Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

В пещере Хира (Сира 38)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Возраст Мухаммада приближался к сорока годам. Его прежние размышления усилили мыслительный разрыв между ним и его народом. Он смотрел на них, как ученый-астроном в наш век на верящих в то, что земля находится на роге тельца. Или как ученый, занимающийся изучением строения атома, на тех, которые перебрасываются камнями, когда воюют между собой и передвигаются на верховых животных.

С точки зрения душевного состояния, безбожие джахилии и всеобщее отрицание, подтолкнувшее жителей усердно клясться Аллахом, что Он не воскресит умерших, охватило души избранных глубоким беспокойством настолько, что некоторые из них пребывали в недоумении: если бытие представляет собой незначительный отрезок пребывания людей на земле, то кануть им в небытие лучше и благостнее.

Где же сияние света сквозь всеобъемлющий мрак?

Мухаммад покидал Мекку каждый год, чтобы проводить месяц Рамадан в пещере Хира. Она находилась вдали от шумного селения, на расстоянии нескольких миль, на вершине гор[1], смотрящих на Мекку. Возле нее не слышен людской гул и царит всеобъемлющая тишина. Мухаммад брал провизию и отрешался от всего, направляясь своим умом и сердцем к Господу миров. В этой пещере великая душа смотрела с высоты на то, как кипела мирская жизнь, на ее смуты и бремя, скручиваясь печалью и волнением, — от незнания, каков же выход и исцеление.

В отдаленной пещере проницательный ум анализировал наследие прежних предводителей из числа Божьих посланников. И находил его подобным руднику, из которого можно извлечь металл лишь после долгих усилий. Возможно, почва смешается с рудой, из-за чего человек не в состоянии будет отделить одно от другого. В пещере Хира Мухаммад отдавался поклонению, кристаллизуя свое сердце, очищая душу и приближаясь насколько возможно к истине и отдаляясь от лжи. В этой чистоте он достиг высокого уровня, здесь лучи Сокровенного находили отражение на этой чистой странице. Если он видел сон, видение становилось явным как утренняя заря и осуществлялось наяву. В пещере Мухаммад воссоединился с высшим сообществом ангелов. Прежде пустыня видела брата Мухаммада, Мусу (Моисея), который бежал из Египта в попытке найти уединение: он пересек пески в поиске безопасности и спокойствия для себя и своего народа. С правой стороны долины засиял огонь, а когда Муса направился к нему, священный призыв наполнил слух и проник в его чувства.

«Я — Бог, и нет бога, божества помимо Меня. Поклоняйся [лишь] Мне, выстаивай обязательную молитву, для того чтобы помнить обо Мне» (Св. Коран, 20:14).

Этот огонь пронизал века, чтобы зажечься в очередной раз в пещере, в которой человек отдался поклонению и очищению, отдаляясь телом и душой от грязи и пороков джахилии. Однако пламя не было огнем, привлекающим взгляд смотрящего. Это был свет, исходивший от благословенного Откровения, воссиявшего над сердцем, погруженным в праведность, вдохновение, Божественную опеку и помощь. Настал понедельник, семнадцатый[2] вечер месяца Рамадан. Именно вторая половина ночи была избрана Господом для начала ниспослания последнего Священного Писания человечеству — Корана. Как и в случаях с предыдущими пророками, Мухаммаду ﷺ явился один из избранных ангелов Господа — ангел Джабраил (Гавриил). Он явился в облике человека, излучая мягкий свет и распространяя тончайшее благоухание[3]. Для Мухаммада, как и для всего человечества, это были торжественные минуты. Начиналось время последнего Божественного Откровения[4].

Ангел предстал перед Мухаммадом и отдающимся эхом голосом воскликнул: «Читай!» Мухаммада объяли удивление и страх. С дрожью в голосе он ответил: «Я не умею читать!»

После этого ангел крепко сжал его и, отпустив, вновь повторил веление Господа[5]. Трижды Пророк услышал слово «Читай!» и, поскольку он был неграмотен, отвечал ангелу Джабраилу (Гавриилу):
«Я не умею читать!»[6] В третий раз избранный Богом пророк спросил: «Скажи, что мне читать?»

Тогда ангел Джабраил (Гавриил) прочел первониспосланные аяты Священного Корана:

«Читай с именем Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка крови. Читай [просвещайся, всесторонне развивайся]. Господь твой Наищедрейший [о чем не следует забывать, преодолевая трудности и лишения, а также когда приобщаешь себя к новым знаниям, что на первых порах кажется невыносимо тяжелым]. [Господь твой] Который научил перу [научил человека письменности; заложил в нем способность писать и читать]. Научил человека [открывая перед ним все новые горизонты познания] тому, чего тот не знал» (Св. Коран, 96:1–5).

Призыв к просвещению был первым и одним из важнейших наставлений Господа, данных через последнего пророка всему человечеству. Более 1400 лет назад всем людям, которые появятся на свет в последующие тысячелетия, было ясно указано, что одним из основополагающих условий благополучия в мире бренном и мире вечном является стремление к знаниям, постижение смысла всего сотворенного. Однако Господь дает понять человечеству, что без Его благословения и воли оно не в состоянии будет сделать что-либо существенное. Именно Господь сотворил все сущее и именно Он управляет всем — от атомов до галактик — как пожелает. Человек по своей сути изначально ничтожен и не должен забывать о том, что он сотворен Богом и обретает силу и мощь лишь посредством веры, уверенности в себе и в помощи Свыше, а также практики тех Божьих законов, которые установлены Творцом на этой земле.

Взволнованный, полный страха перед Всевышним, Пророк слово в слово повторил услышанные им аяты. Отныне полученные строки Священного Писания заняли место как в сердце, так и на устах посланника Господа.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Земля, как основа всех исходных форм, представляет собой некий макроскопический метасимвол, где гора символизирует духовное восхождение, которое человеку предстоит совершить перед встречей с Божественным, отрешаясь от земных мыслей и очищая свое сердце и душу. В сакральной географии земли гора Хорив (Синай) и гора Нур (араб. Джабаль ан-Нур) являют собой границу двух миров, материального и духовного. Именно здесь, в суровой пустыне, месте, лишенном человеческого присутствия и суеты, Бог дал Моисею на Синае первые десять заповедей Своего Откровения, а Мухаммаду на горе Света — последнее Божественное Откровение, которое должно освещать путь человечества до Дня Воскресения и Великого Суда.

[2] Мнения исследователей расходятся относительно точного дня ниспослания первых аятов Священного Корана: говорят о семнадцатом, восемнадцатом и двадцать первом днях месяца Рамадана. Но все ученые едины в том, что Пророк получил первое Откровение в понедельник. Об этом говорил и сам пророк Мухаммад, отвечая на вопрос относительно соблюдения поста в понедельник: «Я родился в этот день [понедельник] и получил [первое] Откровение также в этот день [понедельник]» (хадис от Абу Катады; св. х. Муслима, Ахмада, аль-Байхакы и аль-Хакима). См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум [Запечатанный напиток]. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. С. 63.

[3] Согласно Библии, ангел Джабраил (Гавриил) являлся Даниилу (Дан. 8:15, 16), сообщил пророку Захарии о рождении пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) (Лк. 1:11–20) и деве Марии о рождении Иисуса (Лк. 1:26–38). Даниил называет ангела имеющим «облик мужа».

[4] См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты [Жизнь нашего Пророка]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1998. Т. 1. С. 140, 141.

[5] «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). Эти слова апостола Петра в полной мере применимы и к истории ниспослания Священного Корана пророку Мухаммаду через ангела Джабраила (Гавриила), они точно и ярко характеризуют суть произошедшего в пещере Хира.

[6] Господь не всегда избирает для проповеди и передачи Откровения всесторонне образованных и красноречивых людей. Так, когда Бог наставляет Моисея передать людям Его Откровение, пророк отвечает: «О Господи, человек я не речистый... тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). В том, что Господь избирает косноязычного Моисея для передачи своей воли Фараону, а неграмотного Мухаммада для передачи человечеству Своего последнего Откровения, заключен глубокий замысел. Люди, обладающие разумом, должны понять, что чудеса совершаются не умением и силами пророков, а по воле Всевышнего. Чудесное и неподражаемое слово Господа — Священный Коран — в устах неграмотного, не умевшего ни читать, ни писать Мухаммада должно было показать всемогущество Единого Бога, направлявшего Своего избранника.

Мухаммад

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic