Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Изгнание иудеев из земель Хайбара (Сира 140)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Во время сражения эфиопский раб пас овец, принадлежавших его хозяину-иудею. Когда он увидел, что жители Хайбара несут оружие и готовятся к войне, спросил, что те собираются делать. Они ответили: «Мы будем сражаться с тем, кто заявляет, что он — Пророк». Слова о Пророке запали в душу пастуха. Он со своими овцами пришел к посланнику Всевышнего и у них состоялся следующий диалог:

— К чему ты призываешь?

— Я призываю к Исламу. К свидетельству, что нет божества, кроме Аллаха, что я — Его посланник, к тому, чтобы мы не поклонялись никому, кроме Него.

— Что мне будет, если я засвидетельствую это?

— Рай, если ты умрешь, следуя этому.

Раб покорился и сказал:

— Посланник Аллаха, воистину, эти овцы вверены мне под мою ответственность.

— Отведи их на каменистую дорогу. Поистине, Аллах исполнит за тебя твой долг, — ответил Пророк.

Эфиопский раб поступил так, как было ему сказано, и овцы вернулись к своим хозяевам. Иудей понял, что его раб стал мусульманином. Когда люди подготовились к битве, Пророк ﷺ встал и призвал их к усердию. Началась битва. Эфиоп был среди павших в бою, его тело принесли в лагерь. Передается, что посланник Всевышнего зашел в палатку и сказал людям: «Аллах проявил щедрость к этому рабу и привел его к благу. Я вижу подле него двух прекрасных гурий, хотя он не успел совершить ни одного земного поклона перед Аллахом»[1].

Пророк ﷺ позволил в этой битве сражаться всем, кто пожелал. Ибн Исхак передает: «Вместе с Пророком в Хайбаре были женщины мусульман. Он даровал им небольшую часть из трофеев»[2].

Имам Ахмад передает от Хашраджа ибн Зияда[3], а тот от своей бабушки, матери его отца, что она рассказала: «Мы вышли с вой­ском в Хайбар. Я была одной из шести женщин. Когда до посланника Аллаха дошли сведения, что среди них женщины, он вызвал нас и с негодованием на лице спросил: «Что вас привело сюда? Кто вам приказал?» Мы ответили, что будем подавать стрелы, кормить и давать лекарства раненым. Сказали, что будем также напевать стихи, чтобы помогать на пути Аллаха. После чего мы удалились. Когда Аллах открыл Хайбар, Пророк выделил нам часть трофеев». Я спросил: «Бабушка, что он вам определил?» Она ответила: «Финики»[4].

Ибн Кясир[5] передает, что посланник Аллаха ﷺ дал им, подобно мужчинам, из плодов земли: что касается определения для них доли самой земли, то этого не было[6].

В хадисе Абу Дауда[7] говорится, что перед битвой женщины из племени Гыфар сказали: «О посланник Аллаха, мы желаем выступить в Хайбар, мы будем лечить раненых и помогать мусульманам, насколько это возможно». Он ответил: «С благословением Аллаха»[8].

София, дочь предводителя иудеев Хайя ибн Ахтаба, была в числе плененных женщин Хайбара и оказалась в руках одного из сподвижников. Пророк освободил ее и женился на ней[9].

Когда все успокоилось, жена Саляма ибн Мишкама преподнесла сподвижникам в качестве дара жареного барашка, в которого она добавила яд. Зная, что Пророк предпочитает ножку барана, больше всего яда она добавила именно туда. Пророк откусил часть барашка и выплюнул: «Воистину, эта кость сообщает мне о том, что отравлена». Вместе с ним находился Бишр ибн аль-Бара’[10], который уже успел проглотить кусок. Вероломную женщину привели к Пророку, она признала свою вину и сказала ему: «Ты причинил моему народу явный урон. Если ты стремишься к власти, то мы избавились бы от тебя. Если же ты являешься пророком, то был бы оповещен». Пророк простил ее, однако же Бишр скончался от отравления[11]. Приводится версия, согласно которой было осуществлено возмездие, есть версия, что она уверовала и была прощена.

Иудеи Хайбара продолжали обрабатывать землю за половину плодов, однако неприязнь к мусульманам толкала их на вероломные поступки. В частности, они напали на одного из ансаров. Cломали обе руки ‘Абдуллаху ибн ‘Умару в период правления его отца. Тогда ‘Умар собрал людей и обратился к ним: «Посланник Аллаха выстроил отношения с жителями Хайбара так, что если мы пожелаем, то изгоним их. Они преступили границы дозволенного, сломав руки ‘Абдуллаху. Нам также стало известно о нападении на одного из ансаров. Мы не сомневаемся, что у нас здесь нет иного врага, помимо них. У кого есть имущество в Хайбаре, пусть заберет его. Поистине, я буду изгонять иудеев». И он изгнал их[12].

Нет сомнения в том, что поражение жителей Хайбара подорвало их военный потенциал на полуострове. Пришли иудеи местности Фадак, прося безопасности. Также было сражение с иудеями в местности Вадиль-Кура после того, как они были призваны в Ислам. Посланник Аллаха сообщил им, что если они покорятся, то защитят свою кровь и имущество, а спрос с них будет только перед Аллахом. Однако же когда они отказались, завязалось сражение и наутро долина иудеев пала. Покорились иудеи местности Тейма’.

Ислам утвердил свою власть на этих землях, после того как некоторое время их населяли иудеи, жившие здесь как желали. Из этих битв и последующего изгнания иудеев с этих земель следует назидание: земля принадлежит лишь Аллаху, и Он дает ее тому, кому пожелает. Он не вырывает земли у какого-либо народа и не передает в наследство другому с каким-то пристрастием. Однако народ, который проявляет порочность, непокорность и неблагодарность по отношению к благам, лишается их впоследствии — они передаются тем, кто воздает за них хвалу Всевышнему. И народ, который проявляет надменность и высокомерие по причине своей свободы, в скором времени ее теряет. Их права оказываются в руках других, и те управляют ими как пожелают.

Этот закон обернулся в тот период против сынов Исраиля, когда они нарушили Тору и последовали за своими прихотями. Этот закон распространился и на мусульман в тот день, когда они погрязли в порочности и отвергли правильный путь, который им был дарован.

«Подобным образом карает Господь селения [народы, государства, цивилизации], наказывая их тогда, когда они [уже до мозга костей] пропитываются грехом [не осознают его и даже желания не имеют исправиться]. Поистине, Его наказание болезненно и сурово» (Св. Коран, 11:102).

Воистину, жизнь переменчива: в ней есть место движению то вперед, то назад, то нападению, то отступлению. Поверхностный взгляд на историю человечества показывает, что первенство закрепляется за каким-то народом не иначе, как с появлением другого, готового его выхватить. Цивилизации, которые господствовали, схожи с морскими волнами. Они то возносятся, то сходят на нет при ударе о берег,
и нет преград вновь с приливом им подняться и достичь апогея, чтобы в последующем вновь лишиться своей силы.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Там же. Т. 9. С. 241, хадис № 18424.

[2] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 2. С. 342.

[3] Хашрадж ибн Зияд ан-Наха‘и — один из передатчиков хадисов.

[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 37. С. 21, хадис № 22332.

[5] Абу аль-Фида’ ‘Имадуд-дин Исма‘ил ибн ‘Умар ад-Димашки, более известен как Ибн Кясир (700–774 гг. по хиджре) (1301–1373 гг. по григор.) — известный мусульманский ученый-правовед, хадисовед, законовед, историк из Сирии. Является толкователем Корана и автором выдающегося труда «Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым».

[6] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 313.

[7] Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Саджистани, более известен как Абу Дауд (201–275 гг. по хиджре) (817–889 гг. по григор.) — известный богослов-хадисовед. С раннего детства получал знания по мусульманскому богословию, посетил все научные центры того периода. Стал имамом хадисоведов своего времени. Умер в Басре. Его главный труд «Ас-Сунан» входит в шестерку основных сводов хадисов.

[8] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 2. С. 570, хадис № 4111.

[9] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 8. С. 45, хадис № 8606.

[10] Бишр ибн аль-Бара’ — сподвижник из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Присутствовал во время второй присяги при ‘Акабе. Вместе с Пророком принимал участие в битвах при Бадре, Ухуде, в битве У рва, Худайбийи и Хайбар. Скончался в 7 г. по хиджре (629 г. по григор.) после отравления ядом, предназначенным для Пророка.

[11] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 345.

[12] См.: Муснад Ахмад. Т. 1. С. 251, хадис № 90.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1