Открытый призыв (Сира 43/186)

Ибн ‘Аббас передает, что, когда был ниспослан аят: «Предупреждай [о возможных опасностях в мирском и в вечном] свою семью, близких» (Св. Коран, 26:214), Пророк ﷺ поднялся на холм Сафа и призвал: «О род Фихра, о род ‘Адийя!» Далее он перечислил остальные роды курайшитов, пока все они не собрались, а кто не был в состоянии вый­ти, направил своего представителя. Пришел Абу Ляхаб[1] и курайшиты. Пророк обратился к ним: «Если я вам сообщу о том, что позади меня войско, готовое напасть, поверите ли вы?» Они ответили: «Мы не видели от тебя лжи». Пророк сказал: «Воистину, я — увещеватель для вас пред сильным наказанием». Абу Ляхаб сказал: «Погибель тебе в течение последующего дня. Неужто ты лишь для этого нас собрал?» И были ниспосланы Слова Аллаха:

«Пусть не станет обеих рук у Абу Ляхаба [сойдут на нет все его старания и усилия]! И не стало [в итоге] его самого (сгинул он)…» (Св. Коран, 111:1) [2]

Абу Хурайра передает: «Когда был ниспослан аят «Предупреждай [о возможных опасностях в мирском и в вечном] свою семью, близких», Пророк сказал: «О племя курайшитов, выкупите сами себя! Я ничем не смогу вам помочь перед Аллахом. О род ‘Абдуль-мутталиба, я ничем не могу помочь вам! О ‘Аббас, сын ‘Абдуль-мутталиба, я ничем не могу помочь вам перед Аллахом! О Сафия, тетя Посланника, я ничем не смогу тебе помочь. О Фатима, дочь Посланника, проси, что хочешь из моего имущества, но в вечности я ничем не смогу тебе помочь!»[3]

Его громкий призыв нес в себе суть увещевания. Пророк ﷺ провел черту, отделившую его от народа. Он объяснил самым близким людям, что подтверждение пророческой миссии есть основа связи между ними. Слепая приверженность родственным связям среди арабов исчезла в свете предупреждения, пришедшего от Аллаха.

Мухаммад имел положение в городе, был достоин доверия и любви его жителей. И вот, стоя лицом к Мекке, он обращается с тем, что ей неприятно, вызывая враждебность среди глупцов и знати. Первый, с кем была опасность утратить близость, — его ближайший род. Однако эта боль слабела на пути истины, для которой Аллах открыл его сердце. Теперь нестрашно ночевать после этого увещевания, хотя Мекка бурлила неприязнью и непониманием, готовилась пресечь восстание, всполыхнувшее так неожиданно и несшее реальную опасность для обрядов и обычаев курайшитов.

Курайшиты пошли по пути вражды и отрицания истины, Мухаммад — по пути мягкого призыва к Аллаху, показывая Ислам и раскрывая завесу позора язычества. Он слушал и отвечал, нападал и защищался. Однако его сильное стремление, чтобы ближайшие родственники обрели верный путь, толкало его возобновлять свои попытки представить Ислам. Поистине, их значимое положение среди арабов позволило бы достичь больших результатов. Но, прежде всего, они были его семьей, которой он желал блага и не желал гнева Аллаха.

При очередной попытке призвать своих дядей и племянников, он вознес хвалу Аллаху и сказал: «Я благодарю Аллаха, Которого восхваляю и у Которого прошу помощи, в Которого верую и на Которого полагаюсь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Него Одного, не имеющего сотоварища. Поистине, путеводитель не будет лгать своей семье. Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного божества, я — посланник Аллаха к вам и ко всем людям. Клянусь Аллахом, все вы умрете подобно тому, как засыпаете, и будете воскрешены подобно тому, как просыпаетесь. И будете спрошены за то, что делаете. Воистину, будет навечно — либо Рай, либо Ад»[4].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Абдуль-‘узза ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Курайши, более известен как Абу Ляхаб — дядя пророка Мухаммада. Является одним из ярых противников Посланника. Его имя упоминается в Коране. Умер во 2 г. по хиджре (624 г. по григор.).

[2] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 10. С. 227, хадис № 11362.

[3] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 14. С. 486, хадис № 6549.

[4] См.: Заки А. Джамхарат хутаб аль-‘араб фи ‘усур аль-‘арабийя аз-захира [Собрание проповедей арабов в века процветания арабского языка]. В 3 т. Бейрут: аль-‘Алямийя, [б. г]. Т. 1. С. 147.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1