Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Возраст Мухаммада приближался к сорока годам. Его прежние размышления усилили мыслительный разрыв между ним и его народом. Он смотрел на них, как ученый-астроном в наш век на верящих в то, что земля находится на роге тельца. Или как ученый, занимающийся изучением строения атома, на тех, которые перебрасываются камнями, когда воюют между собой и передвигаются на верховых животных.
С точки зрения душевного состояния, безбожие джахилии и всеобщее отрицание, подтолкнувшее жителей усердно клясться Аллахом, что Он не воскресит умерших, охватило души избранных глубоким беспокойством настолько, что некоторые из них пребывали в недоумении: если бытие представляет собой незначительный отрезок пребывания людей на земле, то кануть им в небытие лучше и благостнее.
Где же сияние света сквозь всеобъемлющий мрак?
Мухаммад покидал Мекку каждый год, чтобы проводить месяц Рамадан в пещере Хира. Она находилась вдали от шумного селения, на расстоянии нескольких миль, на вершине гор[1], смотрящих на Мекку. Возле нее не слышен людской гул и царит всеобъемлющая тишина. Мухаммад брал провизию и отрешался от всего, направляясь своим умом и сердцем к Господу миров. В этой пещере великая душа смотрела с высоты на то, как кипела мирская жизнь, на ее смуты и бремя, скручиваясь печалью и волнением, — от незнания, каков же выход и исцеление.
В отдаленной пещере проницательный ум анализировал наследие прежних предводителей из числа Божьих посланников. И находил его подобным руднику, из которого можно извлечь металл лишь после долгих усилий. Возможно, почва смешается с рудой, из-за чего человек не в состоянии будет отделить одно от другого. В пещере Хира Мухаммад отдавался поклонению, кристаллизуя свое сердце, очищая душу и приближаясь насколько возможно к истине и отдаляясь от лжи. В этой чистоте он достиг высокого уровня, здесь лучи Сокровенного находили отражение на этой чистой странице. Если он видел сон, видение становилось явным как утренняя заря и осуществлялось наяву. В пещере Мухаммад воссоединился с высшим сообществом ангелов. Прежде пустыня видела брата Мухаммада, Мусу (Моисея), который бежал из Египта в попытке найти уединение: он пересек пески в поиске безопасности и спокойствия для себя и своего народа. С правой стороны долины засиял огонь, а когда Муса направился к нему, священный призыв наполнил слух и проник в его чувства.
«Я — Бог, и нет бога, божества помимо Меня. Поклоняйся [лишь] Мне, выстаивай обязательную молитву, для того чтобы помнить обо Мне» (Св. Коран, 20:14).
Этот огонь пронизал века, чтобы зажечься в очередной раз в пещере, в которой человек отдался поклонению и очищению, отдаляясь телом и душой от грязи и пороков джахилии. Однако пламя не было огнем, привлекающим взгляд смотрящего. Это был свет, исходивший от благословенного Откровения, воссиявшего над сердцем, погруженным в праведность, вдохновение, Божественную опеку и помощь. Настал понедельник, семнадцатый[2] вечер месяца Рамадан. Именно вторая половина ночи была избрана Господом для начала ниспослания последнего Священного Писания человечеству — Корана. Как и в случаях с предыдущими пророками, Мухаммаду ﷺ явился один из избранных ангелов Господа — ангел Джабраил (Гавриил). Он явился в облике человека, излучая мягкий свет и распространяя тончайшее благоухание[3]. Для Мухаммада, как и для всего человечества, это были торжественные минуты. Начиналось время последнего Божественного Откровения[4].
Ангел предстал перед Мухаммадом и отдающимся эхом голосом воскликнул: «Читай!» Мухаммада объяли удивление и страх. С дрожью в голосе он ответил: «Я не умею читать!»
После этого ангел крепко сжал его и, отпустив, вновь повторил веление Господа[5]. Трижды Пророк услышал слово «Читай!» и, поскольку он был неграмотен, отвечал ангелу Джабраилу (Гавриилу):
«Я не умею читать!»[6] В третий раз избранный Богом пророк спросил: «Скажи, что мне читать?»
Тогда ангел Джабраил (Гавриил) прочел первониспосланные аяты Священного Корана:
«Читай с именем Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка крови. Читай [просвещайся, всесторонне развивайся]. Господь твой Наищедрейший [о чем не следует забывать, преодолевая трудности и лишения, а также когда приобщаешь себя к новым знаниям, что на первых порах кажется невыносимо тяжелым]. [Господь твой] Который научил перу [научил человека письменности; заложил в нем способность писать и читать]. Научил человека [открывая перед ним все новые горизонты познания] тому, чего тот не знал» (Св. Коран, 96:1–5).
Призыв к просвещению был первым и одним из важнейших наставлений Господа, данных через последнего пророка всему человечеству. Более 1400 лет назад всем людям, которые появятся на свет в последующие тысячелетия, было ясно указано, что одним из основополагающих условий благополучия в мире бренном и мире вечном является стремление к знаниям, постижение смысла всего сотворенного. Однако Господь дает понять человечеству, что без Его благословения и воли оно не в состоянии будет сделать что-либо существенное. Именно Господь сотворил все сущее и именно Он управляет всем — от атомов до галактик — как пожелает. Человек по своей сути изначально ничтожен и не должен забывать о том, что он сотворен Богом и обретает силу и мощь лишь посредством веры, уверенности в себе и в помощи Свыше, а также практики тех Божьих законов, которые установлены Творцом на этой земле.
Взволнованный, полный страха перед Всевышним, Пророк слово в слово повторил услышанные им аяты. Отныне полученные строки Священного Писания заняли место как в сердце, так и на устах посланника Господа.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Земля, как основа всех исходных форм, представляет собой некий макроскопический метасимвол, где гора символизирует духовное восхождение, которое человеку предстоит совершить перед встречей с Божественным, отрешаясь от земных мыслей и очищая свое сердце и душу. В сакральной географии земли гора Хорив (Синай) и гора Нур (араб. Джабаль ан-Нур) являют собой границу двух миров, материального и духовного. Именно здесь, в суровой пустыне, месте, лишенном человеческого присутствия и суеты, Бог дал Моисею на Синае первые десять заповедей Своего Откровения, а Мухаммаду на горе Света — последнее Божественное Откровение, которое должно освещать путь человечества до Дня Воскресения и Великого Суда.
[2] Мнения исследователей расходятся относительно точного дня ниспослания первых аятов Священного Корана: говорят о семнадцатом, восемнадцатом и двадцать первом днях месяца Рамадана. Но все ученые едины в том, что Пророк получил первое Откровение в понедельник. Об этом говорил и сам пророк Мухаммад, отвечая на вопрос относительно соблюдения поста в понедельник: «Я родился в этот день [понедельник] и получил [первое] Откровение также в этот день [понедельник]» (хадис от Абу Катады; св. х. Муслима, Ахмада, аль-Байхакы и аль-Хакима). См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум [Запечатанный напиток]. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. С. 63.
[3] Согласно Библии, ангел Джабраил (Гавриил) являлся Даниилу (Дан. 8:15, 16), сообщил пророку Захарии о рождении пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) (Лк. 1:11–20) и деве Марии о рождении Иисуса (Лк. 1:26–38). Даниил называет ангела имеющим «облик мужа».
[4] См.: Суруч С. Пейгамберимизин хаяты [Жизнь нашего Пророка]. В 2 т. Стамбул: Феза, 1998. Т. 1. С. 140, 141.
[5] «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). Эти слова апостола Петра в полной мере применимы и к истории ниспослания Священного Корана пророку Мухаммаду через ангела Джабраила (Гавриила), они точно и ярко характеризуют суть произошедшего в пещере Хира.
[6] Господь не всегда избирает для проповеди и передачи Откровения всесторонне образованных и красноречивых людей. Так, когда Бог наставляет Моисея передать людям Его Откровение, пророк отвечает: «О Господи, человек я не речистый... тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). В том, что Господь избирает косноязычного Моисея для передачи своей воли Фараону, а неграмотного Мухаммада для передачи человечеству Своего последнего Откровения, заключен глубокий замысел. Люди, обладающие разумом, должны понять, что чудеса совершаются не умением и силами пророков, а по воле Всевышнего. Чудесное и неподражаемое слово Господа — Священный Коран — в устах неграмотного, не умевшего ни читать, ни писать Мухаммада должно было показать всемогущество Единого Бога, направлявшего Своего избранника.