Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Ислам вошел в Медину, в то время как сообщества неверия преследовали его со всех сторон. Мусульмане прибегли к переселению, выбрав место, подобно тому, как солдаты укрываются в своей крепости. Они начали готовиться к тому, чтобы отразить возможные нападки с какой-либо стороны. На протяжении многих лет, проведенных в Мекке, они познали, что слабость является причиной унижения, поводом для смут. Человек познает ценность здоровья лишь тогда, когда исцелится от болезни, и не познает он ценность богатства, кроме как освободившись от нужды.
А кто как не мухаджиры и ансары могли извлечь должные уроки и назидания из прошлого? Вот их Пророк ﷺ, за ним по пятам на протяжении тысяч миль следовали ненавистники лишь с единственной целью — убить его и уничтожить. Большая часть мухаджиров была лишена имущества, их дома были разграблены, а их самих выжили из Запретного города, Священной Мекки. Положение войны неизменно сохранялось между тиранами Мекки и мусульманами на их новой родине, но будет неправильно возлагать ответственность продолжения этой борьбы между двумя сторонами на мусульман.
Вражда к Пророку ﷺ и его сподвижникам перешла от курайшитов к другим язычникам полуострова. Идолопоклонники Медины также начали открыто заявлять о своей неприязни к Исламу. Также к язычникам присоединились иудеи, почувствовавшие опасность из-за распространения новой религии, а также ослабления арабского язычества.
Предвидя возможное нападение, мусульмане готовились дать отпор, как только недруги осмелятся обрушить свои враждебные силы на Медину. Как отмечается во многих книгах, войны, в которых сражались мусульмане в период Пророка ﷺ и его праведных халифов,
происходили во имя установления справедливости, удержания от гнета и притеснения тиранов.
Нет таких дней, когда война являлась бы столь значимой обязанностью мусульман, как при угрозе того, что Ислам и его приверженцы находятся на грани исчезновения из-за сплотившихся против них ярых врагов, желающих уничтожить эту религию навсегда.
Следуя за Божественным Откровением, учитывая действительность и стремясь сохранить жизнь, посланник Аллаха ﷺ учил своих последователей разным тактикам ведения войны, принимал участие в учениях, вылазках и битвах.
«Сражайся на Божьем пути [о Мухаммад]! Ты [в полной мере] отвечаешь только за себя [и тебе обеспечена победа, даже если ты окажешься один на один с многочисленным войском врага]. Побуждай верующих [чтобы они были тебе помощниками]! Возможно, Всевышний остановит [посредством вас] зло безбожия (сломит их мощь, натиск). Он обладает огромным могуществом и наказывает соответствующим образом (жестко)» (Св. Коран, 4:84).
‘Укба ибн ‘Амир[1] передает: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ с минбара процитировал аят: «Будьте в меру ваших сил и возможностей в полной боевой готовности…» (Св. Коран, 8:60) Затем он добавил: «Поистине, сила — это метание, сила — это метание, сила — это метание»[2]. При метании есть мишень, в которую нужно попасть, дабы победить. Однако понятие метания более широкое, нежели просто метание стрел, копий или других снарядов. Хадис указывает на необходимость умения ставить перед собой цель и достигать ее.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Укба ибн ‘Амир аль-Джухани (14 г. д. х.–58 г. п. х.) (608–678 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада. Также известен как богослов, поэт и языковед. Принимал участие в битвах за освобождение территорий Шама и Египта. В 44 г. по хиджре (665 г. по григор.) был назначен наместником Египта. Умер и похоронен в Египте. На сегодняшний день в Каире действует мечеть имени ‘Укбы ибн ‘Амира.
[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 28. С. 642–643, хадис № 17432.