Девять лет назад я впервые научилась молиться. Молилась и постилась в течение трех лет, но затем вышла замуж, родила двух дочек, закрутилась с бытом (хотя знаю, что это не может быть оправданием), а потом постепенно перестала молиться, хотя верую и люблю Всевышнего. Подскажите, пожалуйста, как мне начать молиться и должна ли я восполнять долги в ибадате (долговые обязательные молитвы и пропущенные дни обязательного поста)?
К сожалению, случается такое, что, осознав важность молитвы, научившись ее выполнять, со временем человек перестает внимательно и трепетно к ней относиться. Молитва перестает быть естественным продолжением, составляющей жизни. Она становится своего рода усилием, приложения которого можно избежать при малейшей необходимости сделать что-то другое по хозяйству, по работе, учебе, но чаще — так, по праздности. В сборнике хадисов имама аль-Бухари описана удивительнейшая ситуация: «Посланнику Всевышнего нередко случалось молиться держа на руках [свою внучку] Умаму, дочь Зайнаб, и когда Пророк совершал земной поклон, он опускал ее [опускался с девочкой и сажал ее рядом], а когда поднимался, [снова] брал ее на руки»[1]. Интересно, часто ли мы можем осознавать свою ответственность пред Творцом и в то же время быть постоянно сопричастными жизни с ее бытовыми и социальными заботами, сложностями. Главное препятствие лежит в нашей общей бесчувственности[2], которая разбивается только тогда, когда мы сталкиваемся с бедой или несчастьем, отчаянно нуждаясь в поддержке Господа. «Настоящее открывается через потрясение, через кризис»[3]. Суть вопроса в том, что не только молитва влияет на нашу жизнь, но и наша жизнь должна влиять на молитву. «Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78), но указал всем людям до самого Конца Света: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб[4] Мой [говорит Творец] в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность»[5].
Молитва в Исламе предполагает готовность к ней человека: душевную и физическую. Душевная готовность означает присутствие в сердце намерения (ният) помолиться. Намерение, являясь неотъемлемой частью самой молитвы, есть «направленность сердца». Иметь в сердце намерение помолиться — значит, осознать всем существом — интуитивно, рационально и в подсознании — свою нужду в общении с Богом. Намерение (ният) должно быть наполняющим сердце, звучащим изнутри призывом к молитве. Только ежедневное обращение к безграничной силе Всевышнего, совершение душой и телом регулярных намазов есть гарантия того, что человека не постигнет чувство беззащитности, одиночества и бессилия, ибо он будет опираться на Всемогущего и Милостивого Господа, делая изо всех сил все от него зависящее.
Помните, что вы являетесь примером для подражания и духовным наставником ваших детей. И именно от соблюдения вами религиозной практики и постоянства в благом будет зависеть, насколько дети впитают в себя дух и традиции Ислама. Ведь нравственность и религиозность, прививаемые с раннего детства, становятся стержнем, который не сломят ни наущения Сатаны, ни перемена жизненных обстоятельств.
Что касается «долгов в ибадате», то вам необходимо восполнить несовершенные обязательные (фард) молитвы и пропущенные дни поста месяца Рамадан.
Я бы хотела узнать: как мне совершать намаз, если я на 7-м месяце беременности? Эльвира.
Я беременна и сейчас чувствую себя не очень хорошо. В связи с этим я прекратила делать намаз, но возобновлю все, как только мне станет лучше. Это грех, что я не могу сейчас молиться? Карина.
Молитесь в меру ваших сил и возможностей, минимизируйте амплитуду движений, например не совершая земного поклона, а лишь наклоняя вперед корпус и проговаривая необходимые слова сидя на стуле.
Есть ли какие-то послабления в обязательности совершения намаза матери младенца? Например, если малыш сильно плачет, а дома больше никого нет, и время молитвы проходит, должна ли она бросить малыша и делать намаз? Или она может успокоить малыша, потом возместить эту молитву?
Она может успокоить малыша и после совместить вторую с третьей или четвертую с пятой молитвами в общем промежутке времени[6].
Если я, девушка, не ношу платок, принимается ли мой намаз?
Если вы выполняете все условия, необходимые для совершения молитвы (омовение, направление, закрытие ‘аурата и т. д.), то ваша молитва-намаз полноценна, и не сомневайтесь в этом.
Следует ли женщине надевать косынку во время совершения омовения перед молитвой-намазом?
В этом нет канонической необходимости.
Скажите, пожалуйста, можно ли женщине при совершении полного омовения не мочить голову и волосы полностью, а только смочить водой кожу головы?
Если для женщины полное промывание волос затруднительно, ей достаточно полить воду на голову до ее проникновения к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.
Я недавно пришла к вере, и у меня появился такой вопрос: во время омовения как женщине смачивать голову водой? Обязательно ли снимать платок и смачивать в направлении ото лба к затылку или можно просто смочить основание волос у лба? Бирсен.
Нужно протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос). 1/4 часть — это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.
Можно ли женщинам совершать молитву-намаз босиком? Рита.
По данному вопросу существует несколько мнений. Чтобы быть полностью уверенной в части прикрытия ‘аурата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки.
Сейчас очень распространены капроновые чулки, колготки, носки. Можно ли совершать намаз в таких изделиях? Ведь ступни должны быть тоже закрыты, но капроновые носки прозрачны.
Лучше используйте такие чулки, колготки, носки, которые не просвечиваются. В то же время на всякий случай знайте о том, что ученые ханафитского мазхаба не относили ступни к ‘аурату, который должен быть обязательно прикрыт, особенно при совершении молитвы-намаза.
Можно ли женщине читать намаз в брюках?
Одежда мусульманки не должна походить на мужскую одежду. Брюки, соответствующие нормам хиджаба, должны быть женского стиля, покроя. При выполнении этих условий молитву-намаз в них читать можно.
Нужно ли смывать крем с лица перед омовением? Лариса.
При разумном использовании кремов и лосьонов ничего специально смывать не нужно, да и не придется, так как кожа усвоит необходимое. В случае же когда на лице толстенный слой тонального крема, пудры и т. п., при которых кожа не дышит, тогда их придется смыть.
Суть: Сатана порой шутит над некоторыми излишне щепетильными, особенно в вопросах ритуальной чистоты. К сожалению, он может довести человека (с призывом к псевдонабожности) до того, что тот упорно и постоянно будет смывать естественную жировую прослойку с кожи лица или рук. Такие крайности губительны и опасны. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[7].
Скажите, пожалуйста, почему, если в Исламе женщина обладает теми же правами, что и мужчина, она не может молиться в мечети? Откуда это?
Женщина может молиться в мечети. Но в тех или иных регионах иногда встречаются такие обычаи, традиции («адабы», «адаты»), по которым женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл.
Основным местом совершения молитв-намазов для женщины как хранительницы домашнего очага является ее дом. Для мужчин — мечеть, хотя он может молиться и дома, и на работе.
У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть следующие высказывания по данному вопросу:
— «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни (мечети)»[8];
— «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома — это лучшее для них [место молитвы]»[9];
— «Разрешайте женщинам посещать мечеть [даже] ночью [для совершения ночной молитвы, например]»[10];
— «Если супруга (жена) кого-либо из вас попросит разрешения сходить в мечеть, то никоим образом не запрещайте ей!»[11];
— «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни (мечети)! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая своей излишней женственностью и ее проявлениями внимание чужих мужчин]»[12];
— «Если одна из вас, женщин, намерена отправиться в мечеть на ночную молитву ‘Иша’, тогда пусть вечером не использует благовоний»[13].
Супруга известного сподвижника-ученого Ибн Мус‘уда говорила: «Если какая-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, тогда пусть не пользуется духами (благовониями)»[14].
Одно время я постоянно была помешана на назерах (обещаниях). И вот я, не помню уже, по какому поводу, дала назер восполнять молитвы, которые пропускала в критические дни (причем и фард, и сунну, и Витр). Но теперь, прочитав большое количество литературы, мне стало казаться, что я поступаю неправильно, перечитывая намазы. Пожалуйста, посоветуйте, что мне делать, а то я постоянно переживаю по этому поводу.
Вам не нужно восполнять эти молитвы, и точка. Можете на всякий случай соблюсти дополнительный пост в течение трех дней (в качестве искупления того обещания, что вы дали)[15].
Как мне очиститься от прошлых грехов? Я делаю намаз. Что мне еще надо сделать, чтоб Аллах простил меня? И обязательно ли делать намаз вместе с мужем? Залина.
Намаз — это ежедневная обязанность мусульманки (мусульманина), невыполнение ее грешно пред Богом. Что же касается прошлых прегрешений, то нужно искренне раскаяться, имея намерение не совершать этого впредь, и действительно больше никогда этого не совершать. В Коране сказано:
«Я [говорит Господь миров, несмотря ни на что] могу все простить тем, кто (1) раскаялся [перестал оправдывать преступления и проступки, осознал грех грехом], (2) уверовал [согласился с постулатами веры], (3) начал совершать [бескорыстные] благодеяния, а затем [уже не сворачивая] (4) последовал верному пути [на деле сторонясь очевидных грехов и всегда возвращаясь к Богу: желаниями, благими устремлениями, добротой к другим и щедростью не только на слово. То есть удостоятся Божьего прощения все те, кто, выйдя на этот путь, уже до самой смерти с него не свернет]» (Св. Коран, 20:82).
Намаз делать с мужем не обязательно, хотя, если есть такая возможность, лучше совершить молитву сообща.
Нужно ли надевать платок, когда муж читает намаз? Ф., 45 лет.
Не нужно.
Я одна в семье мусульманка. Научилась всему с вашего сайта, никто мне не помогал и не объяснял. Все мои родственники смеются надо мной, что молюсь и все соблюдаю. Они смеются и обзывают меня. Мне бывает очень обидно, но я держусь. Ведь Аллах сказал, что нам будет награда за терпение! Что мне отвечать им, когда они обзывают меня? Malika (Nastya), 16 лет.
Ответом должны стать: хорошие оценки в школе, выбор призвания и усердная подготовка к поступлению в институт. Ваши родители примут вас и ваши рассуждения, взгляды и ценности всерьез только тогда, когда вы добьетесь в жизни чего-то ощутимого, измеримого, войдете в число успешных и добивающихся своего, а это — жесткая самодисциплина и неустанный труд, в чем религия и должна для вас стать хорошей поддержкой. Пусть трудности окрыляют и воодушевляют вас, а не тянут в болото отчаяния и обиды. Набожность должна открывать вас окружающему миру, а не закрывать от него. Будьте мудры и последовательны. Смотрите на десятилетия вперед, прописывайте это на бумаге и стремитесь к реализации своего лучшего завтра через самодисциплину и самоотдачу сегодня.
Уважаемый имам, мы с мужем намерены совершить паломничество в Мекку в этом году. Скажите, пожалуйста, как в старину женщины замедляли наступление месячных? Простите меня за этот вопрос, я бы не осмелилась спросить вас, но современные методы (применение противозачаточных таблеток) неприемлемы для меня. У меня проблемы с молочной железой, и врачи не разрешают мне принимать эти таблетки. Если вы знаете, то ответьте, пожалуйста. Ш.
Современные ученые-богословы, обсуждая возможность искусственной задержки начала регул посредством современных медицинских препаратов, допускают это как в вопросе с постом в месяц Рамадан, так и в вопросе с паломничеством, оговариваясь, что главное — отсутствие вреда для женского организма[16].
Сам я считаю, что ежегодное искусственное нарушение сроков менструального цикла женщины трудно счесть безвредным, так как организму потребуются силы и время, дабы войти в обычный для него ритм.
Что же касается паломничества, а тем более хаджа, который является обязательным раз в жизни и представляет собой сложный и долгий ритуал, то после получения врачебного одобрения возможно искусственное перенесение сроков менструального цикла посредством лекарств. Канонических препятствий этому нет.
Передается, как ‘Аиша, супруга Пророка, расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, она не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)»[17].
Могу ли я читать Коран по памяти во время месячных, не прикасаясь к книге? Мой муж категорически возражает против этого, но хотелось узнать ваше мнение. Амира.
Во время регул вы можете читать Священное Писание, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения, а не с намерением чтения самого Священного Писания.
Тем, кто не имеет малого омовения (вуду’), а также полного (гусль) (к последним, наряду с прочими категориями «джунуб», относятся женщины в период регул и послеродового кровотечения), запрещено дотрагиваться до книги, содержащей в себе только лишь текст Священного Писания в оригинале на арабском языке. В Коране сказано:
«Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).
В этом аяте, в частности, говорится об ангелах, но в общем контексте Корана, проецируя смыслы Священного Писания на повседневную практику, а также с учетом некоторых упоминаний в Сунне, ученые-богословы прокомментировали: «На небесах до текста Священного Писания (Корана), содержащегося (наряду со всей информацией о прошлом, настоящем и будущем мира сего) в Хранимой Скрижали, могут дотрагиваться лишь чистейшие от всех форм греха и ошибок ангелы, а на Земле — те, кто имеет ритуальную чистоту»[18]. Последнее проистекает из смысла аята не столько прямым текстом, сколько косвенно[19].
О запрете на прикосновение к Писанию тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в хадисе сказано: «Не дотрагивается до Корана [именно арабского оригинала], кроме как чистый»[20]. Но замечу: достоверность хадиса сомнительна[21].
Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты. В то же время не исключено (по мнению некоторых), что человек может быть вынужден держать Коран и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты, например в случае изучения его в учебном заведении[22].
Что же относительно чтения Корана (например, по памяти), то отсутствие полного омовения препятствует этому, если намерение касается именно чтения Священного Писания, а не в качестве упоминания (зикр). При отсутствии же малого омовения (вуду’) чтение Корана по памяти или с листа возможно и никак не возбраняется.
Повторю и подчеркну. При отсутствии ритуальной чистоты (речь идет о полном омовении) к запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. В этих случаях чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется. Например, садясь в транспорт, человек читает аят: «Субхаанал-лязии саххара лянаа хааза, ва маа куннаа ляху мукриниин, ва иннаа иляя раббинаа лямункалибуун» (см. Св. Коран, 43:13); при выходе из транспорта — «Рабби анзильнии мунзалян мубааракян, ва анта хайруль-мунзилиин» (см. Св. Коран, 23:29); или когда человека постигает несчастье, он говорит: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (см. Св. Коран, 2:156). Также нет греха в непроизвольном чтении строк Священного Корана. Не запрещено говорить «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим», «аль-хамду лил-ляях», читать «аль-Фатиху», аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» с целью поминания и восхваления Бога[23].
Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Катады аль-Ансари; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. 174, хадис № 516; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 776, хадис № 516 и пояснение к нему.
[2] Одна из причин черствости сердец и бесчувственности — это непосещение пятничных молитв, неслушание пятничных проповедей. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы [посещение мечети по пятницам для прослушивания проповеди и совершения совместной молитвы-намаза], или Аллах (Бог, Господь) запечатает их сердца. И в итоге они станут беспечными (небрежными, невнимательными)». Хадис от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 334, хадис № 40–(865); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 78, хадис № 4/1151.
Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин. Женщины в современных реалиях могут слушать проповеди в прямом эфире либо в записи через Интернет.
[3] Л. Н. Толстой.
[4] Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому постоянен и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414–422, хадис № 6502; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 1/387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».
[6] Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».
[7] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 7-(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих».
[8] Хадис от Ибн ‘Умара. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 900; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 136–(442); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 566, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 583, хадис № 9869, «сахих».
[9] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 567, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.
[10] Хадис от Ибн ‘Умара. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 899; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 139–(442).
[11] Св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1683, хадис № 5238; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 134–(442); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 565, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.
[13] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадисы № 141–(443).
[14] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 142–(443); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138.
[15] См.: Св. Коран, 5:89.
[16] ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 84. Т. 2. С. 74.
[17] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 116, хадис № 305; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.
[18] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.
[19] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 308.
[20] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 588, хадис № 9986, «хасан».
[21] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 302; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538.
[22] Подробнее по теме см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146, 147; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 297, 302, 307.
[23]Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537.