Лут (араб. لوط) — пророк, который был послан Богом в город Содом и прилегающие к нему территории. Он является племянником пророка Ибрахима (Авраама). Известен тем, что призывал свой народ к единобожию и отстранению от мужеложства[1]. В христианской традиции именуется Лотом. В Коране его имя упоминается 27 раз.
В качестве примера можно привести следующие аяты:
*
«А также [наставили Мы на путь праведный] Исмаила (Измаила) [сына Авраама], Яса‘у (Елисея), Юнуса (Иону) и Лута (Лота). Всем им было отдано предпочтение (они получили преимущество над представителями всех миров) [каждый из них волею Господа был пророком своего времени]» (Св. Коран, 6:86).
*
«И [отправили Мы, говорит Господь миров] Лута (Лота), обратился он к своему народу: “Вы совершаете аль-фаахиша (разврат)?! Никто ни в одном из миров ранее такого [греха] не совершал!» (Св. Коран, 7:80).
*
«Однажды пришли Наши посланцы [Джабраил (Гавриил), Микаиль (Михаил) и Исрафиль] к Ибрахиму (Аврааму) с радостной вестью, сказав: “Мир тебе”. Ответил он (Авраам): “Мир вам!” И не прошло много времени, как принес он [в угощение гостям] теленка, изжаренного на раскаленных камнях. А когда увидел, что они (гости) даже не притронулись к еде [увидел, что они не едят], он настороженно отнесся к этому и почувствовал некоторое опасение (душевное смятение). Они (гости) воскликнули: “Не тревожься! Мы ниспосланы к народу [пророка] Лута (Лота) [для того, чтобы исполнить Господне повеление, наказать их]”» (Св. Коран, 11:69, 70).
Где и когда осуществлял пророк Лут свою пророческую миссию?
Пророк Лут проповедовал веру в Бога в городе Содом и прилегающих к нему территориях. В то время там проживали люди, которых по праву можно было считать самыми распутными и грешными представителями рода человеческого: они позволяли себе свободно совершать различные виды греховных поступков и при этом никого не стеснялись. Самым отвратительным из совершаемых ими грехов было мужеложство.
В чем заключалась суть пророческой миссии Лута?
Видя аморальность общества, пророк Лут пытался пробудить разумение и убедительно отвратить от совершения очевидных грехов, он призывал к вере в Бога и поклонению Ему. Также он предостерегал, что, если продолжат совершать грехи, их ожидает мучительное наказание. Однако, несмотря на все его усилия и старания, народ лишь еще больше проявлял упорство в неверии и совершении грехов. Более того, как и в случае со многими другими пророками, его решили изгнать, окончательно избавиться от него[2]. В Священном Коране это описывается так:
«И [отправили Мы, говорит Господь миров] Лута (Лота), обратился он к своему народу: “Вы совершаете аль-фаахиша (разврат)?! Никто ни в одном из миров ранее такого [греха] не совершал! Мужчины у вас вступают в интимные отношения с мужчинами, а не с женщинами! Вы просто перешли границы разумного [очевидный разврат вы превратили во что-то обычное, обыденное]!” А ответили они лишь словами: “Прогоните их [Лута и тех, кто с ним] из вашего селения [пусть убираются отсюда]! Они излишне чистые [брезгают тем, чем мы не брезгаем]”. Мы [продолжает Господь миров] спасли Лута (Лота) и его семью, кроме жены, которая была одной из оставшихся позади [заслуженно оказавшихся в эпицентре Божьей кары; она была одной из них, безбожницей]» (Св. Коран, 7:80–83).
Как дальше складывались события?
Народ пророка Лута не внял его наставлениям, не прислушивался к ним. Более того, желая выразить свое неверие, потребовал от него явить то Божье наказание, которым он предостерегал[3]. В Священном Коране об этом говорится так:
«“Мужчины ваши [сказал Лут] совокупляются с мужчинами, вы занимаетесь разбоем [нападая, грабя, убивая] и на ваших собраниях совершаете постыдное (греховное)”. Его народ ответил лишь словами: “Давай же нам Божье наказание (пусть Аллах нас накажет), если ты правдив [в своих наставлениях и предостережениях]!”» (Св. Коран, 29:29).
О том, как ангелы прибыли к пророку Луту
Когда ангелы покинули пророка Ибрахима, они в образе красивых юношей явились к пророку Луту, попросив погостить у него. Пророк Лут, конечно же, сразу не понял, что перед ним ангелы, а посчитал их за обычных юношей. Зная развратные пристрастия местных мужчин, пророк почувствовал себя в очень неловком положении, поскольку хорошо понимал, что если они узнают об этих юношах, то обязательно прибудут к нему в дом, желая заполучить их. Поначалу пророк Лут намеками пытался уговорить юношей покинуть город, не гостить в нем, но они настояли на своем.
Спустя некоторое время опасения пророка Лута оправдались: к его дому явились люди, желая заполучить юношей. Пророк всячески пытался отговорить их, просил не позорить его перед гостями, однако усилия оказались тщетными[4]. В Священном Коране это описывается так:
«Когда пришли Наши посланцы к Луту (Лоту), его это огорчило, ведь [защитить своих статных и ослепительно красивых молодых гостей (ангелов в прекрасном человеческом обличье) от надругательств со стороны представителей своего народа] было ему не по силам. Сказал он: “Тяжелый (тяжкий) день!” [Ведь он еще не знал, что они — могущественные ангелы.] Быстро [как только узнали] пришли к нему люди, творившие ранее распутство . [Лут от бессилия, не видя иного выхода] воскликнул: “Народ, вот мои дочери [вы можете взять их в жены], и это лучшее для вас (самое чистое, подходящее)! Побойтесь Аллаха (Бога, Господа) и не унижайте меня (не позорьте) перед гостями! Что же это, среди вас нет благоразумного (здравомыслящего) мужчины?!” Те ответили: “Ты ведь знаешь о том, что твои дочери нам не нужны, ты хорошо осведомлен о том, чего мы хотим”. Сказал [Лут]: “О, если бы я имел силу [дать вам отпор] или возможность в лице [посторонней] мощной (серьезной) поддержки [противостоять вам, остановить вас от посягательства на моих гостей]!”» (Св. Коран, 11:77–80).
Что произошло дальше?
Когда пророк Лут пытался всячески противостоять людям, явившимся к его дому и желающим заполучить гостей-юношей, ангелы дали знать, что они на самом деле посланники Бога, которых Он отправил с определенной целью.
«[Незадолго до прихода Божьей кары] они [наполняя до краев свою жизненную чашу греха, подошли к дому Лута (Лота) и] настойчиво попросили его [отдать им для низменных забав] гостей [неожиданно навестивших его]. Мы [говорит Господь миров, — после их многочисленных требований, когда они уже силой решили забрать этих прекрасных гостей-юношей из дома Лута (Лота)] ослепили их [этих упрямых развратников. Джабраил вышел к ним и одним движением ослепил их всех]. Вкусите же Мое наказание [как итог неуслышанных вами] Моих предупреждений» (Св. Коран, 54:37).
После ангелы сообщили пророку Луту, что на самом-то деле они явились для уничтожения этого народа. Ангелы велели Луту в конце ночи покинуть вместе со своей семьей данную местность, поскольку все остальные будут уничтожены. В Священном Коране это описывается так:
«[И тут незнакомые гости] сказали: “Лут (Лот), мы — Божьи посланцы, [не бойся] они уже никогда тебя не тронут. В ночной мгле уходи вместе со своей семьей. Пусть никто из вас не оборачивается назад! Исключение — твоя супруга. Ее постигнет то же самое, что и твой народ. Их условленная встреча [с Божьей карой, смертью] — утро. Разве не близко оно?!” Когда пришло Наше повеление [кара, наказание, — говорит Господь миров, Творец всего и вся], Мы все это [селение] перевернули вверх дном [мощью ангелов] и пролили на них дождь, состоящий из огромного количества испеченных в адском огне глиняных камней. [Территория этого поселения была убита камнями, вдавившимися глубоко в землю, превратилась в нечто мертвое и бездыханное навсегда.] Пред Господом это [наказание] особо (камни эти имели специальное клеймо, печать) [что применяется в особых случаях], и от [всех] остальных грешников [на земле, во все времена] это не столь далеко [быстро и стремительно может постигнуть любого, где бы он ни был]» (Св. Коран, 11:81–83).
Хадис о пророке Луте
Один из достоверных хадисов. Пророк Мухаммад сказал: «(1) Да помилует Аллах (Бог, Господь) Лута (Лота)! Он прибегал [к Богу] за мощной поддержкой[5]. (2) И если бы я пребывал в тюрьме столько, сколько пребывал в ней Юсуф (Иосиф), то [сразу] ответил бы позвавшему[6] [тому, кто пришел к Юсуфу с предложением выйти из тюрьмы, а тот сказал, что не выйдет, пока не будет оправдан[7]]. (3) И мы нуждаемся более, чем Ибрахим (Авраам) [в словах] “А [разве] ты не уверовал?” — “Нет сомнений в моей вере, но я хочу, чтобы сердце успокоилось”[8]»[9].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Мужеложство — один из терминов в русском языке, используемых для обозначения гомосексуальных половых контактов между мужчинами.
[2] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 225.
[3] Там же. С. 230.
[4] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 231, 232.
[5] «Сказал [Лут]: “О, если бы я имел силу [дать вам отпор] или возможность в лице [посторонней] мощной (серьезной) поддержки [противостоять вам, остановить вас от посягательства на моих гостей]!» (Св. Коран, 11:80).
[6] Это говорит не о слабости пророка Мухаммада, а о его скромности и уважении к другим пророкам.
[7] «[Узнав о толковании сна Юсуфом] царь приказал: “Приведите его ко мне!” Когда пришел царский посыльный [и пригласил к государю], [Юсуф] ответил: “Вернись к своему покровителю и спроси у него [пусть узнает и выяснит], что произошло с теми женщинами, которые порезали себе руки. Поистине, Господь мой знает об их кознях”. [Юсуф решил не выходить из тюрьмы до тех пор, пока не станет для людей ясной и очевидной его невиновность.]
Сказал [царь, когда нашли тех женщин и привели к нему]: “Что случилось, какие любовные истории между вами и Юсуфом (Иосифом)?” Они воскликнули: “Бог от всего не присущего Ему далек (о Господи!), мы ничего плохого в его адрес не можем сказать!”
Жена [того] уважаемого человека ответила: “Вот теперь истина (правда) восторжествовала, это я хотела его соблазнить [на нем же нет греха, он не причастен, не виновен]. Воистину, он из числа правдивых [людей]”.
[Узнав обо всем, Юсуф прокомментировал:] “Это [прошение мною публичного свидетельствования о невиновности] для того, чтобы знал он [тот уважаемый человек, принявший меня в свой дом] об отсутствии скрытого предательства, [и чтобы люди поняли] — воистину, Аллах (Бог, Господь) не даст восторжествовать козням предателей [рано или поздно предательство становится очевидным и не приносит своему хозяину добра]”» (Св. Коран, 12:50–53).
[8] «И воззвал Ибрахим (Авраам): “Господи, покажи мне, как Ты оживляешь мертвых”.
[Бог спросил его:] “А [разве] ты не уверовал?” [Очевидно, что разумом это очень сложно понять, возможно лишь принять верой, почувствовать сердцем, душою.]
Он ответил: “Нет сомнений в моей вере, но я хочу, чтобы сердце успокоилось”. [Ему, как человеку, был интересен сам процесс превращения мертвого и бездыханного тела в живое, что открыло бы иное восприятие.]
[Творец повелел:] “Возьми четырех птиц, разрежь их на части и разнеси по кусочку от них по горам [помести их в разных отдаленных друг от друга местах]. Затем созови их, и они стремительно слетятся к тебе. Знай же, Аллах (Бог, Господь) Всемогущ и беспредельно Мудр”» (Св. Коран, 2:260).
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1446, хадис № 4694.
Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 84, хадис № 238–(151); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 8. С. 507, хадис № 3372 и пояснение к нему; там же. С. 512, хадис № 3375 и пояснение к нему.