Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Посланник Всевышнего ﷺ придерживался той же методологии в привитии веры и оберегания ее плодов. Пророческая жизнь, пронизанная обращенностью и стремлением ко Всевышнему, была живым примером, наполнявшим сердца людей почтением к Аллаху, поспешностью к проявлению покорности Ему и отказом от всего, что Ему противоречит. Благодаря чему сердца и души раскрывались перед предписаниями Аллаха и Его посланника и больше ничего не могли вместить. Джубайр ибн Мут‘ам передает: «Я слышал, как посланник Всевышнего ﷺ читал во время вечерней молитвы суру «ат-Тур», и мое сердце словно воспарило, когда он достиг аята:
«Неужели они [думают, что сами собой] сотворились [на планете Земля], вот так из ничего [ни с того ни с сего вдруг появились]?! Или они сами творцы [сами себя сотворили]?! Или они сотворили небеса и Землю?! Нет же [проблема в том, что] они не убеждены. [Удивительно, сколь же безбожники самоуверенны!] Может, у них сокровищницы Господа твоего [прямой доступ ко всем богатствам небес и земли] или они властвуют (господствуют) [надо всем]?!» (Св. Коран, 52:35–37) [1]
Ощущение веры, что из рассудка устремляется к чувствам в сердце, когда пульс человека начинает биться в убежденности и искренности, составляет сущность пророческого пути. Это основа праведности и достоинств, что правили мусульманами и возвышали их положение. Именно этот смысл отражен в известном хадисе: «В ком из вас будут три [качества], тот ощутит сладостный вкус веры. Первое из них: любовь ко Всевышнему Аллаху и Его посланнику должна быть сильнее чего-либо иного. Второе: искренняя любовь и уважение к другому лишь и ради Всевышнего. И третье: неприязнь к возвращению в неверие, после того как Аллах спас его, подобная нежеланию быть брошенным в огонь»[2].
Вера в пророческую миссию и чрезмерность в следовании ее носителю достигает уровня, когда человек забывает самого себя. Происходит это не от принуждения или боязни, а из-за избыточной любви и внутреннего порыва, при которых человек готов пожертвовать всем. От ‘Абдуллаха ибн Хишама приводится: «Мы были вместе с посланником Аллаха, когда он взял ‘Умара за руку, на что сподвижник произнес: «О посланник Аллаха, ты более любим для меня, чем что-либо на этой земле, кроме меня самого (в любом случае себя я люблю больше)». Пророк Мухаммад ﷺ возразил: «Нет, ‘Умар. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Твоя вера неполна и несовершенна, пока я не буду любим тобою [как заключительный Божий посланник] больше, чем ты сам для себя». Услышав это, ‘Умар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «С этого момента ты более любим мною, чем моя душа и что-либо иное!»[3]
Мухаммад не требовал от людей, чтобы они возвеличивали его бренную оболочку или отказывались от самих себя в его пользу, или готовы были умереть ради того, чтобы он жил, или унижаться ради его величия, или жертвовать своим имуществом в его личных целях, или чтобы он вознесся над ними подобно божеству, как превозносился Фараон и другие тираны.
Нет же, Мухаммад ﷺ желал, чтобы верующие возвеличивали его пророческую миссию и следовали ей, встали на защиту низведенной посредством него истины и милосердия. Поистине, пророки жили не для себя, а ради всего мира. Разве не являются они теми, вокруг кого формируется правильный путь и счастье в его широком, всеобъемлющем понимании? Неудивительно, что готовность пожертвовать ради них всем является одной из основ веры и проявлением ее совершенства. Поистине, Мухаммад ибн Абдуллах как никто иной достоин того, чтобы его любили — человечество не знало никого, по отношению к кому сердца настолько бы переполнялись почтением и уважением, готовностью встать на его защиту и пожертвовать всем на его пути.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.