Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Из того, за что Аллах подверг мусульман суровому спросу, было их отношение к пленным. Желание оставить их в живых, чтобы воспользоваться их богатством, перевесило мнение о необходимости возмездия за их прошлые грехи, дабы оно явилось уроком для нынеживущих и будущих поколений. Посланник Аллаха ﷺ обратился за советом к сподвижникам. Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха, эти люди являются сыновьями наших дядей, нашими братьями, и они из нашего рода. Я считаю, что стоит взять за них выкуп. И то, что мы возьмем, явится помощью против безбожников. Возможно, Аллах направит их на верный путь и они будут для нас поддержкой».
Затем посланник Аллаха ﷺ обратился: «Ибн Хаттаб, что ты думаешь?» ‘Умар ответил: «Я считаю иначе. Ты должен дать мне возможность отрубить голову такому-то (назвав имя родственника), ‘Али дать возможность перед ‘Акылем ибн Абу Талибом[1], Хамзе перед таким-то. Пусть Аллах увидит, что в наших сердцах нет снисхождения к язычникам, ведь они являются предводителями безбожников».
Посланник Аллаха ﷺ склонился к мнению Абу Бакра, не прислушавшись к словам ‘Умара. Тот передает: «Когда на следующий день я направился к посланнику Аллаха и Абу Бакру, то застал их плачущими. Я сказал: «Посланник Аллаха, что вызвало плач твой и твоего друга? Если я увижу повод, то буду плакать вместе с вами, если же нет — притворюсь плачущим». Он ответил: «По причине того, что твои товарищи предложили взять выкуп, мне было показано возможное ваше наказание, которое было близко, как это дерево». После этого был зачитан аят:
«Не следует Пророку брать пленников, пока он не утвердится на земле [то есть нет необходимости брать кого-либо в плен, вы ведь сражаетесь не ради трофеев и выкупа за пленников]. У вас [у некоторой части] есть желание заполучить мирскую выгоду, Господь же считает приоритетной вечную. Он Могущественен и бесконечно Мудр.
Если бы не изначальная осведомленность Всевышнего [о данном обстоятельстве], то вас за взятие [выкупа за освобождение пленных] постигло бы великое наказание» (Св. Коран, 8:67, 68)[2].
Взятие в плен не означает, что неизбежно нужно издавать приказ об общем помиловании, забывая о совершенных пленными преступлениях. Эти люди из знати Мекки являлись предводителями тирании, их жестокость в прошлом привела к притеснению Аллаха и Его посланника. Они собрали большую часть жителей Мекки на войну, хотя не имели серьезной на то причины. Как же они могут быть оставлены в покое, если есть возможность их наказать? Неужели лишь по причине их богатства, которым они могут откупиться? Не подобает верующим смотреть на эти никчемные услады мирской жизни, забывая о поступках безбожников по отношению к Аллаху. Воистину, они являются преступниками, а не пленниками войны. Коран подчеркнул их вероломство по отношению к своему народу после того, как они отвергли блага Аллаха.
«Разве ты не видел тех, кто променял Божьи дары на безбожие? [Вместо того чтобы благодарить Господа и применять имеющееся по назначению на доброе и благое, они самоуверенно облачились в дырявые доспехи упрямой неблагодарности и восприятия всего как должного. Разве не видел ты тех] кто поместил свой народ туда, где для него очевидная погибель и потери?[А это ведь] Ад, где они и окажутся. Сколь же ужасно получить подобный вердикт! [Худшего места «постоянной прописки» просто не сыскать.]» (Св. Коран, 14:28, 29).
Есть множество текстов, которые устанавливают правила, как относиться к пленникам, завещая благосклонное отношение к ним. Но это относится к общей массе ведомых. Что касается идейных предводителей, то необходимо искоренять их присутствие. Прогресс происходит за счет достойных людей, откатывание назад — из-за отрицательных элементов. Чтобы дерево росло, необходимо отстригать отдельные ветки, так и в жизни необходимо очищаться от тиранов и закоренелых преступников. Ничто не должно явиться заменой этой истины, даже если это будут пуды золота. Аллах дал усвоить Своему пророку и его сподвижникам урок. Когда же они осознали ошибку, Он простил их и разрешил им воспользоваться выкупом.
«Ешьте же из того, что вы получили в качестве трофея (пользуйтесь этим), оно дозволено вам. Страшитесь Господа. Поистине, Он Всепрощающ и безгранично Милостив» (Св. Коран, 8:69).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Акыль ибн Абу Талиб аль-Хашими аль-Курайши — сподвижник, двоюродный брат пророка Мухаммада и родной брат ‘Али ибн Абу Талиба. Известно, что он был самым знающим среди курайшитов и одним из четырех человек, к мнению которых прислушивались курайшиты в спорных вопросах. В битве при Бадре воевал на стороне курайшитов, был взят в плен, а потом выкуплен своим дядей ‘Аббасом ибн ‘Абдуль-мутталибом. В последующем принял Ислам.
[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 1. С. 345, хадис № 221.