Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Договор братства играл первостепенную роль и преобладал над родственными правами в вопросах наследования имущества. Данное положение действовало до битвы при Бадре, пока не снизошли слова Аллаха:
«Кровные же родственники ближе друг к другу [более первостепенны], по определению Всевышнего [так Господь устроил в этом мироздании; вопросы наследства теперь и навсегда касаются лишь кровного родства]. Он [Аллах, Творец всего сущего] знает [от начала и до конца] абсолютно обо всем» (Св. Коран, 8:75).
Наследование на основе договора братства было аннулировано и вернулось к родственным узам.
«У каждого [свои] наследники [родные и близкие], получающие часть наследства из того, что оставлено [покойными] родителями или родственниками. Тем же [посторонним, не из числа родственников], кому вы поклялись ранее [что включите их в число наследников], дайте их удел. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является свидетелем всему» (Св. Коран, 4:33).
Имам аль-Бухари передает от Ибн ‘Аббаса ─ следующее толкование приведенных аятов: «Когда мухаджиры прибыли в Медину, они наследовали от ансаров — жителей города, даже не являясь их родственниками на основе того братства, которое установил между ними посланник Аллаха ﷺ. Когда же был низведен аят: «У каждого [свои] наследники …», наследование между мухаджирами и ансарами было отменено. Слова же «Тем же [посторонним, не из числа родственников], кому вы поклялись ранее [что включите их в число наследников], дайте их удел» подразумевают удел в вопросе оказания помощи и поддержки. Так как наследственных отношений между ними уже не было» [1].
Передается, что братские отношения были заключены между посланником Аллаха ﷺ и ‘Али, Зейдом и Хамзой, Абу Бакром и Хариджей[2], ‘Умаром и ‘Итбаном ибн Маликом[3]. Некоторые ученые сомневаются в вопросе братства между посланником Аллаха ﷺ и ‘Али, однако есть достоверное повествование о том, что Пророк объявил ‘Али по отношению к себе подобно тому, как Харун (Аарон) был по отношению к Мусе (Моисею). Сказанное никак не принижает статус Абу Бакра и то, что он заслуживал первенства после того, как посланник Аллаха ﷺ покинул этот мир.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Асир М. Джами‘ аль-усуль [Сборник основ]. В 12 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1972. Т. 2. С. 88, хадис № 564.
[2] Хариджа ибн Зейд ибн Абу Зухейр — сподвижник пророка Мухаммада из рода Кя‘б ибн аль-Хазрадж. Пророк заключил братство между ним и Абу Бакром. Присутствовал на второй присяге при ‘Акабе. Принимал участие в битве при Бадре. Пал шахидом в битве при Ухуде. Похоронен на горе Ухуд лучезарной Медины.
[3] ‘Итбан ибн Малик — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из рода Гунм ибн ‘Ауф. Приводится, что пророк заключил братство между ним и ‘Умаром ибн аль-Хаттабом. ‘Итбан ибн Малик принимал участие в битве при Бадре, Ухуде и в битве У рва. Умер в период правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна.