Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминар Шамиля Аляутдинова на Иссык-Куле
Login icon

Войти

Семинар Шамиля Аляутдинова на Иссык-Куле

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Ощущение веры (Сира 95)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Посланник Всевышнего ﷺ придерживался той же методологии в привитии веры и оберегания ее плодов. Пророческая жизнь, пронизанная обращенностью и стремлением ко Всевышнему, была живым примером, наполнявшим сердца людей почтением к Аллаху, поспешностью к проявлению покорности Ему и отказом от всего, что Ему противоречит. Благодаря чему сердца и души раскрывались перед предписаниями Аллаха и Его посланника и больше ничего не могли вместить. Джубайр ибн Мут‘ам передает: «Я слышал, как посланник Всевышнего ﷺ читал во время вечерней молитвы суру «ат-Тур», и мое сердце словно воспарило, когда он достиг аята:

«Неужели они [думают, что сами собой] сотворились [на планете Земля], вот так из ничего [ни с того ни с сего вдруг появились]?! Или они сами творцы [сами себя сотворили]?! Или они сотворили небеса и Землю?! Нет же [проблема в том, что] они не убеждены. [Удивительно, сколь же безбожники самоуверенны!] Может, у них сокровищницы Господа твоего [прямой доступ ко всем богатствам небес и земли] или они властвуют (господствуют) [надо всем]?!» (Св. Коран, 52:35–37) [1]

Ощущение веры, что из рассудка устремляется к чувствам в сердце, когда пульс человека начинает биться в убежденности и искренности, составляет сущность пророческого пути. Это основа праведности и достоинств, что правили мусульманами и возвышали их положение. Именно этот смысл отражен в известном хадисе: «В ком из вас будут три [качества], тот ощутит сладостный вкус веры. Первое из них: любовь ко Всевышнему Аллаху и Его посланнику должна быть сильнее чего-либо иного. Второе: искренняя любовь и уважение к другому лишь и ради Всевышнего. И третье: неприязнь к возвращению в неверие, после того как Аллах спас его, подобная нежеланию быть брошенным в огонь»[2].

Вера в пророческую миссию и чрезмерность в следовании ее носителю достигает уровня, когда человек забывает самого себя. Происходит это не от принуждения или боязни, а из-за избыточной любви и внутреннего порыва, при которых человек готов пожертвовать всем. От ‘Абдуллаха ибн Хишама приводится: «Мы были вместе с посланником Аллаха, когда он взял ‘Умара за руку, на что сподвижник произнес: «О посланник Аллаха, ты более любим для меня, чем что-либо на этой земле, кроме меня самого (в любом случае себя я люблю больше)». Пророк Мухаммад ﷺ возразил: «Нет, ‘Умар. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Твоя вера неполна и несовершенна, пока я не буду любим тобою [как заключительный Божий посланник] больше, чем ты сам для себя». Услышав это, ‘Умар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «С этого момента ты более любим мною, чем моя душа и что-либо иное!»[3]

Мухаммад не требовал от людей, чтобы они возвеличивали его бренную оболочку или отказывались от самих себя в его пользу, или готовы были умереть ради того, чтобы он жил, или унижаться ради его величия, или жертвовать своим имуществом в его личных целях, или чтобы он вознесся над ними подобно божеству, как превозносился Фараон и другие тираны.

Нет же, Мухаммад ﷺ желал, чтобы верующие возвеличивали его пророческую миссию и следовали ей, встали на защиту низведенной посредством него истины и милосердия. Поистине, пророки жили не для себя, а ради всего мира. Разве не являются они теми, вокруг кого формируется правильный путь и счастье в его широком, всеобъемлющем понимании? Неудивительно, что готовность пожертвовать ради них всем является одной из основ веры и проявлением ее совершенства. Поистине, Мухаммад ибн Абдуллах как никто иной достоин того, чтобы его любили — человечество не знало никого, по отношению к кому сердца настолько бы переполнялись почтением и уважением, готовностью встать на его защиту и пожертвовать всем на его пути.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 140, хадис № 4854.

[2] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 205, хадис № 3415, «сахих».

[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 8. С. 129, хадис № 6632.

Мухаммад

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Запасное время

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье

    28.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Настоящая вера

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье

    28.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Увещевать – что это?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье

    28.04.25

Аят дня

Хадис дня

2:0

Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинары Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Запасное время

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье

    28.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Настоящая вера

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье

    28.04.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Увещевать – что это?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье

    28.04.25

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic