Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Договор братства (Сира 85)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Договор братства играл первостепенную роль и преобладал над родственными правами в вопросах наследования имущества. Данное положение действовало до битвы при Бадре, пока не снизошли слова Аллаха:

«Кровные же родственники ближе друг к другу [более первостепенны], по определению Всевышнего [так Господь устроил в этом мироздании; вопросы наследства теперь и навсегда касаются лишь кровного родства]. Он [Аллах, Творец всего сущего] знает [от начала и до конца] абсолютно обо всем» (Св. Коран, 8:75).

Наследование на основе договора братства было аннулировано и вернулось к родственным узам.

«У каждого [свои] наследники [родные и близкие], получающие часть наследства из того, что оставлено [покойными] родителями или родственниками. Тем же [посторонним, не из числа родственников], кому вы поклялись ранее [что включите их в число наследников], дайте их удел. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является свидетелем всему» (Св. Коран, 4:33).

Имам аль-Бухари передает от Ибн ‘Аббаса ─ следующее толкование приведенных аятов: «Когда мухаджиры прибыли в Медину, они наследовали от ансаров — жителей города, даже не являясь их родственниками на основе того братства, которое установил между ними посланник Аллаха ﷺ. Когда же был низведен аят: «У каждого [свои] наследники …», наследование между мухаджирами и ансарами было отменено. Слова же «Тем же [посторонним, не из числа родственников], кому вы поклялись ранее [что включите их в число наследников], дайте их удел» подразумевают удел в вопросе оказания помощи и поддержки. Так как наследственных отношений между ними уже не было» [1].

Передается, что братские отношения были заключены между посланником Аллаха ﷺ и ‘Али, Зейдом и Хамзой, Абу Бакром и Хариджей[2], ‘Умаром и ‘Итбаном ибн Маликом[3]. Некоторые ученые сомневаются в вопросе братства между посланником Аллаха ﷺ и ‘Али, однако есть достоверное повествование о том, что Пророк объявил ‘Али по отношению к себе подобно тому, как Харун (Аарон) был по отношению к Мусе (Моисею). Сказанное никак не принижает статус Абу Бакра и то, что он заслуживал первенства после того, как посланник Ал­лаха ﷺ покинул этот мир.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Асир М. Джами‘ аль-усуль [Сборник основ]. В 12 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1972. Т. 2. С. 88, хадис № 564.

[2] Хариджа ибн Зейд ибн Абу Зухейр — сподвижник пророка Мухаммада из рода Кя‘б ибн аль-Хазрадж. Пророк заключил братство между ним и Абу Бакром. Присутствовал на второй присяге при ‘Акабе. Принимал участие в битве при Бадре. Пал шахидом в битве при Ухуде. Похоронен на горе Ухуд лучезарной Медины.

[3] ‘Итбан ибн Малик — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из рода Гунм ибн ‘Ауф. Приводится, что пророк заключил братство между ним и ‘Умаром ибн аль-Хаттабом. ‘Итбан ибн Малик принимал участие в битве при Бадре, Ухуде и в битве У рва. Умер в период правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1