Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Упрек Аллаха относительно пленников (Сира 108)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Из того, за что Аллах подверг мусульман суровому спросу, было их отношение к пленным. Желание оставить их в живых, чтобы воспользоваться их богатством, перевесило мнение о необходимости возмездия за их прошлые грехи, дабы оно явилось уроком для ныне­живущих и будущих поколений. Посланник Аллаха ﷺ обратился за советом к сподвижникам. Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха, эти люди являются сыновьями наших дядей, нашими братьями, и они из нашего рода. Я считаю, что стоит взять за них выкуп. И то, что мы возьмем, явится помощью против безбожников. Возможно, Аллах направит их на верный путь и они будут для нас поддержкой».

Затем посланник Аллаха ﷺ обратился: «Ибн Хаттаб, что ты думаешь?» ‘Умар ответил: «Я считаю иначе. Ты должен дать мне возможность отрубить голову такому-то (назвав имя родственника), ‘Али дать возможность перед ‘Акылем ибн Абу Талибом[1], Хамзе перед таким-то. Пусть Аллах увидит, что в наших сердцах нет снисхождения к язычникам, ведь они являются предводителями безбожников».

Посланник Аллаха ﷺ склонился к мнению Абу Бакра, не прислушавшись к словам ‘Умара. Тот передает: «Когда на следующий день я направился к посланнику Аллаха и Абу Бакру, то застал их плачущими. Я сказал: «Посланник Аллаха, что вызвало плач твой и твоего друга? Если я увижу повод, то буду плакать вместе с вами, если же нет — притворюсь плачущим». Он ответил: «По причине того, что твои товарищи предложили взять выкуп, мне было показано возможное ваше наказание, которое было близко, как это дерево». После этого был зачитан аят:

«Не следует Пророку брать пленников, пока он не утвердится на земле [то есть нет необходимости брать кого-либо в плен, вы ведь сражаетесь не ради трофеев и выкупа за пленников]. У вас [у некоторой части] есть желание заполучить мирскую выгоду, Господь же считает приоритетной вечную. Он Могущественен и бесконечно Мудр.

Если бы не изначальная осведомленность Всевышнего [о данном обстоятельстве], то вас за взятие [выкупа за освобождение пленных] постигло бы великое наказание» (Св. Коран, 8:67, 68)[2].

Взятие в плен не означает, что неизбежно нужно издавать приказ об общем помиловании, забывая о совершенных пленными преступлениях. Эти люди из знати Мекки являлись предводителями тирании, их жестокость в прошлом привела к притеснению Аллаха и Его посланника. Они собрали большую часть жителей Мекки на войну, хотя не имели серьезной на то причины. Как же они могут быть оставлены в покое, если есть возможность их наказать? Неужели лишь по причине их богатства, которым они могут откупиться? Не подобает верующим смотреть на эти никчемные услады мирской жизни, забывая о поступках безбожников по отношению к Аллаху. Воистину, они являются преступниками, а не пленниками войны. Коран подчеркнул их вероломство по отношению к своему народу после того, как они отвергли блага Аллаха.

«Разве ты не видел тех, кто променял Божьи дары на безбожие? [Вместо того чтобы благодарить Господа и применять имеющееся по назначению на доброе и благое, они самоуверенно облачились в дырявые доспехи упрямой неблагодарности и восприятия всего как должного. Разве не видел ты тех] кто поместил свой народ туда, где для него очевидная погибель и потери?[А это ведь] Ад, где они и окажутся. Сколь же ужасно получить подобный вердикт! [Худшего места «постоянной прописки» просто не сыскать.]» (Св. Коран, 14:28, 29).

Есть множество текстов, которые устанавливают правила, как относиться к пленникам, завещая благосклонное отношение к ним. Но это относится к общей массе ведомых. Что касается идейных предводителей, то необходимо искоренять их присутствие. Прогресс происходит за счет достойных людей, откатывание назад — из-за отрицательных элементов. Чтобы дерево росло, необходимо отстригать отдельные ветки, так и в жизни необходимо очищаться от тиранов и закоренелых преступников. Ничто не должно явиться заменой этой истины, даже если это будут пуды золота. Аллах дал усвоить Своему пророку и его сподвижникам урок. Когда же они осознали ошибку, Он простил их и разрешил им воспользоваться выкупом.

«Ешьте же из того, что вы получили в качестве трофея (пользуйтесь этим), оно дозволено вам. Страшитесь Господа. Поистине, Он Всепрощающ и безгранично Милостив» (Св. Коран, 8:69).

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Акыль ибн Абу Талиб аль-Хашими аль-Курайши — сподвижник, двоюродный брат пророка Мухаммада и родной брат ‘Али ибн Абу Талиба. Известно, что он был самым знающим среди курайшитов и одним из четырех человек, к мнению которых прислушивались курайшиты в спорных вопросах. В битве при Бадре воевал на стороне курайшитов, был взят в плен, а потом выкуплен своим дядей ‘Аббасом ибн ‘Абдуль-мутталибом. В последующем принял Ислам.

[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 1. С. 345, хадис № 221.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1