Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
‘Абдуллах ибн Салям передает: «Когда посланник Всевышнего ﷺ прибыл в Медину и люди поспешили ему навстречу, был среди них и я. Внимательно изучив его лицо, я убедился, что оно не несет в себе лжи. Первым из услышанного мною были слова: «О люди, распространяйте мир, кормите, угощайте других, совершайте молитву ночью, когда другие спят — и войдете в Рай с миром»[1].
Человеческое лицо отражает внутренний свет и душевную чистоту. Нет ничего удивительного в том, что ‘Абдуллах желал своими глазами увидеть прибывшего предводителя мусульман, чтобы, посмотрев на него, разглядеть его суть. Первое, в чем он убедился, что его лицо не таит в себе лжи. Наверное, сложно увидеть уровень интеллекта и нравственности лишь с одного взгляда. Однако же внешние признаки человека и телесное состояние могут служить проявлением его сути и правдивым свидетельством о том, что стоит за внешним обликом.
Современники Мухаммада ﷺ полюбили его безмерной любовью и готовы были отдать свои души, подвергнуть себя мучениям, но не допустить, чтобы был поврежден даже ноготь Пророка. Из многих примеров любви к Пророку ﷺ можно вспомнить историю сподвижника по имени Савбан, который не переносил долгой разлуки с ним. Однажды он пришел к Пророку. Лицо его было печально. Оно изменилось и потускнело. Тогда посланник Всевышнего спросил о причине его печали, не болен ли он. Савбан ответил: «О посланник Аллаха! Меня не постигла болезнь или боль. Однако если не вижу тебя, то испытываю тяжесть разлуки пока не встречу вновь. А здесь я вспомнил о вечности. Я представил, что не увижу тебя, ведь ты будешь среди пророков в высших степенях Рая. Даже если я войду в Рай, буду на уровне ниже тебя. Если же не войду туда, то уже не увижу тебя никогда». Тогда снизошел аят:
«Кто покорен Аллаху Богу и Его [заключительному] посланнику [живя и претворяя эту покорность в жизнь], те будут [в райской обители] вместе с людьми, щедро одаренными Творцом, — из числа пророков, правдивейших [праведников], мучеников и благочестивых. Их окружение прекрасно» (Св. Коран, 4:69) [2].
В другом хадисе говорится: «Человек с тем, кого он любит»[3].
Под любовью, о которой мы говорим, следует понимать высокое чувство, испытываемое к идеалу, выраженное в стремлении следовать его благому примеру, а не слепое или низменное увлечение, страсть или помешательство. Поистине, любящий равных себе или тех, кто выше, желает открыть свое сердце для высоких достоинств, носителем которых они являются и которые отличают их от других. Проявления смелости и щедрости не приемлет человек трусливый и скупой. Из проявлений милости Всевышнего то, что к великим приближаются те, кто любит в них проявление величия. Аят гласит:
«Это — проявление милости Аллаха (проявление Божьей милости). Он [Творец, Господь миров] знает абсолютно обо всем, и этого достаточно» (Св. Коран, 4:70).
Истина в том, что следующий за другим и любящий его за те высокие качества и достоинства, что присущи ему, — это достойный человек. В мирской жизни мы часто видим как некоторые, возносясь и поднимаясь по ступенькам материальных и социальных возможностей, пренебрегает теми, кто ниже. Если же они опускаются, то испытывают неприязнь ко всем, кто выше, — и не ясно, в какой момент их души свободны от ненависти и низменности. Что касается тех, кто любит высокие достоинства, то когда они находят их проявление в другом человеке, их сердца осеняются любовью к нему и этим идеалам.
От Анаса ибн Малика передается: «В тот день, когда посланник Всевышнего прибыл в Медину, она наполнилась светом. Когда он покинул этот мир, город погрузился во мрак. Закончив погребение, мы не могли узнать сами себя»[4].
Мы видим, как чувство радости заполняет горизонты чудесными красками, так же и печаль потери способна обратить все во тьму. Место, куда переселился посланник Аллаха ﷺ, озарилось любовью к Аллаху и Его посланнику, и именно эта любовь явилась причиной той поддержки, что была оказана Исламу в Медине, а также готовности пожертвовать всем во имя Всевышнего и Его посланника. Даже величественные горы не устоят перед народом, который связан со своим предводителем подобным почтением и любовью.
Быть может, причина нашего упадка в том, что в наших сердцах угасла любовь к Аллаху и Его посланнику.
‘Али ибн Абу Талиб так описывал Пророка ﷺ: «Он был среднего роста: ни высоким, ни низким. Его черные волосы были слегка вьющимися. Его лицо было утонченным, с легкой округлостью, светло-розового цвета. Глаза — черные, ресницы — густые и длинные, кости — крупные, а плечи широкие. На теле совсем не было волос, не считая только ровной тонкой полоски, шедшей от груди к животу. Ладони рук и ступни ног были плотными. Походка у него была легкой, будто он спускался со склона, делая большие шаги и резко отрывая ноги от земли. Обращаясь к кому-либо, он поворачивался к нему всем корпусом. На спине его между лопаток была печать пророчества.
Он был щедрейшим из людей. Сердцем — самый отзывчивый, словом — самый правдивый, характером — самый мягкий. По происхождению он был самым благородным из людей. Сердце любого человека, хоть на мгновение увидевшего посланника Аллаха, наполнялось особым почтением. Те же, кто ближе узнавал его, проникались к нему невообразимой любовью. Тот, кто хотел описать его, говорил: «Я не видел никогда, ни раньше, ни позже, человека, подобного ему. Да благословит его Аллах и приветствует!»[5]
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Сунан ад-Дарими. Т. 3. С. 1720, хадис № 2674.
[2] См.: аль-Вахиди ‘А. Асбаб ан-нузуль [Причины ниспослания]. [б. м]: аль-Ислах, 1992. Т. 1. С. 165.
[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 32. С. 402, хадис № 19629.
[4] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 14. С. 601, хадис № 6634.
[5] См.: ат-Тирмизи М. Джами‘ ат-Тирмизи [Сборник хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 571, хадис № 3638.