Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Священный Коран раскрывает суть религии Аллаха и историю истины. В своем призыве он рассеивает появляющиеся сомнения, приводя аргументы и принимая в расчет суждения оппонентов. Он отслеживает все то, что восстает против Него, чтобы потом обрушить доводы и сокрушить сопротивление.
Коран начал свой призыв среди народа, в душе которого укрепилось неверие самого разного рода, а языки привыкли к спорам. Воля Свыше выбрала общество, олицетворявшее людей, в сердцах которых формировались всевозможные сомнения, и способное представить ложное в качестве вызова. Если Ислам может развеять подобные сомнения и преодолеть эти преграды, то еще легче ему будет противостоять и тому, что меньше этого.
На вопросы касательно разных аспектов убеждений и положений, которые, как ожидалось, будут обращены к Пророку, нашлись полноценные ответы в Священном Коране. Ведь вопросы выявляют потребности не только общающихся с ним и ожидающих ответа. Вопросы могут отражать потребности всех людей и на протяжении последующих лет.
В такой атмосфере поиска ответов в попытке найти истину либо ее оспорить, вдохновение нисходило на пророка Мухаммада ﷺ и побуждало: «Скажи так». Сколь много аятов начинаются с данного приказа как ответ на заданный или предполагаемый вопрос. При их перечитывании наполняешься убежденностью, развеиваются сомнения и ложные нашептывания.
Вечное Послание таково — оно связано с душами и совестью людей прочными узами. Поистине, Коран есть живой посланник: спрашиваешь — и он отвечает, прислушиваешься — убеждает. Посмотри, как он убеждает в Воскрешении и Спросе, всеобъемлющей Божьей воле и могуществе посредством ответа на заданный вопрос. Он в состоянии ответить и одновременно в непринужденном диалоге опровергнуть ложные убеждения всех людей до Конца Света.
«Разве не видит человек, что Мы сотворили его из капли [в которой слились сперматозоид с яйцеклеткой, причем на таком уровне, который невооруженным взглядом и не увидеть], а смотришь — он превратился в явного спорщика [«аргументированно» отрицающего Бога, постулаты веры или рассуждающего о том, есть Он, Творец, или Его нет]?! Забыв о том, откуда и как появился на свет, он приводит Нам примеры [старается обосновать свои суждения], говоря: «Кто сможет оживить истлевшие кости?!» Ответь: «Оживит их Тот, Кто изначально дал им жизнь. Он знает обо всем сотворенном [без ограничений во времени и пространстве].
Он Тот, Кто сделал для вас огонь из зеленого дерева. Вы ведь из него разжигаете [костер]! [Призадумайтесь] разве не в состоянии Сотворивший небеса и землю создать подобное еще раз?! Конечно же [для Него это не составит ни малейшего труда]! Ведь Он — Могущий сотворить все, что пожелает [Его возможности в творении ничем не ограничены], и Всезнающий. Его повеление, когда пожелает Он что-то [все что угодно!], — лишь сказать «будь», и это [без промедлений и затруднений] непременно будет. Выше всего и вся Тот, в Чьей руке (под Чьим управлением) полное властвование абсолютно всем. И к Нему вы будете возвращены» (Св. Коран, 36:77–83).
Это пример приведения доказательства, построенного на правильном взгляде, не ограниченного временем и местом. Это обращение к разуму всех людей, объяснение мудрости ниспослания Корана по частям в течение долгого времени. Аяты приходили к Пророку ﷺ в виде ответов на вопросы, возникающие в период его странствований с призывом к Аллаху, дабы полученные знания приносили пользу людям до Последнего Часа.