаптироваться в мире, неустанно работать над собой, над освобождением самого себя и своего дитяти от иррациональных привычек и зависимостей… И будущее своих детей я вижу именно таким, чтобы через их духовное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие их жизнь день ото дня становилась все более интересной. Так они научатся жить.

Так в чем же смысл жизни, Шамиль-хазрат?

Смысл — у каждого свой, но есть общие Богом данные ориентиры. Важно, на мой взгляд, найти свой смысл, нарисовать свою прекрасную картину бытия, неповторимый шедевр через образование (среднее, высшее), настойчивость, стремление и определение своей трудовой, интеллектуальной, физической, духовной и семейной деятельности, своих глобальных задач по всем этим направлениям. Определившись, начать восхождение и не потерять цели и приоритеты во всем том хаосе, где актуально спокойствие и здравость ума.

«Величественен по Своей благодати [выше всего и вся] тот, в Чьей руке [2]  [под Чьим управлением] абсолютно вся власть! И Его сила ничем не ограничена. Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:1, 2).

*

«[Обитатели Рая, напоминая себе о Божественной милости и щедрости, скажут:] «Один раз мы умерли [завершив тем самым период земного пребывания], но теперь мы бессмертны и мучения нас больше никогда не постигнут. [Это – Рай и Божья опека навсегда!]. Это, поистине, – величайшая победа!» Пусть же [сосредоточенно] трудятся трудящиеся [работающие, вкладывающие свое время, силы, знания, энергию во что-то] ради подобного этому [результату, открывающему бесконечные просторы и перспективы, красоты, великолепие и блаженство]» (Св. Коран, 37:58–61).

Обычно поначалу человек думает, что учится и работает с утра до ночи ради того, чтобы ездить на хорошей машине и жить в просторной квартире, доме. Если не перестает трудиться и самоотверженно стремиться к этому, то через некоторое время (когда ему уже за тридцать-сорок лет) он приобретает все то, что мотивировало его на трудовую активность и наполняло жизнь смыслом. Но после человек начинает ощущать, что его душевная пустота не заполнилась приобретением этих земных благ, пустота тяготит и гложет где-то изнутри. Кто-то тогда ударяется в новые поиски, а кто-то начинает опускаться на дно жизни (постоянные ссоры, потеря физической формы, сигареты, азартные игры, спиртное, просиживание по пол дня перед телевизором и т. п.).

61-й аят 37-й суры задает человеку, уже начиная с его детства и юности, высокую планку стандартов, когда земные достижения, приобретения, взлеты и временные испытательные падения становятся мостом к Божественной милости и неописуемо прекрасной жизни в райской обители. Такой человек не будет искать счастья на дне бутылки или кончике иглы, он будет искать его в последовательном самоотверженном труде, в каждодневной духовной, физической и интеллектуальной дисциплине, чего требуют от него мусульманские каноны уже с 12–15 летнего возраста.

Заключительный посланник Творца, пророк Мухаммад, сказал: «Чьим стремлением (конечной точкой устремленности, сутью его намерений) [окажется] вечность [то, как дела мирские вернутся к нему в Судный День в форме необратимых наказаний либо Божественных воздаяний], (1) дела того Всевышний соберет воедино [необходимые обстоятельства, возможности, люди будут вовремя появляться на его жизненном пути, нежданно-негаданно окажутся рядом; Творец благословит его на сосредоточенность, собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, а также оптимальность их решения]; (2) а также наполнит сердце его счастьем (всесторонней самодостаточностью); (3) мирская же жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата земного изобилия и всестороннего благополучия будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]» [3].

Осмелюсь дать одну из возможных кратких формулировок смысла жизни: найти себя, свою стезю (свое место в жизни, призвание) и совершенствоваться в навыках и делах (67:2), не оставляя на потом (5:48), познавая тем самым Бога, Господа миров (51:56).

Как добиться искренности в вопросах веры?

Мусульманские мыслители говорили: «Искренность — это абсолютная чистота поступка или действия от внимания (наблюдения, надзора, контроля) других». То есть когда ты не обращаешь внимания на то, как это смотрится со стороны, что об этом скажут, как это оценят другие. Все сосредоточено на том, чтобы (1) совершить то или иное положительное в наилучшей форме, профессионально и искусно, (2) дать этому ход (например, найти полезное применение) и, продолжив жизненный путь, (3) забыть навсегда, ведь это сделано ради Бога, в благодарность Ему, а Он — выше всего и вся.
Мусульманский ученый и праведник Зун-нун хорошо сформулировал три основных признака искренности: «(1) когда щедрая похвала и жесткая критика одинаково спокойно воспринимаются совершившим тот или иной благой поступок (при этом правдивая похвала — признак положительности поступка пред Богом, а критика — возможность лишний раз внимательно проанализировать совершенное, в последующем сделать лучше), (2) уметь не замечать дела в делах (когда ты не связываешь что-то хорошее, появившееся на твоем жизненном пути, с тем искренним, щедрым, благим, трудоемким, что было тобой ранее совершено), (3) в общем потоке жизни (усердно работая на благо мирское и вечное) забывать о том воздаянии, что ожидает тебя в вечности в форме райских невообразимых щедрот (конечно же, если будет на то милость Творца)» [4].

«Поистине, еще до них многие поколения людей (большинство) заблуждались [так и не нашли пути к Богу, а порой и не имели желания его искать]. А Мы ведь, в чем нет сомнений, отправляли к ним [пророков Наших и посланников], предостерегающих [о земных и вечных опасностях] [5]. И вот теперь посмотри [на обитателей Ада] на итог, к которому пришли предупрежденные ранее. Исключение – искренние рабы Божьи [те, кто чистым сознанием, не захламленным стереотипами и заблуждениями, обратился к Божественным наставлениям, принял их всем сердцем, отстранился от греха и совершал по мере возможностей все необходимое пред Богом, семьей, обществом и самим собою. За их правильный выбор и усилия Творец благословил этих людей на душевную искренность и работу с недостатками, несовершенством]» [6](Св. Коран, 37:71–74).

Часто задают вопросы о том, почему же Коран ниспослан на арабском языке? И почему же нельзя молиться на своем родном языке, на татарском например?

Только Всевышнему истинно известно, почему именно арабский язык был выбран Им как язык заключительного Писания:

«Мы низвели Коран на арабском [языке] и детально разъяснили в нем [возможные] опасности [заблаговременно предупредили о них] ради того, чтобы люди пробудили в себе чувство набожности. Или, возможно, он (Коран) явится неким напоминанием для них [заставит призадуматься]» (см. Св. Коран, 20:113).

Обязательная пятикратная молитва-намаз должна читаться только на арабском языке, в ней проговариваются аяты или отдельные суры последнего Священного Писания так, как они звучат в оригинале, и несколько молитвенных формул. Это не означает, что Всевышний способен услышать верующего только тогда, когда он обращается к Нему на арабском. Господь создал все культуры и языки этого мира, пожелал их присутствия на земле[7] . Но чтение молитвы-намаза в арабском оригинале объединяет мусульман всего мира, вне зависимости от того, на каком языке они говорят и к какой культуре принадлежат.

Есть также молитва-ду‘а (так называемая мольба), ее верующий может проговаривать на своем родном языке, в любое время, в любом состоянии. Главное, чтобы это было зовом живого сердца и разума.

Как вы относитесь к призывам некоторых богословов об отмене многих традиционных канонов Ислама в нашей татарской среде, например проведения поминальных мероприятий, приуроченных к 3, 7 и 40 дням с момента смерти или годовщине смерти? Отличается ли Ислам российский от Ислама в арабских странах?

Угощение близких и незнакомых, укрепление родственных связей, совершение благого от имени умершего — это все то, о чем говорится в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) как о благом и вознаграждаемом. Достаточно даже вспомнить следующие слова Пророка: «О люди! Приветствуйте друг друга миром, кормите и угощайте, молитесь ночью, когда другие спят, — и вы благополучно войдете в Рай» [8].

На какой по счету день можно устраивать угощение и приглашать родственников — канонической значимости не имеет. Люди взяли себе эти сроки в качестве ориентиров, чтобы вспоминать о покойных благой молитвой сообща с родственниками и делать что-то хорошее, например угощать от имени покойного. Последнее канонически приветствуется и имеет немало подтверждений в Сунне. Важно понять, что если бы этих ориентиров не было, то люди крайне мало вспоминали бы об уже ушедших из этой жизни.

Строго придерживаться того, на какой день отмечать, не следует. Лучше подвести все к выходному дню, чтобы большее количество родственников и близких смогло посетить это мероприятие.

Одной из важнейших задач ученых-богословов является просвещение людей в вопросах обязательности, желательности, допустимости, нежелательности или запретности. Ведь очень часто верующие люди желательное действие или допустимое возводят в ранг обязательного, а нежелательное делают запретным.

Ваши проповеди отличаются простотой, доступностью. И пользуются популярностью не только у мусульман… Где вы берете такие актуальные и интересные темы?

Я говорю людям о многих составляющих своей жизни, в которой происходят разные события, и о том, как я реагирую, на ту или иную ситуацию. Мне очень интересна сущность человека, его эмоциональная сторона, форма мышления, его анализ происходящего. Об этом сегодня много пишут, встречаются очень интересные книги и научные наблюдения по данной тематике. Применяя это к себе, в контексте познания самого себя, проводя параллели с Кораном, с Сунной, мнениями ученых и повседневной жизнью, я получаю полезные практические выводы, которыми делюсь и с другими. Например, читая пятничные проповеди. Как правило, лекция складывается на основе событий, с которыми я столкнулся в течение недели. В четверг вечером обдумываю то, о чем буду говорить в пятницу. Основные тезисы, аяты, хадисы я отмечаю на листе бумаги, но все может корректироваться в четверг вечером либо в пятницу утром.

Общий тираж ваших книг — более 250 000 экземпляров. Это очень много. Какая ваша самая любимая книга?

Моя любимая книга — «Мир души». Я ее всем рекомендую.

Вы пишете и проповедуете на русском языке. Я знаю, что ваши книги переведены на английский и чеченский языки. Когда же ваши соотечественники смогут читать ваши труды на титульном языке?

Сейчас создана рабочая группа по переводу. Книги на татарском языке появятся, даст Бог.

Кто по национальности прихожане вашей мечети? Как вы оцениваете то обстоятельство, что в советские годы в мечети проповеди проводили только на татарском языке, а сейчас только на русском. Это результат пассивности наших соотечественников в последние годы?

Проповеди обычно ведутся на том языке, на котором говорит и который понимает большинство. В московских мечетях основная часть проповедей (95%) читается на русском языке. В советские времена они велись только на татарском. Тема межнационального мира затрагивается постоянно, в противодействие тому, что творят СМИ, натравливая последние 15 лет одни народы на другие, а также немусульман на мусульман.

С точки зрения мусульманской культуры в ведении проповедей акцент на национальность ставиться не должен. Главное — не национальная принадлежность, а то, каков человек.
В Коране Господь говорит:

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13).

Все 13 лет, что читаю проповеди в Московской Мемориальной мечети, я никогда не разделял людей на русских и нерусских. Для меня есть москвичи и гости столицы, граждане России и приехавшие из-за рубежа.

Какое место занимает в вашем сердце Татарстан и Казань?

Я в Казани бывал не раз. И в какое-то время я даже всерьез думал о том, чтобы переехать в этот город. Казань экологически чище, спокойнее и для сохранения родного языка благоприятнее. В рейтингах журнала «Форбс», к примеру, Казань почти всегда в первой пятерке по многим показателям. Но переехать все-таки не получилось.

Мои корни — нижегородские, моей супруги — татарстанские. Мы любим посещать Казань. Казанская аудитория во время моих выступлений всегда такая живая, все улавливает, понимает. Атмосфера во время этих встреч от начала до конца уютная и приятная.

Буквально на днях вышла ваша новая книга «Женщины и Ислам», презентация которой пройдет в Казани очень скоро. В связи с этим скажите, пожалуйста, как женщина может реализовать себя как личность в Исламе?

Женщины обычно не отличаются от мужчин в возможности быть целеустремленными и добивающимися всего в земном и в вечном. Просто на определенном этапе их жизни, например с 20 и до 40 лет, больший акцент ставится на развитие и сохранение внутрисемейной гармонии, на рождение и воспитание детей. При ответственном подходе к поддержанию и совершенствованию профессиональных навыков в указанный период после 40 лет перед женщиной-мусульманкой откроются перспективы дальнейшего профессионального роста, реализации себя в науке, культуре или бизнесе. Для этого есть все возможности и причем у каждой, если не лениться с молодости.

Какая она, современная мусульманка, в большинстве своем? Есть ли у нее права на активную деятельность, ведь если посмотреть на Запад, да и на Восток, то можно увидеть, как ряды митингующих пополняют женщины.

«Современная» мусульманка еще до конца не сформировалась с точки зрения внутреннего и внешнего комфорта, а также наличия гармонии со всем тем, что окружает ее. Кстати, думаю, что чтение таких моих книг, как «Мир души», «Дети и Ислам», «Священный Коран. Смыслы», поможет в налаживании нужных связей, наведении надежных мостов со всем тем, что происходит вокруг, делая современную мусульманку еще более счастливой в земном и имеющей возможность претендовать на счастье в вечном.

Права на активную деятельность у нее есть, об этом я уже сказал. Что же касается митингов, то это не лучшая форма выражения своего мнения, а участие в такого рода мероприятиях женщин вообще считаю унизительным. Доказывать свои права или убеждать в чем-то других нужно делами и результатами своей деятельности, а не криками и лозунгами.

И новая книга «Женщины и Ислам» — это книга о том, как много направлений в жизни, сфер деятельности открывается после того, как женщина принимает Ислам. То есть двери для мусульманки не закрываются, как нам пытаются преподнести, а наоборот — открываются все новые грани. Кстати, примечательно оформление книги: на передней обложке изображена девушка с безразличным взглядом и с сигаретой в руке, то есть далекая от многого того, что могла бы приобрести в мусульманской культуре из смысла жизни, семейного (и не только) счастья. А на задней обложке — она же, счастливо улыбающаяся и в платке. Суть такова — когда книга будет прочитана, представления девушки относительно себя и мира кардинально изменятся к лучшему.

А какую роль в вашей жизни играли и играют женщины: бабушка, мама, жена и дочери?

Бабушка серьезно поспособствовала появлению в моей жизни религиозной практики еще с детства. Мама, помимо всего того прекрасного, что она мне дала, своим чутким вниманием помогла избежать вредных привычек и пагубных влияний. Жена вот уже много лет является для меня хорошей поддержкой и опорой. Дочери… это чудо, которое наполняет меня счастьем, радостью и благодарностью Господу миров.

Ваши самые любимые аяты?

(1)

«Поистине, Всевышний не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя. [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках, человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой земле.] И если пожелает Господь [прихода] зла [в форме различных кризисов, природных катаклизмов, личных неприятностей и т. п.], тогда никто не сможет воспрепятствовать этому. Нет у людей истинного хранителя и опекуна, помимо Него (Творца всего сущего). [Нет инстанции, которая стояла бы выше Божьих повелений и благословений]» [9](Св. Коран, 13:11).

(2)

«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и усидчивы в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и усидчивости], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

(3)

«Если завершил [дело] (освободился) [от него], тогда трудись (напрягайся до очередной усталости и утомления) [приступая без задержек к очередному богоугодному делу или занятию, развивающему тебя духовно, интеллектуально или физически, либо приближающему тебя к реализации жизненных целей и задач]. И будь устремлен к Господу твоему [помни о Нем, и Он никогда о тебе не забудет, особенно когда ты уже падаешь без сил, сделав все от тебя зависящее, и думаешь: «Где же помощь Свыше?» — она близка! [10]]» (Св. Коран, 94:7, 8).

(4)

«О верующие! На вас — ответственность за ваши души [следите за собой, работайте над собой, ибо вам отвечать за себя и за то, что возложено на вас (ответственность перед семьей, обществом, Богом)]. Если вы идете прямым путем, то вам не навредит тот, кто сошел с него. Все вы, от первого и до последнего, вернетесь к Богу, и Он объявит вам о том, что вы делали. [Приучите себя замечать лишь свои изъяны, работать над ними, ведь этот процесс может быть достаточно творческим и занимательным, к тому же даст возможность раскрыть в себе немало положительных, сильных качеств. Замечать ошибки и недоработки других у вас в таком случае не останется времени]».

Или:

«О верующие, работайте над собой! [Смотрите глубоко в себя, ухаживайте за своим внутренним миром, любите его, дарите себе время; изменяйте, украшайте как внутреннюю, так и внешнюю свою составляющую!] Не навредят вам те, кто сошел с правильного пути, если вы сами будете следовать ему» [11](Св. Коран, 5:105).

Ваш самый любимый хадис?

«Человек! У тебя есть то, чего тебе достаточно [оглядись, присмотрись, ты многим богат и обеспечен, цени это и развивай]! Ты же требуешь того, что развратит тебя. [Идя на поводу легкомысленных желаний или алчного соперничества, ненасытности, ты начинаешь переходить нормы морали, предаешь свои истинные ценности: теряешь себя, свою обязательность пред Богом и людьми; теряешь ощущение святости семейных взаимоотношений].

Человек! Ты не доволен малым [что есть у тебя], а большим [сколь бы многочисленным оно ни становилось] не насыщаешься. [Прими это к сведению и измени свое отношение к происходящему, дабы при любых обстоятельствах быть счастливым и благодарным Творцу [12]].

О сын (дочь) Адама! [О человек!] Если ты встретишь утро [нового дня] (1) в телесном здравии [ты здоров], (2) со спокойной душой (сердцем) [ничто не разрывает твое сердце на части, не беспокоит тебя до глубины души] и (3) у тебя есть пропитание хотя бы на один день, то можешь ничего не бояться! [Все в твоих руках, перед тобой огромные просторы земных возможностей, моли Господа о помощи, последовательно делай от тебя зависящее [13]  и никогда и ничего не бойся!]» [14].

Ваша самая любимая притча?

«Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто по песчаному берегу (его жизненному пути) тянулась цепочка следов лишь его ног. Заметил он также, что это были самые тяжелые жизненные времена.

Он сильно опечалился и спросил Господа:
– Не Ты ли говорил мне, что не оставишь меня? Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь ответил:
– Мое милое дитя! Я люблю тебя и никогда не покину. Ты видишь одну цепочку следов, потому что в самые сложные периоды твоей жизни Я нес тебя на руках».

Какая ваша любимая молитва-ду‘а?

Прошение о помиловании.

Ваш жизненный девиз?

Никогда, никогда, никогда не сдаваться!

Ваше самое любимое блюдо?

Овсяная каша, а также овощи и фрукты.

Какой самый любимый напиток?

Чай пуэр с имбирем.

В какую игру ваши дети любят играть вместе с вами?

Катание на велосипеде.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ТНВ (Татарстан – Новый Век).

[2] Слово «рука» является подстрочным переводом. Писание излагает нам все не на языке, соответствующем Богу, а на языке мира людей и джиннов, то есть приближенно к нашему пониманию. И всякий мало-мальски верующий знает, что Господь трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем и «нет ничего подобного Ему» (Св. Коран, 42:11).

[3] Хадис от Зейда ибн Сабита; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 444, хадис № 4105, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 331, хадис № 1948.

[4] См., например: Аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. С. 330, 331.

[5] В хадисе упомянуто, что всего за историю человечества из числа людей было избрано Господом для Божественной проповеди 124 000 пророков, среди которых 313 посланников. Первым из них явился прародитель человечества Адам, а последним и заключительным пророком и посланником был Мухаммад. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 382, 383.

[6] См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 448.

[7] «О люди! Мы [говорит Господь, местоимением «Мы» указывая на Свое величие] сотворили вас племенами и народами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом — Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен [пред Всевышним, а не те, которые гордятся своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у них лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся» (Св. Коран, 49:13).

[8] Хадис от ‘Абдуллы ибн Саляма; св. х. ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 87, хадис № 1167.

[9] Пояснения см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т., 1993. Т. 2. С. 485, 486; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 76.

[10] Описание этого состояния и приведенные слова имеются во 2-й суре Священного Корана, 214-м ее аяте.

[11] Подробнее см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 6. С. 105; аль-Бурусуви И. (умер 1137 г. по хиджре). Танвир аль-азхан мин тафсир рух аль-баян (би ихтисар ва тахкык аш-шейх ас-сабуни). В 4 т. Дамаск: аль-Калям, 1988. Т. 1. С. 450, 451; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 7. С. 91–94.

[12] «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и постоянны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и постоянству], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

[13] «Следует нырнуть в омут [своих целей и задач. — Ш. А.] с головой, а затем каждодневно делать хотя бы по небольшому гребку вперед [к их осуществлению. — Ш. А.]» (Г. Кавасаки).

[14] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 65, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1