Последствия победы при Бадре (Сира 109/186)

Арабы остолбенели от той неоспоримой победы, что мусульмане одержали при Бадре. Жители Мекки сперва отвергли сообщения, дошедшие до них, сочтя их бредом умалишенного. Однако когда явилось истинное положение вещей, многие были будто молнией поражены, некоторые от услышанного даже испустили душу. В обществе росло волнение от осознания ужаса произошедшего и неопределенности.

Подобно тому, как жители Мекки не хотели принять позорное поражение, так и язычники Медины сочли происходящее невозможным, не поверив вестям о поражении. Часть из них начала обвинять верующих во лжи, говоря, что они якобы распространяют небылицы. Они пребывали в своей надменности до тех пор, пока не увидели пленников, приведенных в кандалах.

Положение безбожников изменилось после победы мусульман, утвердившей их власть в Медине и ее окрестностях. Влияние мусульман распространилось настолько, что в северной части полуострова караваны не смели следовать по близлежащим путям, кроме как с позволения верующих.

Жители Мекки занялись лечением раненых и восстановлением своих сил, готовясь отомстить. Они объявили, что день расплаты близок. Поражение усилило их неприязнь к Исламу, разожгло еще большую вражду к Мухаммаду и его сподвижникам, а также ко всем, кто принимал его религию. Человеку, чья душа открывалась Исламу, приходилось скрывать свою веру либо жить, подвергаясь унижениям и притеснениям.

Таково было положение дел в Мекке, где власть принадлежала безбожникам. Что касается Медины, где мусульмане составляли большинство и укрепили на тот момент свои позиции, то неприязнь к Исламу здесь выражалась во лжи, хитрости и лицемерии. Группа язычников и иудеев объявила о принятии Ислама, но их сердца кипели злобой и пребывали в неверии. Во главе у них стоял ‘Абдуллах ибн Убей.

Усама ибн Зейд передает: «Посланник с сподвижниками прощали язычников и людей Писания подобно тому, как велел Аллах, и проявляли терпение к боли, исходящей от них.

«Немалое количество из числа людей Писания желали, чтобы вы стали безбожниками, в то время как вы уверовали. Это — зависть, появившаяся в их сердцах после того, как они узнали истину [но у самих нет желания (по тем или иным мирским причинам) прибегнуть к ней]. Прощайте же [не оставляйте в душе осадка, не старайтесь наказать, упрекнуть, ведь каждому отвечать пред Богом за свои поступки, а потому не останавливайтесь и неустанно идите вперед по пути праведности, старайтесь], пока не придет повеление Всевышнего [очевидное благословение Творца на новом этапе жизненного пути]. Он в состоянии сделать абсолютно все» (Св. Коран, 2:109).

Посланник Аллаха старался придерживаться прощения, как велел Аллах до того момента, пока не было дано разрешение чинить возмездие»[1].

Когда после битвы при Бадре многие из предводителей курайшитов были убиты, а посланник Аллаха и его сподвижники вернулись с победой и трофеями, приведя пленных, ‘Абдуллах ибн Убей и часть идолопоклонников сказали: «Это дело, которое укрепилось, и невозможно ничего изменить». Потому они присягнули Пророку и внешне покорились.

К обману прибегла лишь часть безбожников, а часть иудеев открыто заявила о своей неприязни к Мухаммаду по причине поражения курайшитов при Бадре. Среди них был Ка‘б ибн аль-Ашраф[2], который начал сочинять касыды, оплакивать убиенных из числа язычников и требовать мести.

Разрыв между мусульманами и иудеями увеличился. Иудеи пытались принизить победу мусульман, что привело к последующим событиям и расплате каждого из иудеев по отдельности и всех вместе.

Что касается бедуинов и тех, которые странствовали возле Медины и по путям караванов, то этот народ был предоставлен сам себе. Его не волновало положение веры и безверия, а заботило лишь получение еды любыми путями, не исключая грабежей. Напуганные победой мусульман, они начали объединяться, чтобы напасть на Медину. Однако посланник Аллаха выступил против них и рассеял их сборище, устранив возможную угрозу для Медины. 

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 1. С. 163, хадис № 389.

[2] Ка‘б ибн аль-Ашраф — раннеарабский поэт. Принадлежал к еврейскому племени ан-Надыр. Известно, что своими стихами Ка‘б вносил смуту среди жителей Медины, подстрекал язычников на борьбу с Пророком, а также порочил честь жен сподвижников. В связи с этим Ка‘б был приговорен к казни.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1