Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Битва при Му’те произошла в месяце Джумада аль-уля на 8-й год хиджры (630 г. по григор.). Не прошло много времени, как мусульмане вернулись к окрестностям Шама, преследуя своих врагов, прежде чем те успокоились и набрались сил. ‘Амр ибн аль-‘Ас вышел укротить племена, странствующие в тех землях, но проявил осмотрительность, видя их многочисленность. Он направил Пророку ﷺ послание, прося о подмоге. Сам он находился в ожидании помощи возле водоема Салясиль. Пророк направил войско, в которое входили первые из мухаджиров — среди них были Абу Бакр, ‘Умар — во главе войска стоял Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах. Пророк завещал ему: «Не разногласьте!»[1]
‘Амр по прибытии Абу ‘Убейды сказал: «Ты пришел как помощь для меня». Абу ‘Убейда ответил: «Нет, однако же каждый пусть останется на своем». ‘Амр возразил: «Нет же, ты — поддержка для меня». Абу ‘Убейда в силу своей мягкости сказал: «‘Амр, посланник Аллаха завещал мне, чтобы мы не разногласили. Если ты ослушаешься меня, то я покорюсь тебе». ‘Амр повторил: «Я правитель над тобою, а ты — поддержка для меня». И Абу ‘Убейда покорился. ‘Амр возглавил намаз и стал руководителем среди людей.
‘Амр начал преследовать группы людей из племен, лояльных к римлянам. Он перемещался из города в город. Каждый раз, когда он прибывал на местность, где предположительно можно было встретить противника, ему говорили: «Они были здесь, но, услышав о твоем приходе, разбрелись». Однажды он застал одну из искомых групп, в результате чего произошло сражение. Мусульмане одержали победу, разбив единство неприятеля. ‘Амр подавил бедуинов, хоть и не встретился с ними в большой битве. Этими походами пятно с чести мусульман было смыто.
Передается, что у ‘Амра ибн аль-‘Аса в одну из холодных ночей случилась поллюция, и он побоялся совершить полное омовение из-за страха заболеть. Вместо этого он совершил таяммум[2], а затем намаз в качестве имама со сподвижниками, часть из которых усомнилась в правильности такого поступка, о чем сообщили Пророку ﷺ. Он спросил ‘Амра: «Неужто ты совершил молитву с людьми моими в состоянии джунуб[3] (ритуальной нечистоты)?» ‘Амр сообщил о том, что помешало ему совершить полное омовение, и сказал: «По причине сильного мороза я опасался за себя». Затем он прочитал аят: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах (Бог, Господь) необычайно Милостив к вам» (Св. Коран, 4:29).
Посланник Аллаха ﷺ рассмеялся и ничего не сказал[4]. Понимание ‘Амра в данном вопросе было правильным: действительно, таяммум допускается, когда использование воды может повлечь за собой вред.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 4. С. 400.
[2] Таяммум — альтернативный малому (вуду’) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды.
[3] Джунуб — ритуальное осквернение, при котором необходимо полное омовение.
[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 29. С. 347, хадис № 17812.