Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане преследовали тех, кто нарушал договор и заявлял о войне против Бога и Его посланника, открыто поддерживал курайшитов и проявлял сочувствие к ним. Один из тех, относительно кого было вынесено справедливое наказание, — это Ка‘б ибн аль-Ашраф. Он отправился из Медины в Мекку, чтобы выразить сожаление поверженным безбожникам в битве при Бадре и поддержать планы мести Мухаммаду и его сподвижникам. Это тот, кого Абу Суфьян спросил: «Заклинаю тебя Аллахом, наша ли религия любимей для Него или религия Мухаммада и его последователей? Кто из нас на правильном пути и наиболее близок к истине? Поистине, нам присуща щедрость, мы кормим мясом и поим нуждающихся». Ка‘б ответил: «Воистину, вы на более верном пути». После этого Аллах ниспослал Пророку ﷺ:
«Разве ты [Мухаммад] не видишь [некоторых] тех, кому был дан удел из Писания [предкам их через пророков было дано Писание]?! Веруют они во все дурное, языческое (сатанинское), говоря при этом, что безбожники на более верном пути, нежели верующие» (Св. Коран, 4:51).
Ка‘б прибыл в Медину, открыто проявляя свою враждебность и осмелев до такой степени, что сочинял любовные касыды о некоторых женщинах-мусульманках. Мусульмане не потерпели этого и объявили его кровь дозволенной.
К нему в крепость направились Мухаммад ибн Масляма и Абу Наиля, которые попросили разрешения у Пророка сказать иудею то, что успокоит его. Мухаммад ибн Масляма, явившись к иудею, сказал: «Воистину, человек, от которого мы пришли, просит подаяния, тем самым обременяя нас. Я пришел просить у тебя ссуду». Ка‘б ответил: «Клянусь Аллахом, он нам надоел». Сподвижник вновь повторил свою просьбу: «Мы не можем его оставить, пока не увидим итог, к чему приведет его дело. Мы хотим, чтобы ты дал нам в долг». Ка‘б сказал: «Дайте мне в залог ваших женщин». Он ответил: «Как мы можем дать тебе в залог наших женщин, когда ты один из самых красивых среди арабов?» Иудей продолжил: «Дайте мне ваших сыновей». Посланец отказал: «Наши дети будут порицать нас, говоря, что такой-то был взят в долг за некоторое количество фиников. Вместо этого мы дадим тебе оружие». Абу Наиль поступил так же, как и Мухаммад ибн Масляма, сказав: «Этот человек явился для нас испытанием. Арабы ополчились против нас, из-за чего наши дети обнищали, а души ослабли». Разговор продолжился в нужном русле, пока Ка‘б не согласился дать в долг под залог оружия.
Лунной ночью они направились к его крепости для завершения начатого. Жена Ка‘ба сказала, когда услышала некий призыв: «Я слышу звук, испускающий кровь». Ка‘б ответил: «Если бы юноше был дан призыв к копью, то он ответил бы». Надев кушак, он спустился вниз, источая приятный аромат. Они вступили в разговор. Абу Наиля, касаясь его волос своей рукой, сказал: «Я не ощущал более прекрасного благовония». Ка‘бу польстили его слова. Тогда Абу Наиля стиснул руками его виски и крикнул своим спутникам: «Вот он, враг Аллаха!» После чего в тело иудея вонзились их мечи, те самые, которые он попросил вместо женщин и детей[1].
Ка‘б испустил такой истошный крик, что не осталось ни одной крепости, где бы не зажегся свет — узнать, что происходит. Наутро иудеи узнали о смерти тирана. Страх проник в их сердца. Гадюки устремились в свои норы, ища защиты.
Палка принесла пользу после того, как слова стали уже бессмысленны. Иудеи более не осмеливались поносить мусульман, никто из них не был готов поддерживать безбожников в борьбе против Аллаха и Его посланника.
Таким образом, Пророк ﷺ до определенного времени отдался противодействию арабам-язычникам.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 177.