Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Всеобщий бойкот (Сира 57)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Гнев язычников привел к заключению соглашения, которое рассматривало мусульман и тех, кто согласен с их религией, проявляет приверженность и защищает ее последователей, как отдельную группу вне общества. Они договорились не вести с ними торговые отношения, не сочетаться браком с ними. Положения соглашения были зафиксированы в свитках и вывешены внутри Каабы. Нет сомнений, что радикально настроенные курайшиты, преисполненные желания нанести очередной урон мусульманам, смогли навязать свое мнение и тем самым удовлетворили свое негодование. Пророк и его ближние были вынуждены укрыться в ущелье рода Хашима, к ним примкнул род аль-Мутталиба — как верующие, так и неверующие, кроме Абу Ляхаба, поддерживающего курайшитов в их вражде к своему же народу.

Блокада сдавила мусульман со всех сторон, была прекращена помощь, кончалась провизия, так что они обессилели до предела. Повсюду слышался детский плач, разносящийся за пределы ущелья. Кризисное положение мусульман вызывало сострадание даже у их врагов. Несмотря на то что атмосфера сгущалась, верующие переносили тяготы во имя Аллаха, в то время как гнев язычников только рос в ожидании возможности обрушиться на мусульман. Они делали все, чтобы подстрекать против них местных арабов. Ас-Сухайли[1] передает: «Когда караван прибывал в Мекку, один из сподвижников шел на рынок запастись провизией для своих детей. В это время подбегал Абу Ляхаб и говорил: «О торговцы, поднимайте цены для последователей Мухаммада, чтобы они не могли ничего купить. Вы знаете о моем богатстве, и я исполняю свои обещания — вы не останетесь в убытке». Торговцы завышали цены, в результате чего мужчина возвращался с пустыми руками к своим изнемогающим от голода детям. Торговцы же приходили к Абу Ляхабу, который приумножал их прибыль от продажи одежды и провизии. Верующие и все, кто был вместе с ними, испытывались голодом, холодом и наготой»[2].

Юнус[3] от Са‘да ибн Абу Ваккаса передает: «Однажды я вышел справить нужду. Присмотревшись к месту, я увидел кусок высохшей шкуры верблюда. Я помыл ее, закоптил и размочил в воде, чтобы жевать — это придавало мне сил на протяжении трех дней»[4].

Посмотрите же, насколько изнурительной и полной лишений была осада мусульман, если они вынуждены были есть недопустимое. Это печалило обладателей милосердия из числа курайшитов, так что некоторые из них навьючивали верблюдицу провизией и, погнав, направляли ее к ущелью. Тем самым они попытались облегчить положение мусульман.

Сколько лет продолжалась блокада? Три тяжелых года. Вера — единственное, что укрепляло сердца и придавало терпения перед бурями. Мусульманам была обещана победа и помощь, но они находили в своем положении лишь страх и голод. И вот они на земле, которая стала чуждой и враждебной для них. Нет сомнения, что их сердца были полны гнева по отношению к язычникам, которые насмехались над человеческими ценностями и не верили в их победу в мирской жизни, как не верили в приход Судного Дня.

Угнетенные желали бы победы и помощи, чтобы унизить отвергающих Пророка и обвиняющих его во лжи и преподать им урок. Однако Откровение нисходит и просит мусульман быть непоколебимыми и не ожидать чего-либо подобного — им надлежит быть благодарными за истину, которую они познали, и искать поддержку в ней во время испытаний.

«Мы или покажем тебе [Мухаммад, уже при жизни] частично то, что обещаем им [язычникам, безбожникам], или умертвим тебя [завершим твой жизненный срок, а затем воздадим им соответствующим образом еще в этой жизни]. Все они к Нам вернутся [и увидят свои дела и поступки]. Аллах (Бог, Господь) является [главным] свидетелем всему, что они делают [живя во временной мирской обители]. У каждой нации (общности людей) [у каждого периода истории] свой [Божий] посланник. Когда придет он [каждый из более чем ста тысяч пророков и посланников в Судный День, во время сбора всего человечества на площади Суда, и займет свое место с теми, на чей исторический период приходилась его миссия], рассудят [волею и повелением Творца] между ними [людьми] по справедливости. Они [ни в чем] не будут притеснены» (Св. Коран, 10:46, 47).

Многобожники также ожидали исхода этой борьбы. Они спешили потому, что не верили в Воскрешение и спрос. Они не могли даже предположить, что в ближайшем или отдаленном будущем взойдет солнце и Мекка будет свободна от идолов, и призыв к Единобожию будет звучать в ее окрестностях, а осажденные в ущелье будут править и выносить решения касательно их судьбы. И в тот день они, язычники, будут пленниками, молящими о прощении. Их убежденность в завтрашнем дне была приукрашена насмешками над этими обещаниями.

«Они [язычники] вопрошают: «Если вы правдивы, скажите, когда же наступит обещанное вами?!»

Ответь [Мухаммад]: «Я даже не контролирую того добра или зла, которое может выпасть на мою долю, кроме как если того пожелает Аллах (Бог, Господь) [Он может дать знать о чем-то, но это в полной мере ограничено Его волею и желанием].

У каждой нации (общности людей) [у любого периода истории] свой срок. Когда же он (срок) наступает, невозможно его ускорить или отсрочить. [До наступления срока многое можно исправить, но с его приходом — ничего!]».

[Они торопят тебя, Мухаммад, с обещанным?!] Скажи [им]: «Представьте себе, если Божье наказание придет к вам ночью или днем, что, какую его часть пожелают ускорить грешники [все те, кого после смерти ничто хорошее не ждет]?!»

И потом, когда все это нагрянет, вы уверуете (поверите в это) [во все то, о чем оповещали вас посланники Творца, то, о чем предупреждали Священные Писания]? [Вы решили уверовать] сейчас [когда смысла и пользы от этого уже нет; когда все рушится и смерть без разбора настигает всех]?! Так вы ведь поторапливали с ним [били себя в грудь, заявляя, что пророческие предупреждения о Божьей каре вам нипочем, кричали: «Давайте посмотрим!» (Св. Коран, 10:48–51)

Принятие Ислама было чистым от обвинения в чем-либо. Возможно, группа правдивых людей примет тот или иной принцип по своему убеждению, но это не мешает им при этом ожидать выгоды или высшего положения. Что касается первых мусульман, они понимали, что утрата личных интересов — это первое, чем они должны жертвовать на своем пути. И нет ничего, что бы так воспитывало души и приучало к отрешенности, как самопожертвование во имя истины. Коран непоколебим в вопросе торговли убеждениями, обогащения и возвышения на земле через них.

«Чьи желания [устремления, цели и задачи] ограничены этой жизнью, ее красотой (прелестями), Мы непременно воздадим им за [благие] дела (поступки) уже в ней, причем сполна [дадим возможность достичь поставленных ими целей и задач]. Обмануты они не будут [за хорошее им воздастся хорошим, и ничто и никто перед ними в долгу не останется].

В вечности [о которой они никак не задумывались и к которой не готовились] их ждет лишь Ад. Не возымеет успеха [после смерти] все то, что они делали в ней [в мирской обители], и станет недействительным все то, что было ими совершено. [Они не добавили в напиток жизни необходимых ингредиентов в виде веры, ее постулатов, извечных благих намерений и устремлений, потому все их «хорошее» осталось ограничено лишь мирским. Жаль, ведь наличие веры и соответствующая форма отношения к благим делам, которые человек в любом случае совершает, могли кардинально изменить не малое, а целую вечность, причем касательно его самого, человека» (Св. Коран, 11:15, 16).

Сподвижники Пророка извлекли из этого чистоту и искренность — и нет подобного примера в истории. Воистину, когда короны правителей лежали под их ногами и изобилующие богатствами города покорились их войскам, цели веры больше поглощали их сознание — как до освобождения земель, так и после — нежели серебро и золото. Всегда на первом месте у них было выстаивание молитвы, выплата закята, призыв к благому и запрет скверного.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу аль-Касим ‘Абдур-рахман ибн ‘Абдуллах ас-Сухайли, более известен как ас-Сухайли — автор книг по исламскому праву и грамматике. Известен как мусульманский ученый благодаря своими комментариям к книге о жизне­описании пророка Мухаммада Ибн Хишама.

[2] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф [Неприступные сады]. В 7 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1991. Т. 3. С. 355.

[3] Юнус ибн ‘Убейд ибн Динар аль-‘Абди — один из передатчиков хадисов. В цепочке передатчиков считается надежным.

[4] См.: ас-Сухайли ‘А. Ар-рауд аль-унуф. Т. 3. С. 354.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1