Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

В пещере (Сира 74)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Все шло так, как было заранее продумано и запланировано. Абу Бакр велел своему сыну ‘Абдуллаху внимательно прислушиваться к разговорам мекканцев, чтобы вечером докладывать о происходящем днем и планах курайшитов. Своему работнику ‘Амиру ибн Фухейре он поручил днем пасти овец, а вечером проходить со стадом мимо пещеры, благодаря чему у посланника Всевышнего ﷺ и Абу Бакра было мясо и молоко. Когда вечером ‘Абдуллах возвращался в Мекку, за ним со своим стадом следовал ‘Амир ибн Фухейра, стирая следы. Такая предосторожность — очередной пример того, как нужно себя вести в непростых обстоятельствах.

В это время мекканские многобожники уже обыскивали окрестности в поисках беглецов и приблизились к пещере, где таились путники. Они были настолько близки, что Пророк ﷺ и его спутник слышали звук их шагов. Видя, что страх и переживания завладели Абу Бакром, посланник Всевышнего ﷺ спросил: «Что ты думаешь о тех двух, третьим из которых является Аллах?»[1]

Ахмад ибн Ханбаль передает, что многобожники шли по следам Пророка, пока не достигли горы Саур. Поднявшись на нее, они приблизились к пещере, где укрылись Пророк ﷺ и Абу Бакр, но, завидев на входе паутину, решили про себя: «Невозможно, чтобы там кто-то находился»[2]. Преследователей охватило чувство безысходности от безрезультатных поисков в каменистой местности и ущельях. Так ни с чем они вернулись обратно в Мекку.

В Священном Коране о тех событиях сказано:

«Если вы не поможете ему [Божьему посланнику], то ведь Всевышний и ранее ему помогал [и сейчас поможет]. Он был изгнан безбожниками [из родного дома; безопасно покинул родной город Мекку, вопреки посягательствам на свою жизнь, и был] одним из двух, оказавшихся в пещере [когда недруги уже было настигли его, чтобы убить]. Он обратился к своему попутчику [Абу Бакру, которого охватил страх, но не за себя, а за Пророка, ведь шедшие по их следам язычники уже подошли к пещере, где они укрывались… В тот момент Пророк сказал Абу Бакру]: «Не печалься, нет сомнений в том, что Господь с нами». И низвел Всевышний в его сердце спокойствие (умиротворенность), и укрепил их невидимыми воинами. Слово безбожников стало низшим, а Божье слово всегда высшее. Он Могуч и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 9:40).

«Невидимые воины», посредством которых будет унижено ложное, неверное и оказана помощь истинному, праведному, не ограничены лишь чем-то материальным — это нечто более широкое и значительное, охватывающее еще и духовное. Сила же материального не выражается только величиной, поистине, незримый глазу микроб может погубить огромное войско. «О воинах Господа твоего известно лишь Ему…» (Св. Коран, 74:31).

Из проявлений могущества Аллаха то, что глаза врагов были
ослеплены, в то время как Пророк ﷺ и его спутник были в двух шагах от них. Это не было поощрением со стороны Божественного предопределения тем, кто проявил безразличие и нерадивость в соблюдении необходимых причин. А было наградой тем, кто не оставил без внимания ни одну из этих причин и смог соблюсти все необходимые предпосылки успеха. Но бывает, что порой, тщательно продумав и составив совершенный план, человек сталкивается со множеством непредусмотренных обстоятельств, тогда приходит понимание, что любой исход дела есть следствие великой Божественной мудрости и воли.

«Аллах (Бог) реализует желаемое Им несмотря ни на что. [Даже если все и вся, имеющее огромную мирскую мощь и силу, пожелает обратного, оно будет бессильно пред волей Создателя.] Однако большая часть человечества (большинство людей) не знают [или не понимают] этого» (Св. Коран, 12:21).

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Баззар А. Муснад аль-Баззар [Свод хадисов имама аль-Баззара]. В 18 т. Медина: аль-‘Улюм ва аль-хикам, 2009. Т. 1. С. 96, хадис № 36.

[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 5. С. 301, хадис № 3251.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1