Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Послания пророка Мухаммада к огнепоклонникам (Сира 145)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Пророк ﷺ направил своих посланников к правителям огнепоклонства, призывая их к Аллаху и рассказывая о религии Ислам. Если они ей последуют, то в этом случае выйдут из заблуждения к правильному пути. Ответы отличались жесткостью и мягкостью, верой и безверием.

Пророк направил письмо Хосрою Парвизу, правителю Персии: «С именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего. От Мухаммада, посланника Аллаха, к Хосрою, правителю Персии. Мир тому, кто последует прямым путем и уверует в Аллаха и Его посланника. Свидетельствую, что нет бога, кроме Него, и нет у Него сотоварищей. Свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Призываю тебя призывом Аллаха. Поистине, я — посланник Аллаха ко всем людям, чтобы предупредить живых и донести Слово о наказании до неверующих. Уверуй, и ты будешь в безопасности, если же откажешься, то на тебе грех всех идолопоклонников»[1].

Хосрой в гневе разорвал письмо, сочтя его посягательством на его высокое положение, наряду с ранее происходившими событиями. Он был повержен римлянами, а теперь арабы обучают его тому, чего он якобы не знает.

Хосрой направил приказ к наместнику Йемена, находившемуся до этого момента под их властью. Он велел двум сильным мужам привести к нему того, кто осмелился с ним переписываться.

Парвиз был глуп, но его статус приписывал ему положение правителя всех правителей. Если к политическому многобожию примешивается еще и религиозное, то мрак покрывается мраком. Безрассудство владело им настолько, что от его правления устали его подданные. Даже его собственный сын восстал против него и убил. Передается, что, когда до посланника Аллаха дошла весть о том, как поступил Хосрой с его посланием, он сказал: «Пусть Аллах разорвет его власть»[2].

Примечательно то, что, когда к наместнику Йемена пришел приказ от Хосроя, он поспешил его исполнить и направил двух человек, которые предстали перед посланником Аллаха ﷺ. Они предложили ему отправиться с ними и ответить на вопросы касательно того, как он поступил. Пророк посмотрел на них и нашел их воспитанными при дворе — их внешний облик был привлекателен, но глубокое внутреннее наполнение отсутствовало. Он обратил внимание, что их усы были закручены, а щеки выбриты, отвернулся от них и сказал: «Горе вам! Кто научил вас так поступать?» Они ответили: «Нам приказал наш господин» [3].

Обожествление правителей было давним серьезным заблуждением. После распространения Ислама оно сошло на нет, но сейчас вновь прослеживаются его следы. Правитель облачается в статус носителя величия, его нельзя спросить о его деяниях, он аннулирует приказы Аллаха, чтобы следовать своим установлениям, он и его ближайшее окружение благоденствуют, но их народ впадает в унизительное положение.

Речь этих двух людей побудила Пророка отправить их туда, откуда они пришли. Он сказал передать правителю Йемена: «Сообщите, что мой Господь убил этой ночью его господина». Он знал о погибели Хосроя. В сердца правителя Йемена и его окружения запали его слова. Потому Ислам удивительным образом распространился в южной части полуострова среди двух групп: среди христиан и огнепоклонников.

Пророк направил аль-‘Аля’ ибн аль-Хадрами[4] с посланием к правителю Бахрейна по имени аль-Мунзир ибн Сава. Это был умный и праведный человек, он радушно встретил призыв и принял его.

Аль-‘Аля’ проявил красноречие, чтобы призвать в Ислам и раскрыть его красоты перед ним.

Из того, что он сказал, было: «О Мунзир, поистине, в этой мирской жизни тебе присущ великий ум, пусть же не будет он мелким касательно вечности. Огнепоклонство — худшая религия, в ней нет почтения арабов и нет знаний о Писании. Они женятся на том, с кем стесняешься заключать брак. Едят то, что вызывает отвращение, поклоняются огню, который поглотит их в День Воскресения. Ты не из тех, кто безрассуден. Призадумайся, разве возможно не признать правдивым того, кто не лжет в мирской жизни? Разве можно не довериться тому, кто не обманывает? Разве можно не полагаться на того, кто ничего не боится? Вот он, безграмотный Пророк, и никто из обладающих разумом не может сказать: «Ах, если бы то, к чему он призывает, он запрещал?! Или удерживал от того, что вменял?! Если бы приумножил свое прощение или приумножил свое наказание?!» Все, что от него исходит — то, что хотели бы видеть обладатели разума».

Мунзир принял Ислам и призвал свой народ: были те, кто стал мусульманами, и те, кто пожелал остаться огнепоклонником или иудеем. Когда он посоветовался с Пророком, как поступить с ними, тот ответил: «Кто останется на огнепоклонстве или иудаизме, пусть выплачивает поземельный налог»[5].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Худри М. Нур аль-якын фи сира сайид аль-мурсалин [Ясный свет в жизнеописании Господина посланников]. Дамаск: аль-Файха’, 2004. С. 177.

[2] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 9. С. 143.

[3] См.: Ибн Са‘д М. Ат-табакат аль-кубра [Великие степени]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 347.

[4] Аль-‘Аля’ ибн ‘Абдуллах аль-Хадрами — сподвижник пророка Мухаммада. Был из числа писцов, фиксировавших Божественные откровения. Посланник Аллаха отправил его с посланием к правителю Бахрейна по имени аль-Мунзир ибн Сава. После смерти аль-Мунзира был назначен правителем Бахрейна и оставался на этой должности даже после смерти пророка Мухаммада. Умер в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба в 13 г. по хиджре (635 г. по григор.). Является передатчиком хадисов от пророка Мухаммада.

[5] См.: Ибн Кайим аль-Джаузия. Зад аль-ма‘ад фи хадйи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 605.

Послания к огнепоклонникам

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1