Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Религиозная практика мусульманки

Девять лет назад я впервые научилась молиться. Молилась и постилась в течение трех лет, но затем вышла замуж, родила двух дочек, закрутилась с бытом (хотя знаю, что это не может быть оправданием), а потом постепенно перестала молиться, хотя верую и люблю Всевышнего. Подскажите, пожалуйста, как мне начать молиться и должна ли я восполнять долги в ибадате (долговые обязательные молитвы и пропущенные дни обязательного поста)?

К сожалению, случается такое, что, осознав важность молитвы, научившись ее выполнять, со временем человек перестает внимательно и трепетно к ней относиться. Молитва перестает быть естественным продолжением, составляющей жизни. Она становится своего рода усилием, приложения которого можно избежать при малейшей необходимости сделать что-то другое по хозяйству, по работе, учебе, но чаще — так, по праздности. В сборнике хадисов имама аль-Бухари описана удивительнейшая ситуация: «Посланнику Всевышнего нередко случалось молиться держа на руках [свою внучку] Умаму, дочь Зайнаб, и когда Пророк совершал земной поклон, он опускал ее [опускался с девочкой и сажал ее рядом], а когда поднимался, [снова] брал ее на руки»[1]. Интересно, часто ли мы можем осознавать свою ответственность пред Творцом и в то же время быть постоянно сопричастными жизни с ее бытовыми и социальными заботами, сложностями. Главное препятствие лежит в нашей общей бесчувственности[2], которая разбивается только тогда, когда мы сталкиваемся с бедой или несчастьем, отчаянно нуждаясь в поддержке Господа. «Настоящее открывается через потрясение, через кризис»[3]. Суть вопроса в том, что не только молитва влияет на нашу жизнь, но и наша жизнь должна влиять на молитву. «Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78), но указал всем людям до самого Конца Света: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб[4] Мой [говорит Творец] в стремлении приблизиться ко Мне, является то, что вменил Я ему в обязанность»[5].

Молитва в Исламе предполагает готовность к ней человека: душевную и физическую. Душевная готовность означает присутствие в сердце намерения (ният) помолиться. Намерение, являясь неотъемлемой частью самой молитвы, есть «направленность сердца». Иметь в сердце намерение помолиться — значит, осознать всем существом — интуитивно, рационально и в подсознании — свою нужду в общении с Богом. Намерение (ният) должно быть наполняющим сердце, звучащим изнутри призывом к молитве. Только ежедневное обращение к безграничной силе Всевышнего, совершение душой и телом регулярных намазов есть гарантия того, что человека не постигнет чувство беззащитности, одиночества и бессилия, ибо он будет опираться на Всемогущего и Милостивого Господа, делая изо всех сил все от него зависящее.

Помните, что вы являетесь примером для подражания и духовным наставником ваших детей. И именно от соблюдения вами религиозной практики и постоянства в благом будет зависеть, насколько дети впитают в себя дух и традиции Ислама. Ведь нравственность и религиозность, прививаемые с раннего детства, становятся стержнем, который не сломят ни наущения Сатаны, ни перемена жизненных обстоятельств.

Что касается «долгов в ибадате», то вам необходимо восполнить несовершенные обязательные (фард) молитвы и пропущенные дни поста месяца Рамадан.

Я бы хотела узнать: как мне совершать намаз, если я на 7-м месяце беременности? Эльвира.

Я беременна и сейчас чувствую себя не очень хорошо. В связи с этим я прекратила делать намаз, но возобновлю все, как только мне станет лучше. Это грех, что я не могу сейчас молиться? Карина.

Молитесь в меру ваших сил и возможностей, минимизируйте амплитуду движений, например не совершая земного поклона, а лишь наклоняя вперед корпус и проговаривая необходимые слова сидя на стуле.

Есть ли какие-то послабления в обязательности совершения намаза матери младенца? Например, если малыш сильно плачет, а дома больше никого нет, и время молитвы проходит, должна ли она бросить малыша и делать намаз? Или она может успокоить малыша, потом возместить эту молитву?

Она может успокоить малыша и после совместить вторую с третьей или четвертую с пятой молитвами в общем промежутке времени[6].

Если я, девушка, не ношу платок, принимается ли мой намаз?

Если вы выполняете все условия, необходимые для совершения молитвы (омовение, направление, закрытие ‘аурата и т. д.), то ваша молитва-намаз полноценна, и не сомневайтесь в этом.

Следует ли женщине надевать косынку во время совершения омовения перед молитвой-намазом?

В этом нет канонической необходимости.

Скажите, пожалуйста, можно ли женщине при совершении полного омовения не мочить голову и волосы полностью, а только смочить водой кожу головы?

Если для женщины полное промывание волос затруднительно, ей достаточно полить воду на голову до ее проникновения к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.

Я недавно пришла к вере, и у меня появился такой вопрос: во время омовения как женщине смачивать голову водой? Обязательно ли снимать платок и смачивать в направлении ото лба к затылку или можно просто смочить основание волос у лба? Бирсен.

Нужно протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос). 1/4 часть — это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Можно ли женщинам совершать молитву-намаз босиком? Рита.

По данному вопросу существует несколько мнений. Чтобы быть полностью уверенной в части прикрытия ‘аурата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки.

Сейчас очень распространены капроновые чулки, колготки, носки. Можно ли совершать намаз в таких изделиях? Ведь ступни должны быть тоже закрыты, но капроновые носки прозрачны.

Лучше используйте такие чулки, колготки, носки, которые не просвечиваются. В то же время на всякий случай знайте о том, что ученые ханафитского мазхаба не относили ступни к ‘аурату, который должен быть обязательно прикрыт, особенно при совершении молитвы-намаза.

Можно ли женщине читать намаз в брюках?

Одежда мусульманки не должна походить на мужскую одежду. Брюки, соответствующие нормам хиджаба, должны быть женского стиля, покроя. При выполнении этих условий молитву-намаз в них читать можно.

Нужно ли смывать крем с лица перед омовением? Лариса.

При разумном использовании кремов и лосьонов ничего специально смывать не нужно, да и не придется, так как кожа усвоит необходимое. В случае же когда на лице толстенный слой тонального крема, пудры и т. п., при которых кожа не дышит, тогда их придется смыть.

Суть: Сатана порой шутит над некоторыми излишне щепетильными, особенно в вопросах ритуальной чистоты. К сожалению, он может довести человека (с призывом к псевдонабожности) до того, что тот упорно и постоянно будет смывать естественную жировую прослойку с кожи лица или рук. Такие крайности губительны и опасны. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[7].

Скажите, пожалуйста, почему, если в Исламе женщина обладает теми же правами, что и мужчина, она не может молиться в мечети? Откуда это?

Женщина может молиться в мечети. Но в тех или иных регионах иногда встречаются такие обычаи, традиции («адабы», «адаты»), по которым женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл.

Основным местом совершения молитв-намазов для женщины как хранительницы домашнего очага является ее дом. Для мужчин — мечеть, хотя он может молиться и дома, и на работе.

У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть следующие высказывания по данному вопросу:

— «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни (мечети)»[8];

— «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома — это лучшее для них [место молитвы]»[9];

— «Разрешайте женщинам посещать мечеть [даже] ночью [для совершения ночной молитвы, например]»[10];

— «Если супруга (жена) кого-либо из вас попросит разрешения сходить в мечеть, то никоим образом не запрещайте ей!»[11];

— «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни (мечети)! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая своей излишней женственностью и ее проявлениями внимание чужих мужчин]»[12];

— «Если одна из вас, женщин, намерена отправиться в мечеть на ночную молитву ‘Иша’, тогда пусть вечером не использует благовоний»[13].

Супруга известного сподвижника-ученого Ибн Мус‘уда говорила: «Если какая-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, тогда пусть не пользуется духами (благовониями)»[14].

Одно время я постоянно была помешана на назерах (обещаниях). И вот я, не помню уже, по какому поводу, дала назер восполнять молитвы, которые пропускала в критические дни (причем и фард, и сунну, и Витр). Но теперь, прочитав большое количество литературы, мне стало казаться, что я поступаю неправильно, перечитывая намазы. Пожалуйста, посоветуйте, что мне делать, а то я постоянно переживаю по этому поводу.

Вам не нужно восполнять эти молитвы, и точка. Можете на всякий случай соблюсти дополнительный пост в течение трех дней (в качестве искупления того обещания, что вы дали)[15].

Как мне очиститься от прошлых грехов? Я делаю намаз. Что мне еще надо сделать, чтоб Аллах простил меня? И обязательно ли делать намаз вместе с мужем? Залина.

Намаз — это ежедневная обязанность мусульманки (мусульманина), невыполнение ее грешно пред Богом. Что же касается прошлых прегрешений, то нужно искренне раскаяться, имея намерение не совершать этого впредь, и действительно больше никогда этого не совершать. В Коране сказано:

«Я [говорит Господь миров, несмотря ни на что] могу все простить тем, кто (1) раскаялся [перестал оправдывать преступления и проступки, осознал грех грехом], (2) уверовал [согласился с постулатами веры], (3) начал совершать [бескорыстные] благодеяния, а затем [уже не сворачивая] (4) последовал верному пути [на деле сторонясь очевидных грехов и всегда возвращаясь к Богу: желаниями, благими устремлениями, добротой к другим и щедростью не только на слово. То есть удостоятся Божьего прощения все те, кто, выйдя на этот путь, уже до самой смерти с него не свернет]» (Св. Коран, 20:82).

Намаз делать с мужем не обязательно, хотя, если есть такая возможность, лучше совершить молитву сообща.

Нужно ли надевать платок, когда муж читает намаз? Ф., 45 лет.

Не нужно.

Я одна в семье мусульманка. Научилась всему с вашего сайта, никто мне не помогал и не объяснял. Все мои родственники смеются надо мной, что молюсь и все соблюдаю. Они смеются и обзывают меня. Мне бывает очень обидно, но я держусь. Ведь Аллах сказал, что нам будет награда за терпение! Что мне отвечать им, когда они обзывают меня? Malika (Nastya), 16 лет.

Ответом должны стать: хорошие оценки в школе, выбор призвания и усердная подготовка к поступлению в институт. Ваши родители примут вас и ваши рассуждения, взгляды и ценности всерьез только тогда, когда вы добьетесь в жизни чего-то ощутимого, измеримого, войдете в число успешных и добивающихся своего, а это — жесткая самодисциплина и неустанный труд, в чем религия и должна для вас стать хорошей поддержкой. Пусть трудности окрыляют и воодушевляют вас, а не тянут в болото отчаяния и обиды. Набожность должна открывать вас окружающему миру, а не закрывать от него. Будьте мудры и последовательны. Смотрите на десятилетия вперед, прописывайте это на бумаге и стремитесь к реализации своего лучшего завтра через самодисциплину и самоотдачу сегодня.

Уважаемый имам, мы с мужем намерены совершить паломничество в Мекку в этом году. Скажите, пожалуйста, как в старину женщины замедляли наступление месячных? Простите меня за этот вопрос, я бы не осмелилась спросить вас, но современные методы (применение противозачаточных таблеток) неприемлемы для меня. У меня проблемы с молочной железой, и врачи не разрешают мне принимать эти таблетки. Если вы знаете, то ответьте, пожалуйста. Ш.

Современные ученые-богословы, обсуждая возможность искусственной задержки начала регул посредством современных медицинских препаратов, допускают это как в вопросе с постом в месяц Рамадан, так и в вопросе с паломничеством, оговариваясь, что главное — отсутствие вреда для женского организма[16].

Сам я считаю, что ежегодное искусственное нарушение сроков менструального цикла женщины трудно счесть безвредным, так как организму потребуются силы и время, дабы войти в обычный для него ритм.

Что же касается паломничества, а тем более хаджа, который является обязательным раз в жизни и представляет собой сложный и долгий ритуал, то после получения врачебного одобрения возможно искусственное перенесение сроков менструального цикла посредством лекарств. Канонических препятствий этому нет.

Передается, как ‘Аиша, супруга Пророка, расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, она не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)»[17].

Могу ли я читать Коран по памяти во время месячных, не прикасаясь к книге? Мой муж категорически возражает против этого, но хотелось узнать ваше мнение. Амира.

Во время регул вы можете читать Священное Писание, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения, а не с намерением чтения самого Священного Писания.

Тем, кто не имеет малого омовения (вуду’), а также полного (гусль) (к последним, наряду с прочими категориями «джунуб», относятся женщины в период регул и послеродового кровотечения), запрещено дотрагиваться до книги, содержащей в себе только лишь текст Священного Писания в оригинале на арабском языке. В Коране сказано:

«Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).

В этом аяте, в частности, говорится об ангелах, но в общем контексте Корана, проецируя смыслы Священного Писания на повседневную практику, а также с учетом некоторых упоминаний в Сунне, ученые-богословы прокомментировали: «На небесах до текста Священного Писания (Корана), содержащегося (наряду со всей информацией о прошлом, настоящем и будущем мира сего) в Хранимой Скрижали, могут дотрагиваться лишь чистейшие от всех форм греха и ошибок ангелы, а на Земле — те, кто имеет ритуальную чистоту»[18]. Последнее проистекает из смысла аята не столько прямым текстом, сколько косвенно[19].

О запрете на прикосновение к Писанию тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в хадисе сказано: «Не дотрагивается до Корана [именно арабского оригинала], кроме как чистый»[20]. Но замечу: достоверность хадиса сомнительна[21].

Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты. В то же время не исключено (по мнению некоторых), что человек может быть вынужден держать Коран и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты, например в случае изучения его в учебном заведении[22].

Что же относительно чтения Корана (например, по памяти), то отсутствие полного омовения препятствует этому, если намерение касается именно чтения Священного Писания, а не в качестве упоминания (зикр). При отсутствии же малого омовения (вуду’) чтение Корана по памяти или с листа возможно и никак не возбраняется.

Повторю и подчеркну. При отсутствии ритуальной чистоты (речь идет о полном омовении) к запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. В этих случаях чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется. Например, садясь в транспорт, человек читает аят: «Субхаанал-лязии саххара лянаа хааза, ва маа куннаа ляху мукриниин, ва иннаа иляя раббинаа лямункалибуун» (см. Св. Коран, 43:13); при выходе из транспорта — «Рабби анзильнии мунзалян мубааракян, ва анта хайруль-мунзилиин» (см. Св. Коран, 23:29); или когда человека постигает несчастье, он говорит: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (см. Св. Коран, 2:156). Также нет греха в непроизвольном чтении строк Священного Корана. Не запрещено говорить «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим», «аль-хамду лил-ляях», читать «аль-Фатиху», аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» с целью поминания и восхваления Бога[23].

Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Катады аль-Ансари; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. 174, хадис № 516; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 776, хадис № 516 и пояснение к нему.

[2] Одна из причин черствости сердец и бесчувственности — это непосещение пятничных молитв, неслушание пятничных проповедей. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы [посещение мечети по пятницам для прослушивания проповеди и совершения совместной молитвы-намаза], или Аллах (Бог, Господь) запечатает их сердца. И в итоге они станут беспечными (небрежными, невнимательными)». Хадис от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 334, хадис № 40–(865); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 78, хадис № 4/1151.

Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин. Женщины в современных реалиях могут слушать проповеди в прямом эфире либо в записи через Интернет.

[3] Л. Н. Толстой.

[4] Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому постоянен и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.

[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 414–422, хадис № 6502; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 1/387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».

[6] Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

[7] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 232, хадис № 7-(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих».

[8] Хадис от Ибн ‘Умара. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 900; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 136–(442); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 566, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 583, хадис № 9869, «сахих».

[9] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 567, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.

[10] Хадис от Ибн ‘Умара. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 899; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 139–(442).

[11] Св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1683, хадис № 5238; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 134–(442); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 565, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.

[13] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадисы № 141–(443).

[14] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 142–(443); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138.

[15] См.: Св. Коран, 5:89.

[16] ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 84. Т. 2. С. 74.

[17] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 116, хадис № 305; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.

[18] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.

[19] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 308.

[20] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 588, хадис № 9986, «хасан».

[21] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 302; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538.

[22] Подробнее по теме см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146, 147; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 297, 302, 307.

[23]Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537.

Намаз

Женщина

Малое омовение

Молитва

Мусульманка

Полное омовение

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic