Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Причины разногласий современных течений

Ранее мною был написан материал «Причины разногласий ученых в Исламе». Он детально раскрывает причины разногласий ученых в первые и последующие столетия формирования мусульманского богословия. А вот начиная примерно с середины ХХ века богословские разногласия, в дополнение к ранее изложенному, появлялись также по ряду других причин. Приведу наиболее очевидные три.

Прихоть

В Коране есть аят:

«Ты видел тех, богом для кого является собственное «Я» (эмоции, желания, настроения, их значимость, особость и незаменимость; капризы и ветреность сознания)? [Удивительно, не правда ли?] Ты ли им поможешь? [Спасешь, если таковыми и останутся, не желая что-либо менять?! Никто им не поможет.]» (Св. Коран, 25:43).

Есть те, кто подходит к жизни взвешенно, последовательно и разумно. Не спешит с выводами, а сталкиваясь с чем-то непривычным или непонятным, старается в том числе найти аргумент в Коране и Сунне, дабы скорректировать свое отношение, определиться с действиями. При этом в любом обществе и на любых его уровнях и сферах найдутся люди, которые чаще прислушиваются к слабой, эмоциональной и резкой части своей души. Они идут на поводу у своих капризов и настроений, даже находя этому обоснование в Коране и Сунне. В реалиях конца ХХ — начала ХХI веков это явилось причиной множества преступлений. Например, те, кому по разным причинам нравилась легкая нажива и они горели желанием быстрее распрощаться со своими психологическими или финансовыми проблемами, активно включились с криками «аллаху акбар» в самые разные радикальные религиозные движения. Цитируя аяты Корана и хадисы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), они прикрыли слабые стороны своей сути, с удовольствием облачившись в мантию «вершителей судеб», легко определяя, кто кяфир (безбожник), преступно посягая на имущество или жизнь других людей. Прихоть свою они возвели до уровня Бога, а в итоге пополнили ряды «борцов с тагутом» на просторах Интернета или в горячих точках планеты.

Об основателе такфиризма Шукри Мустафе[2], идеология которого до сих пор дает преступные плоды, один из его приближенных пишет в своих мемуарах: «Шукри Мустафа советовался с Абу Мус‘абом, с Абу ‘Абдуллой и другими, но всегда единственно верным было лишь его собственное мнение. Более того, он в грубой форме навязывал его всем, что приводило к уменьшению количества его последователей. Он ценил себя очень высоко и любил всегда побеждать, не задумываясь о последствиях. Например, когда он узнал, что его взгляды начали распространяться на территории Иордании, то был в нескрываемом восторге, лишенном какого-либо анализа последствий происходящего». Эти качества приводит в действие именно человеческая прихоть, и не важно, чем она при этом прикрыта, «построением ли халифата» или «джихадом на пути Аллаха». Упомянутые качества приводят к постоянным конфликтам, спорам и разногласиям.

Если ученый-богослов или религиозный лидер на самом деле желает пробуждать веру в душах людей, а не стремится к власти или обогащению, то он не может быть носителем упомянутых качеств и характеристик. Ислам строго порицает конфликты и споры, а некоторые этим живут, пусть даже с «благими намерениями». Ислам ценит время жизни человека, а некоторые тратят его на то, что порицаемо, и не могут уразуметь приоритетность дел, ведущую их самих и их последователей к благополучию в земном и вечном.

Настоящий лидер (для себя, в первую очередь, а после и для других) не станет препятствовать развитию мысли и появлению в итоге разных мнений, которые имеют свое убедительное обоснование. Он не будет стремиться ликвидировать несогласных с ним, не станет называть их безбожниками, лицемерами или слугами тагута. Любой верующий в Аллаха (Бога, Господа) и жизнь после смерти мусульманин, а тем более имеющий властные рычаги и полномочия, всегда старается развивать и поощрять научную мысль, участвует в ее систематизации и способствует тому, чтобы она приносила реальную пользу обществу. Ученый-богослов должен быть именно таким – выступать за развитие богословской мысли во всем ее разнообразии, и непременно с созидательной, а не разрушительной составляющей.

Фанатизм

Для человека страшен прежде всего слепой фанатизм. Встречается он в самых разных сферах жизни, но особенно в религиозной. В Исламе фанатизм порицается, так как он лишает человека рационального, разумного мышления.

Если говорить о различных религиозных течениях, то канонически порицаемым является слепое следование какому-либо ученому, что приводит к порождению чувства вражды и злобы в адрес тех, кто ему не следует. Разные мнения и течения неизбежны, и в этом красота мусульманского богословия, его развитие и прогресс, но поощряемо это лишь в случае отсутствия неприязни к оппонентам, к тем, кто с тобою не согласен в отдельных религиозных вопросах. Фанатизм незаметно приводит к лояльности и преданности не Исламу вообще, а отдельно взятому течению или ученому. В итоге это ведет к разделению людей на своих и чужих.

Например, безбородые мусульмане начинают испытывать чувство вражды к бородатым, обзывая их «ваххабитами», а бородатые – к безбородым, называя их «женоподобными». И у всех у них есть на то свои «обоснования Кораном и Сунной». Хотя на самом деле здесь не вопрос канонов, а отсутствие элементарной религиозной этики и фанатичная приверженность одному из богословских мнений. Это нормально, когда человек решил для себя выглядеть «по сунне»: отпустить подлиннее бороду, укоротить брюки (выше щиколотки) и надеть арабскую джаллябию (длинную, как платье, рубаху). Это его выбор. У него или его шейха на это свое обоснование. Но смотреть на других мусульман, не отпускающих бороду и одевающихся в одежды иных национальностей и культур, как на врагов или заблудших он не имеет никакого права. Не ему решать, в ком сколько веры и есть ли она вообще. Это прерогатива Бога.

Фанатизм – это когда в непохожих на нас мы видим врагов. В Исламе это категорически порицается. Нет смысла спорить, важно созидать и развивать. Внимательно вчитайтесь в коранические смыслы:

«Не будьте подобны тем, которые разделились [на группы, течения, направления, секты] и начали спорить [между собой] после того, как пришли к ним знамения [строки Священных Писаний, пример в лице пророков, пророческие назидания]. Таковых [непримиримых слепцов и эгоистов, которые не могут вести диалог с теми, кто всего лишь думает или делает не так, как они] ожидает великое наказание» (Св. Коран, 3:105).

*

«Будьте покорны Аллаху (Богу, Господу) и Его посланнику [но не на словах, а во внутреннем состоянии], не спорьте [между собой или с другими], иначе — падете духом (потерпите неудачу, провалите дела, не получите лучшего результата), от вас и запаха не останется (утратите силу, могущество) [перестанете что-либо представлять собой; ваша значимость и весомость сойдет на нет]. Проявляйте терпение! [Не теряйте эмоционального равновесия и самообладания!] Воистину, Аллах (Бог, Господь) рядом с терпеливыми. [Всячески помогает и содействует тем, кто не выпускает из рук центр управления собою; сосредоточен, трудолюбив и целеустремлен; не опускает руки, а идет до победного конца.]» (Св. Коран, 8:46).

Невежество

В Коране сказано:

«Не следуй тому, в чем у тебя [человек] нет знаний! [Удостоверься, прежде чем говорить, заявлять, утверждать, обвинять! Перепроверь, посоветуйся с умными людьми, чем сразу же сломя голову следовать чьим-то лозунгам или призывам.] Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут спрошены за это. [Слышащий, видящий и чувствующий человек понесет строгий ответ за каждую из возможностей постигать мир, за соучастие в его процветании либо растлении, разрушении. Свою способность слышать, видеть и чувствовать люди часто недооценивают, не говоря уже о понимании ими того, что все это им дано неспроста.]» (Св. Коран, 17:36).

В Коране и в достоверной Сунне множество смыслов, побуждающих людей стремиться к знаниям, повышать свою грамоту, образованность, делать научные открытия. И в то же время в достоверных хадисах сказано, что ближе к Концу Света невежества будет становиться все больше и больше. А если невежество смешается еще и с высокомерием (чему могут способствовать успехи в отдельных областях либо наличие административных ресурсов), то человек полностью потеряет культуру и суть ученого-богослова, пусть даже при этом цитирует аяты и хадисы.

Одной из форм невежества является наличие большого количества теоретических знаний, но при этом отсутствует их упорядоченность в голове и жизни из-за отсутствия личной практики. Современное поколение много что может узнать в Интернете и со знанием дела цитировать это, но отсутствие богословского фундаментального базиса (богословского образования и работы с первоисточниками напрямую), а также личной практики приведут лишь к многочисленным спорам на просторах Интернета и делению людей на своих и чужих. О таких в Коране сказано:

«Тех, на кого [Господь] «погрузил» Тору [дал им ее через Моисея как кладезь Божественной мудрости и возложил ответственность за распространение знаний, которые в ней, а также их практику, применение], но они ее не понесли [не сохранили ее в первозданном виде и оставили недоступным для людей многое, что в ней; не практиковали имеющиеся в ней ценности, таковых] можно сравнить с ослом, несущим ценные книги. Сколь плох пример тех, кто оболгал Божьи знамения. Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь тиранов [грешников, своими пагубными поступками притесняющих себя и других]» (Св. Коран, 62:5).

Люди спорят, не зная сути вопроса. Говорят о Коране и Сунне (цитируя подстрочные переводы), но на самом деле высокими цитатами прикрывают лишь свое невежество. Их интересуют не знания в богословском понимании этого слова, а желание выиграть спор. Мусульманские каноны целью своей ставят объединение людей, а не их разобщение. И если подходить к изучению вопроса с научной точки зрения, то детальное изучение его в свете Корана и Сунны дает людям просвещенным варианты анализа и углов зрения, учитывая при этом историческую и современную действительность.

Отдельные современные религиозные течения по невежеству своих идеологов слепо считают, что должны следовать какому-то одному мнению. Незнание богословских нюансов в степени допустимости разногласий ведет к спорам и конфронтации между представителями разных течений. Считающие себя единственно правильными пропагандируют в итоге узкое и сугубо личное видение Ислама.

Одной из форм современного религиозного невежества является непонимание первоочередности вопросов: для кого-то первостепенным является внешний облик, для другого – вопросы вероубеждения (акыды), а третий, не умолкая, говорит о важности призыва (да‘вата) и обучения.

Также невежество некоторых современных течений проявляется в отсутствии дальновидности, они не учитывают время и место, в которых находятся.

В заключение скажу, что разногласия в мусульманском богословии были и всегда будут. Они касаются разных аспектов и вопросов. Главное, чтобы сформулированное мнение имело четкое богословское обоснование и подавалось в свете мусульманской культуры научного диалога и разногласий. Нужно также учитывать, что степень образованности и теоретической, а также практической опытности может быть разной. Разными могут быть и понимание действительности, анализ происходящего. Кто-то смотрит на тему с всеобъемлющим взглядом, пропитанным фундаментальными знаниями и многолетним опытом, а кто-то – очень поверхностно и лишь с одной понятной ему и увиденной им стороны. В итоге мы получаем разногласия.

Никуда не деться, объем знаний и опыта разнится. Также могут быть разные настроения у изучающих богословскую составляющую темы: один сидит в тюрьме, а другой обедает с министрами и президентами. Настрой и взгляд на проблему у них будут разными, даже если оба имеют капитальные богословские знания и многолетний опыт. Нередко рядовой верующий считает, что заключенный в тюрьме более набожен и искренен («настоящие богословы сидят в тюрьмах» – написал мне кто-то в соцсетях), хотя в этом мало правды: с чувством озлобленности и неприязни к «кяфирам и мунафикам» маловероятно сформулировать объективное и взвешенное богословское мнение. Разнится и культура, в которой вырос богослов, а также повседневная действительность, в которой он живет значительную часть своей жизни. Немало было случаев, когда богословы-арабы, выезжая в Европу или Америку, через несколько лет в корне меняли свои мнения и выводы: лицезря иную действительность, они начинали слышать и понимать Коран и Сунну в ином свете, замечать в них то, чего ранее не замечали. Новый жизненный опыт открывает новые грани священных текстов.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] За основу мною взят материал из книги нашего современника Мухаммада ‘Абдул-Латыфа Махмуда «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра».

[2] Шукри Мустафа — египетский агроном, лидер радикальной такфиритской организации. Находясь в тюрьме с 1965 по 1971 год за распространение листовок с очевидно враждебным настроем к власти, он отстранился ото всего, с головой уйдя в религиозные тексты: ему нужно было выстроить обоснованный базис той идеологии, которая зародилась в нем на почве ненависти, порожденной преступлениями официальной власти. «Братья-мусульмане» после появления такфиритских настроений Шукри Мустафы сделали все, что было в их силах, дабы остановить распространение такой радикальной трактовки богословских текстов. Некоторых, кто попал под влияние Шукри, они смогли переубедить, но уничтожить на корню эту идеологию не удалось: среди молодежи нашлось немало тех, кому понравились трактовки Шукри и кто последовал за ним. Не имея базового богословского образования (а оно важно, так как дает понимание общего контекста Корана и Сунны, дает инструментарий для верной работы с первоисточниками), но горя желанием установления справедливости и чувством ненависти, Шукри Мустафа в итоге сформулировал основные принципы своей радикальной идеологии «истинно по Корану и Сунне». Несостоявшийся агроном Шукри Мустафа был казнен в свои 35 лет в 1978 году.

Богословие

Радикальные группировки

Радикализм

Фанатизм

Невежество

Такфир

Разногласия

Шукри Мустафа

Прихоть

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic