Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Ибн Исхак передает: «Когда посланник Всевышнего ﷺ прибыл в Медину, люди собирались для совершения молитвы в определенное время без какого-либо призыва. Посланник для сбора на молитву пожелал взять рог подобно тому, что был у иудеев. Вскоре он отказался от этой мысли, призвав использовать по примеру христиан колокол, который бы предвещал наступление очередной молитвы. В это время ‘Абдуллаху ибн Зейду ибн Са‘лябе[1] явился во сне призыв, после чего он поспешил к посланнику Аллаха и поведал об увиденном: «Во сне ко мне подошел мужчина в зеленых одеяниях, он нес в руках колокол. Я обратился к нему: «О раб Аллаха, продаешь ли ты этот колокол?» На что тот спросил: «Зачем он тебе нужен?» Я ответил: «С помощью него мы будем призывать к молитве». Тогда он сказал: «Не указать ли тебе на нечто лучшее? И когда я спросил, что тот имеет в виду, он привел слова азана».
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
(Аллах превыше всего.)
أَشْهَدُ أَنْ لا إله إلا الله
Ашхаду алля иляха иллял-лаах (2 раза)
(Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом.)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله
Ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах (2 раза)
(Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха.)
حَيَّ عَلى الصَّلاَةِ
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)
(Спешите на молитву.)
حَيَّ عَلى الْفَلاَح
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)
(Спешите к спасению.)
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Аллааху акбарул-лааху акбар
لا إلَهَ إلا الله
Ляя иляяхэ илля ллаах
(Нет бога, кроме Аллаха.)
Посланник ﷺ, выслушав ‘Абудуллаха ибн Зейда, сказал: «Воистину, это правдивый сон, если будет воля Всевышнего. Пойди к Билялу и передай ему эти слова, пусть ими он призывает людей к молитве. Поистине, у него более громкий голос, чем у тебя». Когда же Билял произнес впервые азан, находившийся у себя дома ‘Умар услышал призыв и поспешил к посланнику Аллаха, волоча за собой свою накидку. «О пророк Аллаха, — воскликнул он, — клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я видел подобный сон!» Посланник Всевышнего произнес: «Лишь Аллаху принадлежит хвала» [2].
Приводится, что пророк Мухаммад ﷺ велел Билялу произносить азан. Он начал выполнять поручение Пророка, и тем самым призывать верующих к молитве.
Аз-Зухри передает, что однажды Билял во время азана на утренний намаз после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды добавил:
الصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنْ النَّوْمِ
Ас-саляяту хайрум-минан-наум
(молитва лучше сна). И посланник Аллаха ﷺ утвердил это добавление[3].
Приводится повествование о том, что ‘Умар ─ увидел сон, в котором ему было сказано: «Не используйте колокол, однако же произносите азан для молитвы». ‘Умар направился к Пророку и был поражен тем, что Билял уже призывает к молитве этими же словами. И когда ‘Умар сообщил о своем сне посланнику Аллаха ﷺ, тот произнес: «Поистине, тебя опередило Божественное Откровение» [4].
Все это указывает на то, что Откровение явилось, дабы подтвердить увиденное во сне ‘Абдуллахом ибн Зейдом ─. Эти прекрасные слова время от времени доносятся до нас, пробуждают наши сердца, побуждают спешить к Аллаху и служат призывом до тех пор, пока на земле будет совершаться молитва.
То, что состояние душ перекликается с Божественным Откровением, есть предел озарения истиной, признак праведности, ставшей неотъемлемой частью сути сподвижников. Их душам свойственна прямота наяву и во сне, сознательно и подсознательно. Посланник Аллаха ﷺ читал своим последователям Откровение, нисходившее с небес, а они читали ему и друг другу, что подчеркивает ответственность его окружения за призыв, не говоря уже о необходимости понимать и изучать Писание.
‘Абдуллах ибн Мас‘уд ─ передает: «В один из дней посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прочти мне Коран». Я спросил: «О Посланник, неужто мне читать Коран, тогда как он тебе ниспослан?» Пророк ответил: «Воистину, я хочу услышать его от другого». ‘Абдуллах ибн Мас‘уд ─ начал читать суру «ан-Ниса’», пока не дошел до аятов:
«И как же [отреагируют люди в Судный День, когда] приведем Мы свидетелей для каждого народа. [То есть для всех людей Всевышний Творец приведет пророков и посланников, которые в жизни мирской избирались волею Господа из их числа и несли им Слово Божье. Приведены же они будут, чтобы засвидетельствовать: увещевание, призыв к вере в Бога и оповещение о скором наступлении Конца Света и Судного Дня имели место быть.] И ты [Мухаммад] будешь приведен Нами свидетелем для тех [кто жил с начала твоей миссии и до Конца Света]» (Св. Коран, 4:41).
Пророк дважды промолвил: «Достаточно». ‘Абдуллах ибн Мас‘уд ─ далее передает: «Когда я посмотрел на него, глаза его были переполнены слезами» [5].
Слова азана были внушены чистым душам, поглощенным поклонением и озабоченным истиной. И были среди них такие, которые настолько прониклись верой и отдались источнику пророчества, что Аллах велел Посланнику прочитать им некоторые суры из Корана, подчеркивая их положение перед Ним и степень их веры. Посланник Аллаха ﷺ, обращаясь к Убейю ибн Ка‘бу[6] сказал: «Аллах велел мне прочитать тебе суру «аль-Баййина». Убей вопросил: «Он назвал меня?» После утвердительного ответа Убей снова спросил: «Неужто я был упомянут возле Господа миров?» Посланник Аллаха ﷺ вновь ответил «да», и тогда глаза Убейя ─ наполнились слезами и он зарыдал[7].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Зейд аль-Хазраджи — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Присутствовал на второй присяге при ‘Акабе. Принимал участие во всех битвах между мусульманами и многобожниками. ‘Абдуллах ибн Зейд является тем, кто во сне услышал слова азана, которые посланник Всевышнего одобрил и используя которые велел Билялу ибн Рабаху призывать людей к молитве.
[2] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 4. С. 300.
[3] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 5 т. [б. м]: ар-Рисаля аль-‘алямийя, 2009. Т. 1. С. 453, хадис № 707.
[4] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 4. С. 301.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 196, хадис № 5050.
[6] Убей ибн Ка‘б — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров, из рода Му‘авии ибн ‘Амра племени Хазрадж, чтец Священного Корана, ученый, правовед. Обладал умением писать еще в период джахилии. Пророк избрал его в качестве первого писца Откровений из числа ансаров. Передается, что заключительный Божий посланник сказал: «Берите Коран от четверых — Ибн Мас‘уда, Убейя ибн Ка‘ба, Му‘аза ибн Джабаля и Салима». Известен как передатчик хадисов. Присутствовал на второй присяге при ‘Акабе. Вместе с Пророком принимал участие во всех битвах мусульман с многобожниками. Убей ибн Ка‘б собрал Священный Коран в единую книгу при жизни Пророка и представил ее посланнику Всевышнего. Известен как Господин чтецов Священного Корана.
[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 175, хадис № 4959.