На сайте ведутся технические работы.

О Пророке. Начало пророческой миссии

 

Пророк, ниспосланный милостью для миров

В мире, полном мрака и тьмы, забрезжил свет. До рождения Пророка осталось очень мало времени. Горизонт полон знамений, свидетельствующих о приближении великого Дня. В душах людей настолько велико волнение, что очень многие мекканцы говорят о последнем пророке, советуют и наставляют друг друга...

Все ожидают великого спасителя, и каждый желает его появления именно в своем роду или племени. Однако он должен был появиться именно в продолжение золотой цепи потомков Авраама. Знамения оповещают о его приходе. Темнота и ее беспросветность говорят о приближении Зари...

Жизнь арабов того времени была лишена каких-либо идеалов и целей, она была наполнена нестабильностью и неопределенностью. Этот исторический период принято называть временами джахилии, что является синонимом неверия и безбожия. Для того чтобы читатель получил хотя бы поверхностное представление о том времени, необходимо кратко напомнить о предшествовавших событиях и их характерных особенностях. Это важно для более полного понимания и осознания значимости появления Пророка как милости для всех миров [1].

Эпоха мрака

На протяжении всей истории духовного развития человечества отход от Единобожия всегда оборачивался катастрофическими потрясениями. Поистине, когда люди теряют веру во Всевышнего, являющегося Светом небес и Земли [2], их сердца и души наполняет мрак безверия, мешающий осознать суть происходящего и уподобляющий их летучим мышам, снующим в ночной беспросветной мгле.

В ту эпоху духовные, религиозные понятия были размыты. Кааба, первый в истории человечества храм и святыня Единобожия, была переполнена идолами. Люди, являющиеся по своей природе обладателями разума, конечно же, не могли поклоняться именно идолам. Под влиянием Сатаны понятие Единобожия было искажено в их сознании, и они оправдывали свое идолопоклонство.

«Мы поклоняемся им [идолам] только для того, чтобы они приблизили нас к Господу» (Св. Коран, 39:3).

Исключением из данного правила в то время была лишь небольшая группа людей, свято хранивших в первоначальной чистоте наследие Авраама) — Истинное Единобожие.

Искажение идеи Единобожия привело к тому, что заложенное в человеческой природе чувство покорности своему Господу было в очередной раз неверно истолковано и реализовано. Поклонялись всему: дереву, камню, солнцу, луне, звездам... Лепили идолов даже из халвы, сладостей и других продуктов питания. И что особенно занятно, в периоды голода люди съедали рукотворных идолов, создавая затем новых.

Идолопоклонство существовало не только на Аравийской земле; вся ветхозаветная история есть цепь преступлений против заповеди Единобожия и пример заблуждения в поклонении: «[Дерево] служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается пред ним. <…> другою частию варит мясо в пищу… и ест досыта… А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему, и говорит: «спаси меня; ибо ты бог мой». …И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне, и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо, и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» Он гоняется за пылью…» (Библия, Ис., 44:15, 16, 17, 19, 20).

Даже после того как мессия Иисус пришел с ясными знамениями от Господа и утвердил в людях истинную веру, часть людей вновь предала забвению учение о Единобожии. В период, когда, казалось бы, должны были восторжествовать Иисусовы заповеди, апостол Павел уже сурово обличал тех, кто, «познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих… Называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Библия, Рим., 1:21–23, 25).

Этот упадок морали и нравственности, атмосфера извращенных ценностей характеризуются в Священном Коране, к примеру, следующими словами:

«Поклоняются они помимо Аллаха (Бога, Господа) тому, что не приносит им ни пользы, ни вреда, оправдываясь, что эти вещи будут заступниками за них пред Творцом» (см. Св. Коран, 10:18).

Язычники постоянно искали оправдания убеждениям, которых они издревле придерживались. В Священном Коране приводится одно из наиболее распространенных оправданий.

«Если сказано будет им: «Придерживайтесь того, что ниспослал Всевышний», отвечают они: «Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов». А что если их отцы были теми, кто не понимал [истины] и не шел по верному пути?» (Св. Коран, 2:170).

Извращенные ценности

Если вернуться на пятнадцать веков назад, то в доисламский период аравийское общество, а также более развитые и достигшие наивысшего культурного расцвета Сасанидский Иран и Византия пребывали в нижайшем состоянии с точки зрения религиозной морали и общечеловеческой нравственности. Дошло до того, что люди, боясь не прокормить своих детей или попросту не желая иметь ребенка женского пола, убивали новорожденных или закапывали их заживо [3]. Позже, с началом пророческой миссии заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует), многие люди с горечью и стыдом вспоминали свои прошлые, крайне дикие и безнравственные поступки и деяния. ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Время джахилии (язычества, разгула безнравственности) ассоциируется у меня с двумя событиями. Одно заставляет меня смеяться, другое — плакать. Иногда мы делали идолов, используя халву. Проголодавшись в пути, мы могли их съесть, несмотря на то что незадолго до этого поклонялись им. При необходимости мы делали новых идолов. Когда я вспоминаю об этом, меня разбирает смех. Второе же событие заставляет меня горько плакать: многие из нас, обманывая своих маленьких дочерей, говоря, что идут прогуляться с ними, могли затем закопать их живыми или бросить в колодец, так как боялись оказаться из-за них в будущем голодными и нищими» [4].

Именно это, дикое по своей природе действие, было одним из первых пресечено Всевышним в Священном Коране.

«Скажи [о Мухаммад]: «Придите (послушайте), я расскажу о том, что запретил вам Аллах (Бог, Господь)… убийство детей [как и прерывание беременности] из-за страха перед бедностью («не убивайте своих детей, боясь бедности и нищеты! Мы накормим и вас, и их») (см. Св. Коран, 6:151).

*

«Когда у погребенной [погребенного] заживо спросят, за какие грехи ее [его] убили… душа узнает [поймет, осознает, сполна прочувствует все] с чем пришла» (см. Св. Коран, 81:8, 9, 14).

Кроме того, было широко распространено ростовщичество. Если человек не отдавал вовремя долг, то задолженность его увеличивалась вдвое. Широкое распространение таких явлений приводило к быстрому обеднению и банкротству одних и обогащению других. Священный Коран резко осудил такого рода отношения и запретил их.

«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130).

Появление последнего посланника Господа миров в истории — знаковое событие. До начала его миссии многое порождало в обществе чувство безысходности и безнадежности, но в глубине души люди сохраняли надежду на спасение, так как от христианских и иудейских ученых им было известно о грядущем появлении еще одного посланника Бога.

«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу», — сказал в Торе Господь, обращаясь к Моисею (Библия, Втор., 18:18, 19).

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. <…> Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» — так доводит до нас Библия слова Иисуса о Мухаммаде, который должен прийти после него (Библия, Иоан., 16:7, 8, 13, 14) [5].

Таким образом, приход пророка Мухаммада был подготовлен всем ходом истории духовного развития человечества, и явился милостивым ответом Господа на вызов, брошенный людьми Его Закону и заповедям. Пришествие Мухаммада стало исполнением обещания Всевышнего, данного Аврааму, Моисею и Иисусу.

«Поистине, смилостивился Господь над верующими, отправив к ним Посланника из их числа. Излагает он им Божьи знамения, очищает их [от грешного, от элементов язычества, от аморального и безнравственного], обучает их Писанию [как понимать его и как применять] и мудрости, [и все это] несмотря на то, что они до этого были в явном заблуждении. [Божья милость проявлена к ним во благо всем последующим поколениям, народам и цивилизациям]» (Св. Коран, 3:164).

Взгляните на мудрость Всевышнего: дает Он людям того, кто един с ними чувствами и мыслями (выбирает человека, а не джинна и не ангела), и тот направляет, доводит до них Истину, при необходимости руководит их молитвой, обращается к ним с проповедью, а во время битв является их полководцем.

Для того чтобы не оставлять народы в заблуждении, Всевышний Творец отправляет к ним любимого раба Своего несмотря на то, что знает, какие сложности и беды постигают человека, доносящего до людей Слово Божье. И все это — ради освобождения человечества из мрака неверия, дабы в очередной раз показать людям путь к высшим ступеням совершенства.

Показ и объяснение людям окружающих их знамений и чудес, подтверждающих истинность его пророчества, раскрытие им замысла их сотворения — все это и многое другое было задачей последнего Пророка. Его миссия была призвана освободить человека от скверны низменных чувств, поднять миропонимание людей с уровня животных инстинктов на высший уровень духовного и физического совершенства и богопознания, то есть того, что заложено Творцом в каждом человеке. История подтверждает — именно таким стал итог жизни и деятельности последнего Пророка. Благодаря его победоносной миссии тучи невежества разошлись, и весь мир воспрял и ожил, наполнившись долгожданным Светом.

Великое предназначение

Детство, юность и зрелые годы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), отмеченные благочестием и праведностью, уже свидетельствовали о его особой миссии и великом предназначении. Эти годы стали символом уготованной ему Свыше великой судьбы и будущей пророческой деятельности.

Родившийся и выросший в аравийском обществе, в котором господствовали невежество и язычество, будущий избранник Бога с детства являл собой образец праведности, богобоязненности и благочестия. Живя среди этих людей, он находился в ином духовном измерении. Вскоре его соплеменники прониклись к нему доверием, у них не возникало вопросов о том, кому можно поручить хранение денег и ценностей, у кого можно достоверно узнать о чем-либо, с кем лучше посоветоваться по любому вопросу и получить мудрый совет — конечно же, у Мухаммада благочестивого! Всем было известно, что он ни разу в жизни не солгал. Однажды на горе Сафа Пророк обратился к собравшимся с вопросом: «Поверите ли вы мне, если скажу, что за этой горой находится войско, собирающееся напасть на вас?» Все присутствующие в один голос ответили: «Конечно, ведь мы никогда не слышали от тебя неправды!» [6] Они не сомневались в его правдивости. Именно такой человек стал говорить о новом Откровении Единого Бога... Разве мог Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), не допускавший неискренности даже в самых простых делах, сказать неправду, говоря, что Господь избрал его Своим посланником?

Отец будущего Пророка ‘Абдулла («раб Божий») умер еще до его рождения [7], мать Амина («верная и праведная женщина») ушла из жизни, когда ему было 4–5 лет от роду [8]. После смерти родителей он оказался под опекой своего деда ‘Абдуль-Мутталиба, но вскоре лишился и этого близкого человека. Теряя одного за другим самых близких людей, он руководился словами «хасбуналлах» — «Господа нам достаточно» — так Творец готовил его к великой миссии. Вся любовь его была обращена только к Единому Богу.

Изо дня в день, по мере взросления Мухаммада, Всевышний Творец через Свои знамения указывал людям на то, что среди них растет будущий Пророк.

В книгах жизнеописания посланника Бога его поездка в Сирию представлена как первое путешествие. Оно состоялось, когда ему было двенадцать лет. Мухаммад отправился в путь со своим дядей Абу Талибом, который в то время был его опекуном. Когда караван останавливался для отдыха, все отправлялись в большой шатер поспать, а двенадцатилетнего Мухаммада оставляли за всем присматривать. Однажды караван сделал остановку неподалеку от христианского монастыря. Христианскому монаху по имени Бахира довелось издали наблюдать за путниками. Его внимание привлекло очень интересное явление: караван, двигавшийся по раскаленной пустыне, постоянно сопровождало облако. Когда караван останавливался, облако тоже останавливалось, когда возобновлял путь, облако двигалось за ним. Удивившись происходящему и желая выяснить, в чем же причина столь удивительного явления, монах пригласил путников на ужин.

Приглашение Бахиры показалось караванщикам необычным, так как они и ранее передвигались этим путем, однако подобное приглашение получили впервые. Все, кроме Мухаммада, который остался сторожить верблюдов, зашли к монаху. Хозяин, не найдя среди гостей того, кого искал, спросил: «Остался ли кто с караваном?» Получив утвердительный ответ, он попросил пригласить и оставшегося путника. Как только он увидел мальчика, вопрос его разрешился. Несмотря на то, что монах понял, кто стоит перед ним, он не подал виду. Чуть позже Бахира спросил Абу Талиба: «Кто этот мальчик?» На что тот ответил: «Это мой сын». Монах сказал: «Нет, это не твой сын. Отец этого мальчика должен был умереть еще до появления его на свет». Абу Талиб признался: «Это мой племянник». Тогда Бахира настоятельно посоветовал: «Ты должен вернуться с этим мальчиком обратно в Мекку. Среди иудеев есть очень завистливые люди. Посмотрев на лицо этого ребенка, они поймут, что это будущий Пророк. И из зависти, что последний Пророк не из них, могут навредить вам. Ради его благополучия вернитесь обратно!» Абу Талиб, никому не сказав ни слова об услышанном, быстро продал свой товар и, найдя предлог для возвращения, отправился обратно в Мекку [9].

С дядей Абу Талибом

Будущий Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) рос сиротой. Вот как Господь говорит об этом в Священном Коране:

«[Не беспокойся.] Разве не нашел Он тебя сиротой [ты был один и потерян в потоке жизненных обстоятельств, суеты, а Он] приютил. Он нашел тебя блуждающим [не знающим куда идти, в каком направлении прикладывать свои старания и усилия] и наставил на верный путь. Он нашел тебя нуждающимся [в духовной и эмоциональной поддержке, в материальном достатке] и обогатил (освободил) [от ненужного, предоставил необходимое]. Сирота… Не обижай [его, а стань для него милосердным отцом]! Просящий [нуждающийся в твоей помощи]… Не прогоняй [его] криками [а помоги, чем можешь]! И что касается милости Господа твоего [щедро проявленной к тебе], то рассказывай [о ней другим, воодушевляй их и вдохновляй]!» (Св. Коран, 93:6–11).

Абу Талиб, дядя Мухаммада, стал его опекуном после смерти деда. В течение почти сорока лет он являл собой одно из выражений милости Всевышнего, всесторонне оберегавшего Мухаммада от различных опасностей. Следует заметить, что действия того или иного человека по отношению к другому являются не только проявлением воли Всевышнего к этому другому, но и одновременно причиной проявления милости или гнева Всевышнего к нему самому. Так и в случае с Абу Талибом, Господь не оставил без внимания его заботу о будущем Пророке. Господь дал Абу Талибу в качестве вознаграждения сына, которому суждено было стать великим человеком — имамом ‘Али. Будучи двоюродным братом Мухаммада, ‘Али одним из первых принял Ислам и был одним из самых приближенных к Пророку людей.

В ожидании посланника Божьего

Второй раз в своей жизни Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) отправился в Сирию, когда ему было двадцать пять лет. В этом путешествии он был руководителем торгового каравана, который принадлежал его будущей жене Хадидже. И в этот раз, как и в первом своем путешествии, он повстречался в пути с христианским монахом. Но это уже был не Бахира, а человек по имени Настура [10]. Бахира к тому времени уже умер [11]. Караван остановился неподалеку от того места, где находилась монашеская келья. Внимание монаха привлекло то, что один из путников лег отдохнуть под определенное оливковое дерево. Служитель Бога подошел к одному из сопровождавших караван проводников, которого звали Майсара, и спросил: «Кто этот человек?» Тот ответил: «Этот человек из племени курайшитов». Настура медленно произнес: «Под этим деревом не мог лечь никто, кроме Пророка» [12].

Ожидающих появления последнего посланника Господа было немало. Одним из них был Зейд ибн ‘Амр, отец Са‘ида ибн Зейда, ставшего в будущем одним из десяти человек, о которых еще в этой жизни было известно, что они будут обитателями Рая [13]. Зейд ибн ‘Амр был одним из последователей пророка Авраама, не был из тех, кто поклонялся идолам, не был христианином или иудеем. Он ждал нового Божественного Откровения, однако умер незадолго до его ниспослания. Известно следующее высказывание Зейда ибн ‘Амра: «Я ожидаю того благодатного времени, которое вскоре должно наступить. Тень его над нашими головами. Однако не знаю, доживу ли я до этих дней» [14].

Сподвижник Пророка ‘Амр ибн Раби‘а передает нам следующее: «Однажды Зейд ибн ‘Амр сказал мне: «Я ожидаю Пророка из рода Исмаила, сына Авраама, и рода ‘Абдуль-Мутталиба. Не знаю, доживу ли до начала его пророческой миссии, однако сразу объявляю, что я подтверждаю истинность его пророчества и верую во все, что будет сказано им. Если ты доживешь до этих времен, то поприветствуй его от моего имени. Хочу, чтобы ты не ошибся, и поэтому сообщаю тебе его некоторые характерные приметы: он будет среднего роста, волосы его нельзя назвать совсем прямыми, но и не слишком вьющимися. Имя его — Ахмад [15]. Родится он в Мекке. Через какое-то время после провозглашения им пророческой миссии мекканцы вынудят его покинуть город. Он переселится в Ясриб [16], где призыв его начнет быстро распространяться. Никоим образом не пропусти его по невнимательности своей. Я от дома к дому искал остатки веры Авраамовой. Все христианские и иудейские ученые, с которыми я встречался, говорили мне: «Тот, кого ты ищешь, появится через некоторое время». Они называли упомянутые мной приметы и говорили: «Это будет последний Пророк. После него не будет пророков и посланников». ‘Амр ибн Раби‘а продолжает: «Пришло время, и я стал мусульманином. Пророку Мухаммаду я пересказал слова Зейда и передал его приветствие. Посланник Господа ответил на приветствие и сказал: «Я видел Зейда пребывающим в Раю» [17].

Начало откровения 

Находясь в поиске Истины, будущий Пророк стал уединяться в пещере Хира на горе Нур (горе Света) [18]. Настал понедельник, семнадцатый [19] вечер месяца Рамадан. Именно вторая половина ночи была избрана Господом для начала ниспослания последнего Священного Писания человечеству — Корана. Как и в случаях с предыдущими пророками, Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) явился один из избранных ангелов Господа — ангел Джабраил (Гавриил). Он явился в облике человека, излучая мягкий свет и распространяя тончайшее благоухание [20]. Для него, как и для всего человечества, это были торжественные минуты. Начиналось время последнего Божественного Откровения [21].

Ангел предстал перед Мухаммадом и отдающим эхом голосом воскликнул: «Читай!» Мухаммада объяли удивление и страх. С дрожью в голосе он ответил: «Я не умею читать!»

После этого ангел крепко сжал его и, отпустив, вновь повторил веление Господа [22]. Трижды Пророк услышал слово «Читай!» и, поскольку он был неграмотен, отвечал ангелу Джабраилу (Гавриилу): «Я не умею читать!» [23]. В третий раз избранный Богом Пророк спросил: «Скажи, что мне читать?»

Тогда ангел Джабраил (Гавриил) прочел первониспосланные аяты Священного Корана:

«Читай с именем Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка крови. Читай [просвещайся, всесторонне развивайся]. Господь твой наищедрейший [о чем не следует забывать, преодолевая трудности и лишения, а также когда приобщаешь себя к новым знаниям, что на первых порах кажется невыносимо тяжелым]. [Господь твой] Который научил перу [научил человека письменности; заложил в нем способность писать и читать]» (Св. Коран, 96:1–4).

Призыв к просвещению был первым и одним из важнейших наставлений Господа, данных через последнего пророка всему человечеству. Более 1400 лет назад всем людям, которые появятся на свет в последующие тысячелетия, было ясно указано, что одним из основополагающих условий благополучия в мире бренном и мире вечном является стремление к знаниям, постижение смысла всего сотворенного. Однако Господь дает понять человечеству, что без Его благословения и воли оно не в состоянии будет сделать что-либо существенное. Именно Господь сотворил все сущее и именно Он управляет всем — от атомов до галактик — как пожелает. Человек по своей сути изначально ничтожен и не должен забывать о том, что он сотворен Богом и обретает силу и мощь лишь посредством веры, уверенности в себе и в помощи Свыше, а также практики тех Божьих законов, которые установлены Творцом на этой земле.

Взволнованный, полный страха перед Всевышним, Пророк слово в слово повторил услышанные им аяты. Отныне полученные строки Священного Писания заняли место как в сердце, так и на устах посланника Господа.

Когда пророк Мухаммад получил первое знамение и сообщение о том, что Господь избрал его Своим посланником, он оказался в растерянности. Его супруга Хадиджа, узнав о случившемся, отправилась за советом к своему родственнику Вараке ибн Науфелю, который являлся одним из христианских ученых и имел богословское образование [24]. Выслушав ее, он ответил: «О Хадиджа, твой супруг на протяжении сорока лет был правдив во всем и честен. Ангел, явившийся ему, есть тот, который в свое время являлся Моисею и Иисусу. Мухаммаду будет нелегко. Если я доживу до тех дней, то помогу ему» [25].

Знаниями о последнем Пророке обладал и иудейский ученый ‘Абдулла ибн Салям. Позже он также стал мусульманином. Известный богослов Ибн Хаджар [26] в своей книге «Аль-исаба» пишет о том, что он был одним из потомков пророка Юсуфа (Иосифа). Принятие им Ислама засвидетельствовано даже в Священном Коране.

«Скажи [Мухаммад]: «Подумайте, если это все-таки от Аллаха (Бога, Господа), а вы отрицаете (не верите этому)?! [Представьте себе, что в итоге будет с вами!] И свидетельствовал ранее свидетель из числа потомков Я‘куба (Иакова) [в пользу правдивости] подобного [то есть правдивости Торы и Евангелия] и уверовал [в то, что текст Корана от Бога], а вы [мекканские язычники] проявляете высокомерие [и не желаете прислушаться к тому, что пойдет вам на пользу]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь народ грешный (притесняющий) [себя, греша и распутствуя, либо других. Внесите преобразования в жизнь, отстранитесь от очевидных грехов и вам легче будет осознать правдивость того, с чем я пришел]» (Св. Коран, 46:10) [27].

‘Абдулла ибн Салям вспоминал: «Когда посланник Господа переселился в Медину, я, как и все, отправился на встречу с ним. Вокруг него было много людей. Когда я зашел внутрь [помещения], услышал его, произносящего следующие слова: «...чаще приветствуйте друг друга и угощайте». Я был изумлен простотой и глубоким смыслом этих слов. Вглядываясь в лицо его, я понял, что только пророку может быть присуще выражение лица, которое было передо мною. Знания мои о последнем Пророке подтвердились. Не медля, я произнес свидетельство Единобожия и веры в истинность миссии Мухаммада: «Ашхаду алля иляхэ иллял-лах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах». Вернувшись домой, я призвал всех уверовать в истинность пророческой миссии Мухаммада и стать мусульманами» [28].

Религиозно образованные христиане и иудеи знали о последнем посланнике Господа. Однако зависть и нежелание отказаться от привычных религиозных представлений помешали многим из них уверовать в истинность его миссии. Хотя им достаточно было только увидеть его, ибо приметы будущего пророка были даны в их Священных Писаниях!

Вот как об этом говорит Священный Коран:

«[Люди Писания ожидали заключительного Божьего посланника, но, поскольку знамя Божественной миссии понес человек не из их среды, не принявший ни сторону иудеев, ни сторону христиан, они отказались следовать его призыву и доводам, за исключением немногих, хотя:] те, кому было дано Писание [иудеи, христиане], знают его [Мухаммада], как знают своих детей. И, поистине, часть из них скрывает правду, зная ее» (Св. Коран, 2:146).

’Умар, ставший впоследствии вторым праведным халифом, спросил однажды у ‘Абдуллы ибн Саляма: «Знал ли ты Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) так же, как знаешь дитя свое?»

Тот ответил: «Я знал его лучше, чем детей своих».

’Умар удивился: «Как это?»

«Что касается детей, я могу сомневаться в том, что они мои. Вдруг жена когда-то изменила мне?! Что касается пророка Мухаммада, то я ни на миг не сомневаюсь в том, что он Пророк!» — был ответ [29].

Не все признают Пророка 

Действительно, христиане и иудеи хорошо знали о посланнике Творца. Однако знать — это одно, а уверовать — это нечто другое...

«Когда пришла к ним Книга от Бога [Священный Коран], подтверждающая то, что у них [то есть Тору], а до этого они просили о помощи, чтобы суметь противостоять безбожникам (язычникам), так вот, когда пришло к ним то, о чем они ранее были извещены, они не приняли это [по разным мирским причинам]. Безбожники заслуживают лишь Божьего проклятия» (Св. Коран, 2:89).

Вот яркий пример слепого упрямства.

Упомянутый ранее ‘Абдулла ибн Салям, после того как стал мусульманином, пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и сказал: «О посланник Господа! Давай позовем всех религиозно грамотных иудеев, и ты спросишь у них обо мне и моих предках, а я в это время спрячусь. После того, как они выскажутся обо мне, я появлюсь и объявлю о принятии мною Ислама». Пророк Мухаммад согласился с таким предложением. Были приглашены люди. Посланник Творца спросил их: «Каково ваше мнение об ‘Абдулле ибн Саляме и предках его?» — «Его самого и отца его мы считаем наиболее уважаемыми и учеными среди нас», — ответили ему. «Если он подтвердит мою правдивость и истинность моей миссии, что вы на это ответите?» — поинтересовался Пророк. Они в один голос заявили: «Это невозможно! Такое никогда не произойдет!» В этот момент появился ‘Абдулла ибн Салям и публично произнес свидетельство Единобожия и подтвердил истинность миссии Мухаммада, сказав: «О иудеи! Побойтесь Бога! Воистину, вы знаете о том, что он — посланник Божий! Вы ведь читали в Торе об имени его и внешних признаках. Поистине, я свидетельствую, что он — посланник Господа, верую в него и в правдивость его». Присутствовавшие сначала растерялись, а затем начали обвинять ‘Абдуллу во всех грехах, говоря, что он наихудший из них и сын наихудшего... Столь явное двуличие было неприятно Пророку, и он, не задерживаясь, удалился [30].

Салман Фариси является ярким примером свободного стремления к истине без предвзятости и слепого упрямства. Он был выходцем из Персии, поначалу являлся огнепоклонником. Через какое-то время стал христианином и начал учиться у авторитетных монахов и священников. Закончив обучение у очередного христианского монаха, он спросил, кто мог бы дать ему еще больше знаний. Монах ответил: «Сын мой, не осталось ученого, которого я мог бы тебе посоветовать для того, чтобы ты учился у него. Однако приблизилось время появления последнего пророка. Он придет с религией Авраама и появится на земле арабов. У него будут явные приметы: не примет милостыню [садака], но возьмет подарок [хадийя], и между лопатками на спине его будет печать пророчества» [31].

Вот что рассказывал сам Салман Фариси, продолжая данную историю: «После того, как мне сообщили о последнем пророке, я начал искать караван, направляющийся в Мекку. Найдя его, я договорился с караванщиками, и они согласились взять меня с собой за плату в несколько голов домашнего скота. Однако с приближением к долине Кура меня, не имея на то никакого права, продали в рабство некоему человеку. Не по своей воле став рабом, я был вынужден работать в финиковом саду, но не терял надежды услышать что-то новое о Пророке. В один из дней, как обычно, я забрался на дерево для сбора фиников. Хозяин сидел под деревом. Вдруг во двор вбежал его племянник и воскликнул: «Проклятье Господне! Все идут в местечко Куба’. Один выходец из Мекки говорит, что он Пророк, и ему верят!» От волнения меня охватила дрожь, я чуть не свалился на голову своего хозяина. Спустившись с дерева, я стал с нетерпением расспрашивать пришедшего, но хозяин прервал мои расспросы. Когда стемнело, я собрал свои вещи и отправился в упомянутое местечко Куба’.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сидел вместе со своими сподвижниками, когда я подошел к ним. Я сказал: «Вы бедные люди. Примите от меня эти финики в качестве милостыни и поешьте». Пророк передал финики сидящим рядом людям, а сам не притронулся к ним. Я отметил про себя: «Это первая примета, упомянутая монахом». На второй день я пришел и сказал: «Вот вам подарок [хадийя], примите его». Пророк принял протянутые мною финики, дал сподвижникам и поел сам.

Однажды один из сподвижников пророка Мухаммада погиб, и Пророк присутствовал на его погребальной молитве. Я тоже присутствовал там и подошел к Пророку, чтобы поприветствовать его. После этого я постарался увидеть его пророческую печать, что было достаточно сложно. Попытка моя не увенчалась успехом. Однако посланник Господа понял мое желание. Плечи его были частично оголены, и он показал мне печать на своем теле. Я начал страстно целовать ее и плакать. Он остановил меня и посадил перед собою. У нас был длинный разговор, в ходе которого я рассказал все, что произошло со мною...» [32]

Чувство соперничества

Мугийра ибн Шу‘ба рассказал: «Я сидел вместе с Абу Джахлем. К нам подошел посланник Всевышнего и начал объяснять некоторые религиозные постулаты. Абу Джахль недовольным тоном сказал: «Эй, Мухаммад! Если ты хочешь, чтобы в жизни будущей мы были свидетелями того, что ты довел до нас эти сведения, не утомляй себя — я засвидетельствую. А сейчас оставь меня в покое». Пророк удалился. Я же спросил у Абу Джахля: «Ты в самом деле не веришь в истинность его пророческой миссии?» Тот ответил: «Я знаю, что он Пророк. Однако с хашимитами у нас давнее соперничество. Они себе многое приписывают. Если скажут еще и о том, что один из них является Пророком, я этого не выдержу!» [33]

Однажды курайшиты, которых стали беспокоить успешная проповедь Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и рост его авторитета, решили отправить к нему своего представителя для беседы и поиска компромисса. Для этой важной миссии был выбран наиболее красноречивый и образованный человек по имени ‘Утба ибн Раби‘а. Придя к Пророку, он сказал: «О племянник мой! Ты один из нас и происходишь из уважаемого рода. Воистину, ты пришел с тем, что разделило нас. Ты порицаешь богов наших и веру нашу. Послушай меня! Если ты призываешь людей для того, чтобы стать богатым, то оставь свою проповедь и мы сделаем тебя самым богатым среди нас! Если хочешь власти, то мы сделаем тебя правителем над нами! Если то, что постигло тебя, является наущением нечистой силы, то мы вылечим тебя, потратив на лечение свое имущество». Пророк, внимательно все выслушав, уточнил: «Ты закончил?» Тот ответил: «Да». — «Теперь слушай меня». Он сел, подобрав под себя ноги, и начал читать 41-ю суру Священного Корана.

«Ха мим [34]. [Это –] низведение [Книги, Священного Корана] от Всемилостивого [милость Которого безгранична и вечна]. [Это –] Книга, знамения которой раскрыты (разъяснены, растолкованы) [повествует об отдельных исторических событиях, полна назидательных образных примеров и канонических подробностей, детально изложена]. [Раскрыты в виде] Книги арабской [на арабском языке]. Для людей знающих. [Является Книгой] радующей и предупреждающей. Но большая часть их отвернулась, и они не слышат (не слушают) [не желают прислушаться].

Они [некоторые из людей, в недоумении] сказали: «Наши сердца закрыты от того, к чему ты [Мухаммад] нас призываешь (они накрыты многослойной пеленой) [мы не понимаем Корана сердцем, не чувствуем сердечного отклика от твоих наставлений]. В наших ушах глухота [мы лишены сердечного, душевного слуха [35], и нас это устраивает]. Между нами и тобою преграда [непреодолимое препятствие, мешающее слышать и понимать друг друга]. Ты делай [будь деятельным, иди своим путем], и мы, поистине, деятельны [в своем, в границах своего миропонимания; идем своей дорогой]».

Скажи: «Я всего лишь человек, подобный вам. [Единственное важное отличие в том, что] внушено мне Божественным Откровением, что Бог у вас Один. Следуйте верному направлению, чему Он вас наставляет [уверуйте], и просите у Него прощения [кайтесь пред Ним, дабы не волочить за собою тяжелые тюки грехов]. Горе [и адское наказание] язычникам (многобожникам). [Горе тем] кто не выплачивает закят (обязательную ежегодную милостыню) [36] и отрицает жизнь вечную. Поистине, кто уверовал [в единственность Творца, в истинность миссии заключительного Его посланника, согласился с остальными постулатами веры], а также совершал благодеяния — им [уготовано] бессчетное воздаяние».

Спроси: «Неужели вы не желаете уверовать в того, Кто сотворил Землю за два дня?! Вы [еще] приписываете Ему равных [тех, кто мог бы сравниться с Ним, взять на себя часть Его полномочий]?! А ведь Он — Господь миров [сотворил не только ваш мир, люди, но и иные миры, причем без чьей-либо помощи, без чьего-либо участия]. Он установил на ней (Земле) горы, заложил в ней Божественную благодать [гармонию, возможность роста, развития и процветания] и определил (подготовил) для всех [живых существ, которые будут жить от начала сотворения Земли и до Конца Света] пропитание, и все это — за полных четыре дня, [ответом] для всякого спрашивающего [о сотворении мира] (просящего) [об уделе, трудом и с усердием стремясь к тому, чтобы была проявлена Божественная благодать и милость]»…

А если отвернутся [проигнорируют], то скажи: «Я предупредил вас о молнии [о страшном смертоносном наказании], подобной молнии [наказанию, уничтожившему племена] ‘Ад [37] и Самуд [38]» (Св. Коран, 41:1–10, 13).

Пророк Мухаммад дочитал до 38-го аята, совершил земной поклон и сказал: «Ты слышал это. Теперь ты один на один с этим!»

Разволновавшись, ‘Утба встал и ушел.

Предводители мекканцев ждали результата переговоров. Абу Джахль увидел возвращающегося ‘Утбу, ему не понравился его вид. «Он возвращается не таким, каким ушел», — сказал Абу Джахль тем, кто был рядом.

‘Утба вернулся к друзьям. Услышанные им аяты, словно молния, сразили его. «Что случилось с тобой?» — спросили его. «Сказанное Мухаммадом потрясло меня, так как прочитанное им не было стихом, колдовским заклинанием и не походило на слова ясновидца. Я не знаю, что мне сказать... Мухаммад — человек правдивого слова. Когда я вслушался в то, что он стал читать, я испугался, что нас постигнет то же, что и племена ‘Ад и Самуд...» [39]

Подобные признания были сделаны не только одним-двумя людьми. В обществе царило схожее мнение. Однако страх, скупость, алчность и упрямство мешали людям уверовать в Истину от Бога.

Всевышний, разъясняя душевное состояние противников и утешая пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), говорит в Священном Коране:

«Мы знаем, что тебя [Мухаммад] опечаливают их слова. Однако же они не столько обвиняют тебя во лжи [не верят тому, что ты Божий посланник, а чудеса твои называют колдовством], сколько отрицают эти грешники знамения Всевышнего. [Они не оскорбляют тебя, ведь ты, в том числе и для них, как был, так и остался надежным и правдивым, но принижают веру и ее постулаты]» (Св. Коран, 6:33).

Участь Божьих пророков во все времена была тяжелой... Всем им приходилось сталкиваться с непониманием, ненавистью, недоверием людей. Но рано или поздно их призыв к покорности Единому Богу, выполнению Его заповедей находил живой отклик в человеческих сердцах. Подобно Моисею и Иисусу, Мухаммаду также пришлось пройти через испытания.

Впереди были долгие годы проповеди Слова Божьего. И только Сам Господь оберегал Своего посланника от бед и опасностей на этом тернистом пути.

 

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «И ниспослали Мы тебя [о Мухаммад,] не иначе, как милость для всех миров» (Св. Коран, 21:107).

[2] «Господь — Свет небес и Земли!» (Св. Коран, 24:35); «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Библия, 1 Ин., 1:5).

[3] Изощренные убийства детей были реальностью и в древнем Израиле: детей убивали не из-за боязни обречь себя и их на нищенское существование, а сознательно приносили в жертву идолам. Ветхий Завет содержит многократные предостережения Бога «разжигаемым похотию к идолам... закалающим детей при ручьях, между расселинами скал»: «Могу ли Я быть доволен этим?» (Библия, Ис., 57:5, 6). «Когда они закалали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтоб осквернять его: вот, как поступали они в доме Моем!» (Библия, Иез., 23:39).

[4] См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты [Жизнь нашего Пророка]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1998. Т. 1. С. 122, 123.

[5] Согласно мусульманской науке толкования Священных текстов, слова, процитированные из Ветхого и Нового Завета относятся именно к пророку Мухаммаду. Обещание Аллаха послать нового Пророка, подобного Моисею, из среды «братьев их» воплотилось в Мухаммаде, который (1) подобен Моисею (рожден от земных отца и матери, принес Божий Закон, был женат и имел детей, умер естественной смертью в преклонных годах, похоронен в земле и т. д.), в отличие от Иисуса (который рожден от девы чудесным образом, пришел подтвердить истинность закона Моисеева и несколько облегчить его строгость, живым вознесен к Господу), а также (2) происходит из среды арабов — братьев евреев (родоначальники арабского и еврейского народов Исмаил и Исхак — родные братья, сыновья Авраама).

По мнению мусульманских богословов, приведенные в Новом Завете слова Иисуса также не могут относиться ни к кому иному, кроме как к пророку Мухаммаду, который передавал лишь то, что слышал от ангела Джабраила (Гавриила), или получал от Бога прямые пророческие откровения, и пришел как продолжатель и завершитель цепи пророков Единобожия. Он обличил тех, кто не поверил Иисусу, и прославил его как истинного посланника Господа.

[6] См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1. С. 186, 187.

[7] Там же. С. 34.

[8] Там же. С. 44, 73.

[9] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака) [Жизнеописание Пророка (издание перепроверенное, с уточнениями)]. В 2 т. Бейрут: аль-Хайр, 1992. Т. 1. С. 147–149; Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1. С. 92.

[10] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 153.

[11] См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1. С. 102.

[12] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 153.

[13] См.: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 12. С. 247, хадис № 4369.

[14] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 180–187; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур [Бесконечный свет]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1994. Т. 1. С. 32.

[15] Ахмад — одно из имен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). В арабском языке имена Ахмад, Мухаммад, Махмуд, Хамид являются родственными, имея единый трехбуквенный корень «хамидэ».

[16] Ясриб — прежнее название города Медины.

[17] См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 32, 33.

[18] Земля, как основа всех исходных форм, представляет собой некий макроскопический метасимвол, где гора символизирует духовное восхождение, которое человеку предстоит совершить перед встречей с Божественным, отрешаясь от земных мыслей и очищая свое сердце и душу. В сакральной географии земли гора Хорив (Синай) и гора Нур (араб. Джабаль ан-Нур) являют собой границу двух миров, материального и духовного. Именно здесь, в суровой пустыне, месте, лишенном человеческого присутствия и суеты, Бог дал Моисею на Синае первые десять заповедей Своего Откровения, а Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует) на горе Света — Последнее Божественное Откровение, которое должно освещать путь человечества до Дня Воскресения и Великого Суда.

[19] Мнения исследователей расходятся относительно точного дня ниспослания первых аятов Священного Корана: говорят о семнадцатом, восемнадцатом и двадцать первом дне месяца Рамадана. Но все ученые едины в том, что Пророк получил первое Откровение в понедельник. Об этом говорил и сам пророк Мухаммад, отвечая на вопрос относительно соблюдения поста в понедельник: «Я родился в этот день [понедельник] и получил [первое] Откровение также в этот день [понедельник]» (хадис от Абу Катады; св. х. Муслима, Ахмада, аль-Байхакы и аль-Хакима). См.: Аль-Мабар Кафури С. Ар-рахик аль-махтум [Завершенный источник]. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. С. 63.

[20] Согласно Библии, ангел Джабраил (Гавриил) являлся Даниилу (Дан., 8:15, 16), сообщил пророку Захарии о рождении пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) (Лк., 1:11–20) и деве Марии о рождении Иисуса (Лк., 1:26–38).

Даниил называет ангела имеющим «облик мужа».

[21] См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1. С. 140, 141.

[22] Ср.: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (Библия, 2 Пет., 1:21). Эти слова апостола Петра в полной мере применимы и к истории ниспослания Священного Корана пророку Мухаммаду через ангела Джабраила (Гавриила), они точно и ярко характеризуют суть произошедшего в пещере Хира.

[23] Господь не всегда избирает для проповеди и передачи Откровения людей, всесторонне образованных и красноречивых. Так, когда Бог наставляет Моисея передать людям Его Откровение, пророк отвечает: «О Господи, человек я не речистый... тяжело говорю и косноязычен» (Библия, Исх., 4:10). В том, что Господь избирает косноязычного Моисея для передачи своей воли фараону, а неграмотного Мухаммада для передачи человечеству Своего последнего Откровения, заключен глубокий замысел. Люди, обладающие разумом, должны понять, что не умением и силами самого пророка совершаются чудеса, а по воле Свыше. Чудесное и неподражаемое слово Господа — Священный Коран — в устах неграмотного, не умевшего ни читать, ни писать Мухаммада должно было показать всемогущество Единого Бога, направлявшего Своего избранника.

[24] Суруч С. Пейгамберимизин хаяты. Т. 1. С. 142.

[25] См.: Аз-Забайди А. Мухтасар сахих аль-бухари [Сокращенный сборник имама аль-Бухари]. Саудовская Аравия: аль-Муайяд, 1992. С. 12.

[26] Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (Абу аль-Фадль Ахмад) — мухаддис, египетский историк. К числу наиболее известных его книг относятся комментарий к своду хадисов имама аль-Бухари «Фатх аль-бари» и «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба». Умер в 1449 г. по григор.

[27] См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 33, 34.

[28] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2. С. 122; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 33.

[29] См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 34; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 140.

[30] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 2. С. 122; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 35.

[31] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 175.

[32] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 176, 177.

[33] См.: Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 37.

[34] Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.

[35] Они слышат слова, но сути не разумеют, поступающую новую для них информацию не принимают. Стереотипность мышления не дает им возможности воспринимать другие мнения, взгляды, а главная причина их духовного паралича в том, что они не хотят этого слышать, не желают размышлять, не стремятся взглянуть на мир другими глазами. Сколь бы мудра и прекрасна ни была цитата из Корана, что-то полезное для себя они не услышат, смысл не дойдет, донесется до них лишь только звук.

[36] Подробнее о закяте читайте во втором томе моего перевода смыслов Корана (9:60) или в моей книге «Мусульманское право 1–2».

[37] Об этом народе в Коране упомянуто неоднократно. См., например: Св. Коран, 7:65–72.

[38] Об этом народе в Коране упомянуто неоднократно. См., например: Св. Коран, 7:72–79.

[39] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 234, 235; Гюлен М. Ф. Сонсуз нур. Т. 1. С. 37, 38 (автор дает немного иную версию событий на основе книги Ибн Кясира «Аль-бидая»).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1