Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Когда Посланник ﷺ намерился покинуть Мекку и отправиться в Медину, на него снизошло Откровение от Всевышнего, внушившее его сердцу и устам следующие слова:
رَبِّ أَدْخِلْنِي مُدْخَلَ صِدْقٍ وَأَخْرِجْنِي مُخْرَجَ صِدْقٍ وَاجْعَلْ لِي مِنْ لَدُنْكَ سُلْطَانًا نَصِيرًا
«Рабби адхыльни мудхаля сыдкын, ва ахриджни мухраджа сыдк, вадж‘аль ли миль-лядункя султонан-насыра»[1]
«Господи, предоставь мне возможность благополучно и правдиво войти [в новый день, в новые жизненные обстоятельства и возможности] и благополучно выйти! [Господи, благодатно введи меня и проведи; благослови преодолеть препятствия, реализовать все новое, появляющееся на моем жизненном пути, причем с пользой и без негативных последствий.] Дай мне власть (необходимые преимущества), которые помогли бы мне!» (Св. Коран, 17:80)
Мы не знаем человека, который бы в большей степени заслуживал помощи и поддержки Всевышнего, нежели Пророк, который перенес на Его пути много трудностей и испытаний. В то же время право на помощь Творца не означает возможность допускать послабления в соблюдении причин, ведущих к определенным результатам.
Пророк Мухаммад ﷺ основательно подошел к продумыванию плана переселения и подготовке необходимых ресурсов для его осуществления, не оставив ни одного вопроса нерешенным или брошенным на волю случая.
Верующий человек для достижения желаемого результат должен делать все возможное, следуя причинам, установленным на этой земле, и лишь после этого полагаться на Аллаха. Ибо все подвластно лишь Ему Одному и у Него исход любого дела. Если человек, поступая таким образом, потерпит неудачу, он не будет спрошен за поражение, посредством которого, значит, он испытуем. Ведь если обстоятельства складываются таким образом, следовательно, на то Божья Воля.
В то же время, как часто бывает, выстраивая все предпосылки для достижения желаемого результата, верующий чувствует помощь Свыше и получает многократно увеличенные результаты. Подобно кораблю, управляемому искусным капитаном. Судно плывет в океане и все вокруг — погодные условия, попутный ветер и течение — помогает ему достичь суши раньше установленного срока.
Таким же образом проистекало и переселение посланника Аллаха ﷺ. Ранее позволив выйти в путь вынужденным переселенцам, он оставил возле себя лишь Абу Бакра и ‘Али.
Передается, что Абу Бакр, видя, что большая часть мусульман покинула Мекку, направился к Пророку ﷺ для получения разрешения на переселение. В ответ же услышал: «Подожди, Абу Бакр, не торопись! Я ожидаю разрешения от Всевышнего. Возможно, Аллах дарует тебе спутника»[2]. И Абу Бакр, прочувствовав, что несет в себе этот ответ и осознавая всю ответственность за сопровождение Пророка на столь опасном и сложном пути, ведь Ясриб находился на расстоянии примерно 500 километров от Мекки, приступил к тщательной подготовке, продлившейся, как потом оказалось, около четырех месяцев[3]. ‘Али ибн Абу Талибу при этом отводилась особая миссия, таившая в себе множество опасностей.
Так вот, спустя четыре месяца подготовки, получив разрешение Свыше, Пророк поспешил к дому Абу Бакра. Ибн Исхак передает от ‘Айши: «Однажды, в самый разгар дневной жары, когда мы сидели в доме Абу Бакра, кто-то сказал ему: «Вон идет посланник Аллаха, закрывая свое лицо! В такое время он еще никогда не приходил к нам». Абу Бакр произнес: «Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только очень важное дело»[4]. Посланник произнес: «Аллах разрешил выступить в путь и переселиться». — «Вместе, о посланник Аллаха?», — спросил верный Абу Бакр. — «Вместе», — последовал ответ. ‘Айша продолжила: «Клянусь Аллахом, до этого дня я не видела человека, плачущего от радости. В тот день Абу Бакр плакал».
Абу Бакр произнес: «Вот две верблюдицы, которых я приготовил, чтобы выйти в путь». Они наняли проводника по имени ‘Абдуллах ибн Урейкыт[5], который был из числа многобожников, передав ему верблюдиц для того, чтобы он их пас до назначенного срока[6].
Ибн Исхак передает, что никто, кроме ‘Али, Абу Бакра и его семьи, не ведал об их планах. Что касается ‘Али, то ему было велено остаться, дабы вернуть мекканцам все то, что было вверено ими на хранение посланнику Аллаха. Ведь даже в период вражды и неприятия пророческого призыва мекканцы не знали никого надежнее, чем Посланник. Они вверяли ему самое ценное, зная о его честности и надежности.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 3 С. 417, хадис № 1948.
[2] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 22. С. 177, хадис № 462.
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. С. 741, часть хадиса № 3905.
[4] Там же. С. 742, часть хадиса № 3905.
[5] ‘Абдуллах ибн Урайкыт аль-Лейси — проводник пророка Мухаммада и Абу Бакра во время их переселения из Мекки в Медину. После их прибытия в Медину он вернулся обратно в Мекку и сообщил ‘Абдуллаху, сыну Абу Бакра, о благополучном достижении его отцом Медины.
[6] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 4. С. 132.