Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминар Шамиля Аляутдинова на Иссык-Куле
Login icon

Войти

Семинар Шамиля Аляутдинова на Иссык-Куле

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Последствия победы при Бадре (Сира 109)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Арабы остолбенели от той неоспоримой победы, что мусульмане одержали при Бадре. Жители Мекки сперва отвергли сообщения, дошедшие до них, сочтя их бредом умалишенного. Однако когда явилось истинное положение вещей, многие были будто молнией поражены, некоторые от услышанного даже испустили душу. В обществе росло волнение от осознания ужаса произошедшего и неопределенности.

Подобно тому, как жители Мекки не хотели принять позорное поражение, так и язычники Медины сочли происходящее невозможным, не поверив вестям о поражении. Часть из них начала обвинять верующих во лжи, говоря, что они якобы распространяют небылицы. Они пребывали в своей надменности до тех пор, пока не увидели пленников, приведенных в кандалах.

Положение безбожников изменилось после победы мусульман, утвердившей их власть в Медине и ее окрестностях. Влияние мусульман распространилось настолько, что в северной части полуострова караваны не смели следовать по близлежащим путям, кроме как с позволения верующих.

Жители Мекки занялись лечением раненых и восстановлением своих сил, готовясь отомстить. Они объявили, что день расплаты близок. Поражение усилило их неприязнь к Исламу, разожгло еще большую вражду к Мухаммаду и его сподвижникам, а также ко всем, кто принимал его религию. Человеку, чья душа открывалась Исламу, приходилось скрывать свою веру либо жить, подвергаясь унижениям и притеснениям.

Таково было положение дел в Мекке, где власть принадлежала безбожникам. Что касается Медины, где мусульмане составляли большинство и укрепили на тот момент свои позиции, то неприязнь к Исламу здесь выражалась во лжи, хитрости и лицемерии. Группа язычников и иудеев объявила о принятии Ислама, но их сердца кипели злобой и пребывали в неверии. Во главе у них стоял ‘Абдуллах ибн Убей.

Усама ибн Зейд передает: «Посланник с сподвижниками прощали язычников и людей Писания подобно тому, как велел Аллах, и проявляли терпение к боли, исходящей от них.

«Немалое количество из числа людей Писания желали, чтобы вы стали безбожниками, в то время как вы уверовали. Это — зависть, появившаяся в их сердцах после того, как они узнали истину [но у самих нет желания (по тем или иным мирским причинам) прибегнуть к ней]. Прощайте же [не оставляйте в душе осадка, не старайтесь наказать, упрекнуть, ведь каждому отвечать пред Богом за свои поступки, а потому не останавливайтесь и неустанно идите вперед по пути праведности, старайтесь], пока не придет повеление Всевышнего [очевидное благословение Творца на новом этапе жизненного пути]. Он в состоянии сделать абсолютно все» (Св. Коран, 2:109).

Посланник Аллаха старался придерживаться прощения, как велел Аллах до того момента, пока не было дано разрешение чинить возмездие»[1].

Когда после битвы при Бадре многие из предводителей курайшитов были убиты, а посланник Аллаха и его сподвижники вернулись с победой и трофеями, приведя пленных, ‘Абдуллах ибн Убей и часть идолопоклонников сказали: «Это дело, которое укрепилось, и невозможно ничего изменить». Потому они присягнули Пророку и внешне покорились.

К обману прибегла лишь часть безбожников, а часть иудеев открыто заявила о своей неприязни к Мухаммаду по причине поражения курайшитов при Бадре. Среди них был Ка‘б ибн аль-Ашраф[2], который начал сочинять касыды, оплакивать убиенных из числа язычников и требовать мести.

Разрыв между мусульманами и иудеями увеличился. Иудеи пытались принизить победу мусульман, что привело к последующим событиям и расплате каждого из иудеев по отдельности и всех вместе.

Что касается бедуинов и тех, которые странствовали возле Медины и по путям караванов, то этот народ был предоставлен сам себе. Его не волновало положение веры и безверия, а заботило лишь получение еды любыми путями, не исключая грабежей. Напуганные победой мусульман, они начали объединяться, чтобы напасть на Медину. Однако посланник Аллаха выступил против них и рассеял их сборище, устранив возможную угрозу для Медины. 

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 1. С. 163, хадис № 389.

[2] Ка‘б ибн аль-Ашраф — раннеарабский поэт. Принадлежал к еврейскому племени ан-Надыр. Известно, что своими стихами Ка‘б вносил смуту среди жителей Медины, подстрекал язычников на борьбу с Пророком, а также порочил честь жен сподвижников. В связи с этим Ка‘б был приговорен к казни.

Мухаммад

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Знакомый-грешник

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об исправлении ошибок и позитивном мышлении. Слушать и скачать можно в статье

    29.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    В Рай или в Ад?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов разбирает тему веры и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    29.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Новые технологии

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о важности идти в ногу со временем. Слушать и скачать можно в статье

    29.04.25

Аят дня

Хадис дня

2:0

[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинары Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Знакомый-грешник

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об исправлении ошибок и позитивном мышлении. Слушать и скачать можно в статье

    29.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    В Рай или в Ад?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов разбирает тему веры и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    29.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Новые технологии

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о важности идти в ногу со временем. Слушать и скачать можно в статье

    29.04.25

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic