Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане вернулись из Таифа в Мекку, врата которой Аллах милостью Своей открыл для них. Им предстояло упорядочить положение дел самого города и вернуться в место переселения. Их связь с Мединой стала настолько сильной и глубокой, что с этой привязанностью не сравнится никакая родина и никакие былые воспоминания.
Передается, когда посланник Аллаха ﷺ освободил Мекку, он поднялся на холм Сафа. Ансары устремили на него свои взгляды и стали перешептываться между собой, спрашивая: «Как вы думаете, останется Пророк в Мекке после того, как Аллах открыл город для него?» Пророк закончил возносить мольбу и спросил их, о чем они говорили. Те ответили: «Ни о чем, о посланник Аллаха». Он продолжал спрашивать, пока они не признались. Пророк сказал: «Прибегаю к защите Аллаха, жизнь и смерть — вместе с вами»[1].
Так как знания мекканцев об Исламе были недостаточными, а его цели и задачи не утвердились в их умах, Посланник оставил среди них Му‘аза ибн Джабаля[2] обучать их Книге Господа и Сунне Пророка. Он также оставил ‘Аттаба ибн Усейда[3] править Меккой, на тот момент тому было всего двадцать лет. Несмотря на свой возраст, ‘Аттаб был умен, смел и умел довольствоваться малым. Из казны мусульман ему в качестве платы выделяли один дирхем ежедневно. Он был рад тому, более того обратился к народу с проповедью, в которой были такие слова: «О люди, пусть Аллах даст почувствовать голод тому, кто голодает при наличии одного дирхема (то есть имея в виду, что этого достаточно, чтобы прокормить себя). Посланник Аллаха наделил меня уделом из одного дирхема в день, и мне нет нужды в ком-либо»[4].
Посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину в последний месяц 8-го года хиджры. Сколь велика разница между этим его победоносным возвращением, когда Аллах словно короной увенчал его голову победой, и былым прибытием восемь лет назад в этот благодатный город изгнанником.
Тогда он нуждался в защите и безопасности, был чужеземцем в дальних краях, ищущим поддержки и успокоения. Жители города проявили щедрость, приютили и последовали за его светом. Они не придали значения тому, что большая часть полуострова была враждебно к нему настроена. Прошло восемь лет — и вот он возвращается в Медину, покорив Мекку, которая бросила к его ногам свое невежество и надменность. А после он поднял ее с колен и возвеличил Исламом, и простил мекканцам их первую ошибку.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 11. С. 76, хадис № 4760.
[2] Му‘аз ибн Джабаль аль-Хазраджи — один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине, принадлежал к племени Хазрадж. В 18 лет принял Ислам. Был среди присягнувших Пророку во время второй присяги при ‘Акабе. Принимал участие в сражениях мусульман с язычниками. Знал наизусть весь Священный Коран, также был знатоком мусульманского права. Му‘аз ибн Джабаль был отправлен Пророком в Йемен, чтобы призвать население этого государства к Исламу. Вернулся в период правления первого праведного халифа Абу Бакра. Позже уехал в Сирию, заразился чумой и умер в возрасте 38 лет в 19 г. по хиждре (640 г. по григор.).
[3] ‘Аттаб ибн Усейд аль-Умави (10 г. д. х.–21 г. п. х.) (612–642 гг. по григор.) — сподвижник, которого посланник Аллаха назначил главой Мекки. Часть историков утверждает, что он был правителем Мекки до последнего дня правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Другая часть историков утверждает, что он умер в один день с Абу Бакром.
[4] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая [Начало и конец]. В 21 т. [б. м.]: Хиджр, 2003. Т. 7. С. 122.