Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Величественный призыв (Сира 153)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Билял поднялся на Каабу и призвал к молитве, все жители будто во сне прислушались к новому для их слуха призыву. Слова азана заполняли воздух и вселяли страх в души шайтанов, им ничего не оставалось, кроме как бежать или покориться.

«Аллах Велик», — разносилось по округе. Эти слова напоминали людям о главной цели их жизни, о предстоящем возвращении после смерти.

Сколь часто люди заблуждались в погоне за малыми целями, бегали по земле, подобно хищникам в пустыне, за никчемной добычей, которая полностью поглощала и охватывала их чувства: печаль их убивала по причине ненасытности, радость убивала их по причине изобилия. Почему же человек погружает себя в состояние забытья из-за столь незначимых мирских забот?

Муадзин продолжал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха», призывая человека выйти из многослойной тьмы и внушая его душе то, о чем он часто забывает — о Господе миров. И только Он является его Господином и Повелителем. Воистину, все сотоварищи, кто возведен на уровень Всевышнего, пали. Сколь часто человек склоняется перед ложным, возвеличивает никчемное?! Сколь часто надеется на благо от того, кто не в состоянии принести пользы даже себе?! Сколь часто ждет поддержки от того, кто не может отдалить от себя вреда даже насекомого?! И зачем же блуждать в этих лабиринтах? Беспечные люди возводят кого-либо из творений на уровень Творца, но мусульмане признают лишь Аллаха своим Господом и ни у кого иного не ищут убежища. Подлинное Единобожие — единственный способ для достижения поставленной цели. Однако кто для них пример? Кто их имам на этом пути?

Муадзин далее призывает: «Свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник». Жизнь этого великого человека есть совершенный пример для того, кто желает праведной жизни. Поистине, Мухаммад начертил своей Сунной совершенный образ жизни для тех, кто принял истину и живет во имя нее. Он призывает всех обладателей разума к благому, активности и достижению довольства Того, Кто управляет им, дарует блага и побуждает к поклонению Ему (намазу).

В словах муадзина «Спешите к молитве» — призыв в суете мирской жизни обрести минуты для переосмысления самого себя и размышления. Эти мгновения возвращения к своим подлинным истокам для сошедшего с прямого пути. Это момент покорности перед Аллахом, в то время как мир сотрясаем безрассудством и эгоцентризмом. Это миг вдохновения Свыше и получения Божественной помощи. Несмотря на свое себялюбие, человек нуждается в Том, Кто подскажет ему прямой путь и поддержит Его.

Муадзин побуждает людей к тому, чтобы они сторонились уныния во всем. Воистину, уныние появляется в результате утраченного усердия, которое было направлено на пустые или неправильные действия, независимо от того, касается это самой формы совершения или намерения. Он предостерегает от этого уныния, призывая спешить к блаженству. Когда человек правилен в своих внутренних намерениях и внешних действиях, он достигает обещанного блаженства. Аллах учит Пророка, что вся его жизнь наряду с обрядами и молитвами должна быть искренна и ради Аллаха.

«Скажи: «Моя молитва, мое поклонение (набожность, благочестие), мои жизнь и смерть принадлежат Аллаху (Богу), Господу миров. Нет равных Ему. Именно это велено мне, и я [среди вас] первый, кто покорился Ему»(Св. Коран, 6:162, 163).

Этого невозможно достичь, кроме как если человек считает все, помимо Аллаха незначимым и неважным, когда он придерживается Единобожия. И поэтому муадзин вновь возвращается и утверждает эти цель и метод словами «Аллах Велик. Нет бога, кроме Аллаха».

Поистине, в словах азана явные лозунги для великой миссии реформаторства. Согласно достоверной Сунне, когда мусульманин слышит слова азана, он должен их повторять, а затем сказать: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[1] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»[2]

В день освобождения Мекки наши воспоминания обращаются к людям, которые не засвидетельствовали эту великую победу и не услышали голос Биляла, провозглашавшего с крыши Каабы Единобожие. Они не увидели, как идолы были опрокинуты, не застали момента, когда бывшие идолопоклонники покорились.

Они были убиты либо умерли в период долгой битвы между верой и неверием. Однако же победа, плоды которой сегодня пожинают живые, принадлежит и им, а их награда у Того, Кто не притеснит никого на вес пылинки. Нет необходимости в том, чтобы каждый солдат засвидетельствовал результаты борьбы между истиной и ложью. Возможно, определенный ему Свыше срок завершится в самом начале или в момент случайного поражения, как это произошло с господином шахидов Хамзой и теми, кто был вместе с ним.

Священный Коран обращает внимание последователей истины на то, что они должны ожидать полноценного воздаяния и награды в вечной жизни, а не в мирской. Именно там в полной мере воздастся как верующим, так и неверующим.

«Проявляй терпение (будь терпелив)! [Терпеливый и последовательный подход к происходящему всегда кстати.] Поистине, Божье обещание [о том, что уверовавший в Бога и Его заключительного посланника, а также следовавший Божественным наставлениям в меру сил и возможностей может быть счастлив не только в земной обители, но и в вечной] — истина. Мы или покажем тебе [Мухаммад, еще при жизни] частично то, что обещаем им [язычникам, безбожникам], или умертвим тебя [завершим твой жизненный срок, а затем воздадим им соответствующим образом еще в этой жизни]. [Все] они к Нам вернутся [и увидят свои дела и поступки]» (Св. Коран, 40:77).

Посланник Аллаха ﷺ вошел в Мекку в Рамадан. Оставшуюся часть месяца, на протяжении пятнадцати дней, он сокращал молитвы и не соблюдал пост. Он вышел из Медины в состоянии поста, в пути вместе со сподвижниками он прервал пост[3].

Когда положение утвердилось, люди стали присягать в своей готовности следовать Исламу. Перед посланником Аллаха предстали молодые и пожилые, мужчины и женщины. Присяга заключалась в полной покорности Аллаху и Его посланнику, насколько это возможно.

Сунной Пророка в присяге женщин было то, что он брал с них обет на словах, не пожимая руки. ‘Айша передает: «Клянусь Аллахом, рука Посланника никогда не касалась руки чужой женщины»[4].

Таким образом, мекканцы стали мусульманами, за исключением некоторых из них, оставшихся в состоянии сомнения, продолжавших держаться своих идолов и гадать на стрелах. Им было предоставлено время для того, чтобы исцелиться от невежества и недугов сердец.

Если государство, которое защищалось и сражалось во имя язычества, кануло в историю, то точно так же уйдут со временем отклонения от истины, предрассудки и поверья. Освобождение Мекки произошло молниеносно, эффект внезапности возымел успех — курайшиты лишь успели укрыться в своих домах. Они не смогли сражаться или прибегнуть к помощи других племен, им не осталось ничего иного, кроме как покориться. Арабы увидели воочию действительность, в которой победа Ислама была неизбежна.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Аль-васийля — одна из степеней в Раю.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 1. С. 126, хадис № 614.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 5. С. 278, хадис № 3209.

[4] См.: Ибн Маджа М. Сунан. В 5 т. Т. 2. С. 959, хадис № 2875.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1