Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Сокрылись тени сомнений и укрепились знамена истины. Мухаммад ﷺ познал подлинным познанием то, что он стал пророком Аллаха — Величественного и Могущественного. И тот, кто пришел к нему, является послом Откровения, который передает ему вести с небес. Однако же страх, охвативший Пророка по причине контакта человека и ангела, сильно его истощил. Это схоже с тем, как если бы он долго выполнял изнурительную работу. Неудивительно, ведь некоторое время он продолжал ощущать тягость ниспослания аятов. Потому Аллах пожелал, чтобы на какое-то время Откровение остановилось, дабы в Пророке пробудилось ожидание очередного Откровения, что, в свою очередь, явится причиной его стойкости и непоколебимости к моменту возобновления. Вместе с тем, человеческая сила едва могла позволить нести бремя Откровения.
Ангел Джабраил (Гавриил) явился во второй раз. Джабир ибн ‘Абдуллах передает: «Я слышал, как посланник Аллаха рассказывал о периоде остановки Откровения. В этом разговоре он далее поведал: «Я шел и услышал голос с небес. Подняв голову, я увидел ангела, который ранее пришел ко мне в пещере Хира, он сидел на троне между небесами и землей. Я испугался и рухнул на землю, затем поспешил к семье и все повторял: «Укутайте меня!» Они меня укрыли. И были ниспосланы аяты:
«О укутавшийся [в одежду]! Вставай и увещевай (предостерегай)! И Господа своего возноси [над всем тем, что не соответствует Ему]. И одежду свою очищай. Грязи (нечистоты) сторонись» (Св. Коран, 74:1–5) [1].
Эти последовательные приказы сообщали Пророку ﷺ о том, что прошлое с его спокойствием и сном осталось позади — перед ним трудная миссия, требующая бдительности, бодрствования и увещевания. Позже он понесет возложенную на него миссию, и пусть привыкает к Откровению, набирается сил и стойкости. Поистине, Откровение является источником его миссии и поддержкой призыва.
Откровение — это вдохновение, которое нисходило на его сердце, доводя явную волю Аллаха, и в ней нет сомнения. Оно принимало самые разные формы. ‘Умар ибн аль-Хаттаб передает, что когда на посланника Всевышнего нисходило Откровение, он слышал вблизи гул, подобный пчелиному.
Иногда он слышал колокольный звон — это была самая тяжелая форма. Его лоб покрывался испариной даже в холодный день. Если он был верхом, то верховое животное опускалась на землю под тяжестью нисходившего на всадника. Однажды к Пророку ﷺ пришло Откровение, когда он сидел бедром к бедру рядом с Зейдом ибн Сабитом: в тот момент оно настолько отяжелело, что чуть ли не раздробило бедро сподвижника[2]. Иногда все происходило легче.
Можно задаться вопросом, почему первые Откровения приходили так тяжело? И почему Священный Коран не посылался в виде вдохновения во сне или во время бодрствования, но так же легко, как упомянул посланник Аллаха, рассказывая о внушенном его душе со стороны ангела: «Воистину, священный дух (Джабраил) внушил моей душе, что человек не умрет, пока не получит предписанный ему удел. Бойтесь же Аллаха и просите его красиво!»[3]
Неужто не было более приемлемых форм, без страха и отягощения? Ниспослание Корана имело в самом начале такую форму, а ангел нисходил в таком облике, чтобы пресечь любые сомнения и изначально утвердить, что Слово от Аллаха, а на Мухаммада возложена миссия как на избранного. Это не является выдумкой аскета, которому что-то привиделось, как и измышлением философа, искусного в доводах. Нет же, это Речь Творца, Единственного, Истинного, Великого, Могущественного!
«Он [слова, сходящие с его уст] не иначе как Божественное Откровение [Писание], внушаемое ему [Господом миров]. Научил его [Мухаммада] обладатель неимоверной силы [то есть ангел Джабраил (Гавриил), через которого в основном и происходило получение строк Писания и Божественных повелений]. [Он, ангел] обладает [невообразимой человеческим сознанием] мощью, и [вот он] выпрямился (расположился) [заполнив собою огромное пространство]. И он — на высшем горизонте [встав во весь свой величественный натуральный рост в день получения пророком Мухаммадом Откровения. Увиденное Пророком тело ангела, его крылья заполнили практически весь земной горизонт]. Затем — приблизился и опустился [к пророку Мухаммаду в своем настоящем облике с шестью сотнями крыльев, каждое из которых — огромно]. Он [ангел] был на расстоянии двух луков (двух локтей) или [даже] ближе [то есть очень и очень близко к заключительному Божьему посланнику]. Он [Господь миров] внушил Божественным Откровением [ангелу Джабраилу] то, что [он, ангел] внушил [после пророку Мухаммаду]. Сердце не солгало в том, что увидело. [Оно (сердце) правдиво и без какого-либо элемента иллюзии прочувствовало значимость произошедшего и величественность материализовавшегося в натуральную величину тела ангела; ощутило неземной масштаб происходящего действа.] Вы [язычники, безбожники] сомневаетесь относительно того, что он [пророк Мухаммад] видел [ангела Джабраила в натуральную величину] (вы оспариваете это)?!» (Св. Коран, 53:4–12).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.