Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Разбирая военную активность Ислама в первые два года в Медине, необходимо упомянуть некоторые важные события, произошедшие в этот период. Умер праведный человек и участник битвы при Бадре по имени Ханис ибн Хузафа ас-Сахми — муж Хафсы, дочери ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Овдовевшей дочери отец пожелал выбрать мужа, о чем поведал следующим образом: «Я встретил ‘Усмана ибн ‘Аффана, предложил ему Хафсу, тот ответил, что подумает. Несколько дней спустя я вновь его встретил и повторил свой вопрос, но ‘Усман отказался от предложения». Далее ‘Умар передает: «Я встретил Абу Бакра и предложил ему в жены Хафсу, но он промолчал. Я рассердился на него даже больше, чем на ‘Усмана.
Через несколько дней сам посланник Аллаха ﷺ засватал Хафсу, и я выдал ее за него замуж. Вскоре при встрече Абу Бакр сказал: «Возможно, ты испытал гнев, когда я отказал тебе. Воистину, меня сдерживало лишь то, что посланник Аллаха ﷺ ее упомянул. Я не хотел разглашать его намерение. Если бы он передумал, то я бы взял ее в жены вместо него» [1].
Желание посланника Аллаха ﷺ установить родственные связи с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом после того, как он установил их с Абу Бакром, а позднее выдал свою дочь Фатиму за ‘Али, сына Абу Талиба, а Умму Кульсум за ‘Усмана после смерти Рукейи говорит о том, что он хотел укрепить связи с этими четырьмя людьми после того, как познал их стойкость и самоотверженность во имя религии в эти непростые и сложные периоды.
На второй год хиджры был вменен в обязанность пост в Рамадан, а также закятуль-фитр, объяснены другие формы закята. Одним из важных событий стало изменение киблы: с Бейтуль-макдиса в Иерусалиме на Каабу в Мекке, что вызвало негодование иудеев. До этого они хотели, чтобы Посланник следовал им. Возможно, что для них основой и причиной согласия на заключение мирного договора с Пророком было стремление и желание воспользоваться моментом и извлечь максимальную выгоду от мусульман. Когда же Ислам выделился своей новой киблой, они преисполнились отчаяния в осуществлении их плана. Безнадежность в их душах обратилась во вражду к Исламу, однако Священный Коран свел на нет попытки посеять смуту, которую пытались поднять иудеи после изменения направления во время молитвы:
«Глупцы из числа людей скажут [с сарказмом спросят]: «Что же послужило изменению направления, в котором они молились?! [Почему Мухаммад и его сподвижники, молившиеся первоначально в направлении Иерусалима, вдруг начали молиться в направлении Мекки, Каабы?]». Ответь им: «Аллаху (Богу, Господу) принадлежат и восток, и запад [вся планета Земля и все направления на ней], и наставляет Он на верный путь того, кого пожелает [и именно тех, кто сам желает]» (Св. Коран, 2:142).
*
«Аллаху (Богу, Господу) принадлежит и восток, и запад [если где-то вас подвергают религиозным гонениям, то помните, что молиться Всевышнему вы можете в любом чистом месте на всем земном пространстве]. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Его [Он не ограничен ни местом, ни временем]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) безгранично Широк [Своей милостью] и Всезнающ» (Св. Коран, 2:115).
*
«Благородство (доброта, праведность, благочестие, набожность, религиозность) заключается не в том, кто в какую сторону молится: на восток или запад. Благороден (благочестив, религиозен) тот, кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа), в Судный День, в ангелов, в Писание [уверовал в истинность Священных Писаний: Псалтыря, Торы, Евангелия и Корана], в пророков [Божьих]; кто дает из своего [праведно приобретенного] имущества, любя его [с трудом зарабатывая, собирая для тех или иных личных нужд, стремясь увеличить достаток, удел: нуждающимся в помощи] родственникам, сиротам [помогая им, в первую очередь, в воспитании, получении хорошего образования и овладении мастерством, то есть в приобретении житейской самостоятельности], бедным, путникам, [по праву нуждающимся] просящим, [а также] для освобождения невольных. [И тот благочестив, кто] выстаивает [обязательную] молитву, выплачивает обязательную милостыню (закят). Они (набожные и благочестивые) выполняют обещания (договоренности, обязательства перед другими), терпеливы в периоды материальных кризисов и страданий [например, обнищание, болезнь или потеря близкого человека], [а также проявляют терпение] в периоды ожесточенной борьбы (в моменты, когда необходима смелость и неустрашимость). Эти люди [чьи качества и характеристики упомянуты ранее] правдивы [пред Богом, приписывая себя к верующим и религиозным], и они — [по праву] набожны» (Св. Коран, 2:177).
Аллах — Господь времени и места. Направление народа в определенную сторону не говорит о том, что Его величие ограничено местом. Поистине, возвращение мусульман к Каабе является возвратом к основам, которые установил праотец всех пророков Ибрахим . И в этом есть очищение от многих отклонений, что были присущи сошедшим с правильного пути потомкам, в особенности сынам Исраиля.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 7. С. 13, хадис № 5122.