Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
После ниспослания пророку Божьего веления: «Встань и увещевай!» (Св. Коран, 74:2) он подчинился и выполнял свою миссию более двадцати лет, неся на своих плечах залог счастья в обоих мирах для всего человечества. Он был гарантом прогресса в сфере человеческого сознания, погрязшего в иллюзиях эпохи невежества, отягощенного и опутанного узами лишь мирских устремлений. Когда же часть людей смогла подняться выше обыденности, взглянуть на мир другими глазами и стать его верными спутниками на тернистом пути, начался поединок с теми, кто страстно желал потушить зажженный в сердцах людей свет веры.
И первое сражение, сражение за сердца людей, еще не закончено, ибо оно продлится до начала вечности. Ему не даст прекратиться шайтан, греховные цели и деяния которого в глубинах душ не останавливаются никогда.
На протяжении более чем двадцати лет, несмотря на все тяготы жизни, преодолевая бесконечные трудности, проявляя исключительное терпение в любых обстоятельствах, посланник Аллаха ﷺ не прекращал свой призыв, от которого ничто не могло его отвлечь.
Более двадцати лет он стремился пробудить в людях то естественное признание Бога, что заложено внутри каждого.
Простаивая ночи в молитвах, со слезами на глазах взывая ко Всевышнему, читая Его коранические и вселенские знамения, он был полон трепета и мольбы ко Всевышнему за свою умму, за всех тех, кто последует по его пути вплоть до Судного Дня.
В течение всей своей жизни, оставаясь на самом высшем уровне благонравия и верности, набожности и праведности, когда слова подтверждают действия, а действия — слова, он олицетворял наилучший пример для тех миллиардов людей, что примут его призыв и ответят на него.
Что же изменилось к моменту завершения пророческой миссии?
Весь Аравийский полуостров, где ранее царил дух невежества с искаженными критериями ценностей, были распространены произвол и рабство, безумная роскошь соседствовала с крайней степенью нищеты, покорился его призыву. Разрозненные племена и народы объединились. Не осталось ни принужденных, ни принуждаемых, ни господ, ни рабов, ни притеснителей, ни притесняемых. Ибо все люди стали равны пред Творцом.
Теперь преимущество арабов и неарабов, белых и черных определялось лишь степенью благочестия, ибо все люди являются потомками Адама, а Адам сотворен из земли. Для людей того периода стали реальностью человеческое единство и социальная справедливость. Был создан мир, основанный на чистоте, свободе, на вере, справедливости и достоинстве. Лик земли преобразился. Изменился весь ход истории.
Доведя до людей вверенное ему, Пророк ﷺ почувствовал, услышал своим сердцем тайный голос, предвещавший приближение конца его пребывания на этой земле.
Но прежде чем Мухаммад покинул сей мир, Всевышний пожелал показать Своему Любимцу плоды его призыва и дать ему возможность встретиться с представителями разных племен, чтобы донести прощальные назидания.
На десятый год хиджры (632 г. по григор.) Пророк ﷺ объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, каждый из которых желал принять участие в паломничестве под руководством посланника Аллаха.
В конце месяца Зуль-ка‘ада он покинул Медину, оставив во главе нее на период своего отсутствия своего сподвижника Абу Дуджану. Этот хадж отличался от тех, к которым привыкли арабы в период их джахилии. Сроки договоров с язычниками истекли, и теперь им было запрещено вступать в Заповедную мечеть. С этого года люди паломничества — это люди, которые признали единство Всевышнего Аллаха и никому наряду с Ним не поклоняются.
Со слов Джабира передается: «Когда верблюдица Пророка достигла аль-Байда, я обратил взор вперед и повсюду были люди: пешие и верхом; посмотрел по правую, левую стороны — также, взглянул назад — не было видно ни конца, ни края собравшимся людям»[1]. Посланник Аллаха ﷺ посмотрел на многие тысячи людей, которые в один голос произносили тальбию и стремились к покорности Аллаху. Душа Пророка раскрылась от радости пред смирением и стремлением собравшихся обрести путь к довольству Всевышнего.
Он ﷺ решил воспользоваться этим благословенным собранием, чтобы заложить в их сердца суть религии и произнести слова, которые развеют последнее, что осталось в их душах от джахилии. Эти слова должны были завершить то, к чему призывает Ислам во взаимоотношениях между людьми и в следовании предписанным заповедям.
Во время этого паломничества, которое стало самым благодатным и благословенным из всех, Пророк произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии — Прощальной Проповедью. Ведь он знал, что многих своих сподвижников, преданно любивших его, он видит в последний раз…
Каждый из собравшихся в тот день в долине Арафа, внемля словам посланника Божьего, был особенно внимателен. В дальнейшем именно эти слова пронесли сквозь века многие из тех, кто желал быть одним из его последователей. Сегодня же та проповедь обращена к каждому из нас.
Ниже приведу то, что хотел донести до людей пророк Мухаммад ﷺ — Гордость рода человеческого, лучшее из творений Божьих, прежде чем покинуть сей бренный мир…
«О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года.
Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц.
Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довел до вас то, что было на меня возложено.
Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу (будьте надежны во вверенном вам)!
Все ростовщические сделки, проценты с долгов, имевшие место между вами ранее, отменяются. Вам же надлежит возвращать только ту сумму, которую вы берете в долг. Не посягайте на права и свободы других — и не будут нарушены ваши. Аллах запретил брать проценты с долгов, и поистине, все проценты с долгов, причитавшиеся моему родному дяде ‘Аббасу ибн ‘Абдуль-мутталибу, отменяются.
Поистине, отменяется все, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период, и первая кровная месть, которую я отменяю, — это месть за кровь сына Раби‘ ибн аль-Хариса[2].
О люди! Воистину, дьявол потерял надежду на то, что ему когда-либо будут поклоняться на вашей земле (Аравийском полуострове). Но он будет доволен, если вы покоритесь ему хотя бы в том, что на ваш взгляд незначительно. Сторонитесь и этого, дабы уберечь свою религию!
О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной — укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другой же — делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им.
Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году — двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб.
Я завещаю вам страшиться Божьего гнева, соблюдая права и свободы женщин! Поистине, у мужей есть права на своих жен, и у жен есть права на своих мужей. Вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (кого-либо, не испросив вашего согласия), а также на то, чтобы они не переходили границ приличия. Если же они будут так поступать, то вы вправе покинуть их ложе и выказать укор.
Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак.
Прислушайтесь, о люди, к моим словам! Поистине, я донес до вас возложенное на меня. И я оставил для вас то, руководствуясь чем вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Священное Писание и жизненный путь Пророка!
О люди, внемлите моим словам и осмыслите их. Твердо знайте, что мусульманин — брат мусульманину и что все мусульмане — братья. И недозволительно человеку брать что-либо из принадлежащего другому, кроме того, что тот передаст ему по доброй воле. Так не притесняйте же самих себя (нанося ущерб другим)!
О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику [поверх того, что он законно получил]. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения. Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к роду иному, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.
О Господи, донес ли я возложенное на меня?
Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Так не посягайте на жизнь друг друга после меня, предавшись старым, языческим заблуждениям!
Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймет и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.
О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас [это — заключительный этап религиозного развития человечества], так поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай.
Завтра (в Судный День) вы будете спрошены обо мне. Что же вы скажете?»
Сподвижники Пророка ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес до нас религию, что ты добросовестно выполнил свою миссию, что давал нам советы и наставлял нас».
После этого Пророк, указав на присутствующих людей, трижды воскликнул: «Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи!»
После того как Пророк завершил свою прощальную проповедь, Всевышний ниспослал следующий аят:
*
Ибн Исхак передает, что Раби‘а ибн Умайя ибн Халяф[3] громким голосом оповещал людей, передавая слова пророка Мухаммада ﷺ, сказанные в долине Арафа. Обращаясь к нему, Пророк говорил: «Скажи собравшимся: «О люди, воистину Посланник ﷺ спрашивает: «Знаете ли вы, какой это месяц?» И он громко взывал, на что люди отвечали: «Да, это священный месяц». Пророк ﷺ вновь говорил: «Скажи им: «Воистину, кровь ваша, имущество ваше священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как свят для вас этот месяц».
Пророк ﷺ вновь просил: «Скажи им: «О люди, воистину, посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой это город?» И он громко взывал, на что люди отвечали: «Да, это заповедный город». Пророк ﷺ говорил: «Скажи им: «Воистину, кровь ваша, имущество ваше священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как свят для вас этот город».
Пророк ﷺ вновь просил: «Скажи им: «О люди, поистине посланник Аллаха спрашивает: «Знаете ли вы, какой этот день?» И он громко взывал, на что люди отвечали: «День великого хаджа». Пророк говорил: «Скажи им, что кровь ваша, имущество ваше священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как свят этот день».
*
После множество пройденных испытаний, постигших посланника Аллаха ﷺ на пути распространения религии, Пророк желал донести до людских сердец свое последнее наставление. Он ﷺ предчувствовал, что это сообщество устремится по пустыне жизни. Потому он ﷺ взывал к людям подобно отцу, который обращается к сыну, вступающему в осознанную жизнь.
Пророк ﷺ опасался уловок шайтана, поэтому вновь и вновь призывал людей к праведности и благочестию, желая пробудить в глубинах их душ стремление к осознанному следованию выбранному пути. Он сумел устранить любые возможные сомнения, что могут возникнуть у них. В конце своего обращения он призвал засвидетельствовать перед самими собой, что они услышали, а он донес вверенное ему.
В течение 23 лет он воссоединял землю с небесами, зачитывая знамения Священного Писания всем и каждому: тем, кто находился вблизи, и тем, кто был вдалеке. Он очищал сердца, запачканные грязью джахилии, и сумел воспитать из тех арабов поколение, которое постигло истину и будет доносить ее до других.
И вот он ﷺ ведет паломников для совершения хаджа, который впервые очистился от многобожия и полностью посвящен Единому и Могущественном Аллаху.
И вот Пророк ﷺ, восседая на своей верблюдице, призывает огромные толпы людей засвидетельствовать истины, которым он их обучал, желая снять с себя груз ответственности за донесение людям Божественного Послания.
Ответ на мольбу праотца пророков Ибрахима , вознесенную им во время строительства Священного Дома, был получен:
Истина проявилась и предстала над землей благословенными именами: Могущественный и Мудрый. Всевышний Аллах даровал Мухаммаду ибн ‘Абдуллаху ﷺ силу и власть, благодаря которым он устранял восседавшую на земле греховность. То, что не смогло подчиниться пред кротостью и снисходительностью, покорилось пред воспитанием и властью.
Объединение справедливости и милосердия позволило устранить проявления джахилии и очистить эти земли от лжи и порочности. Когда в дни хаджа арабы приняли последний голос истины и покорились ему, Ислам укрепился.
*
В день Арафа величественного хаджа были ниспосланы следующие слова Всевышнего Аллаха:
Услышав этот аят, ‘Умар зарыдал. У него спросили, в чем причина его слез, на что ‘Умар ответил: «После совершенства наступает лишь убыль»[4]. Он будто бы почувствовал приближение кончины Пророка ﷺ.
Истиной является то, что уже тогда из уст пророка Мухаммада ﷺ исходили слова прощания. Подобные фразы присутствовали как в прощальной проповеди во время хаджа, так и во время простого общения. Во время бросания камней в Джамарат посланник Аллаха ﷺ сказал: «Берите у меня ваши религиозные обряды, возможно, я не совершу хадж после этого»[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия. Дамаск: аль-Фикр, 2005. С. 324.
[2] Раби‘ ибн аль-Харис ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Хашими — сподвижник и племянник пророка Мухаммада. Он принял Ислам спустя 5 лет после переселения мусульман из Мекки в Медину. Вместе с Пророком участвовал в освобождении Мекки и в битвах при Таифе и Хунейне. Одного из его сыновей, кормилицей которого была женщина из племени Хузейль, звали Адам (в другой версии — Ияс). Адам (Ияс) был случайно убит в раннем возрасте представителями рода Лейс ибн Бакр. Раби‘ ибн аль-Харис умер в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба в Медине.
[3] Раби‘а ибн Умайя ибн Халяф ибн Вахб аль-Курайши аль-Джумахи — принял Ислам в день освобождения Мекки. Передается, что он был глашатаем и доносил до людей слова Посланника из его прощальной проповеди. Также приводится, что в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба употреблял вино, и, боясь наказания, сбежал в Шам. Там он примкнул к римлянам, принял христианство и умер христианином. Его отец Умайя ибн Халяф был ярым противником Ислама, его брат Сафван ибн Умайя ибн Халяф после освобождения Мекки принял Ислам.
[4] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 8. С. 6.
[5] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 4. С. 181, хадис № 4054.