Проявляющие излишнюю щепетильность
и чрезмерную строгость погибнут.
Пророк МухаммадФанатизм — некоторое умопомешательство,
порожденное неспособностью вместить полноту истины.
Николай Бердяев[1]
В последние лет двадцать (конец ХХ — начало ХХI вв.) в мусульманской молодежной среде стало особенно «модным» употреблять слово «кяфир» не только в отношении представителей другого вероисповедания, но и в отношении этнических мусульман, не выполняющих религиозной практики. Поэтому, думаю, стоит расставить точки над i и выяснить, кто же «кяфир».
Такая характеристика человеческой бездуховности, как «неверующий», «атеист», обозначается в кораническом тексте словом «кяфир», которое переводится с арабского языка как скрывающий (веру), отрицающий (блага Господа), неблагодарный, неверующий, безбожник. Если пояснять смысл и значение данного слова как религиозного термина, то оно заключает в себе несколько понятий:
— отрицание сердцем и словом своей вероубежденности (куфр аль-инкяр, то есть полное отрицание Бога);
— внутреннее согласие с пророческими миссиями посланников Божьих, включая Мухаммада, но отрицание этого языком (куфр аль-‘инад, то есть упрямство);
— отсутствие веры в сердце, но присутствие ее на языке (куфр ан-нифак, то есть лицемерие);
— исключение себя из числа верующих посредством слов, действий или убеждений (куфр милля, то есть вероотступничество)[2].
Но все эти и им подобные описания присутствуют в мусульманском богословии для того, чтобы человек задумывался о себе, а не делал заключения касательно других!
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он согласился с ее основными постулатами и хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком много на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]»[3].
Тему «куфр-не куфр» на территории России и СНГ часто муссируют люди сектантской направленности, зачастую сами того не осознавая. Происходит это из-за недостатка полноценных знаний и часто встречающегося отсутствия гибкости мышления, эрудированности, да к тому же не учитываются ментальные и филологические особенности русского и других языков при подстрочных переводах с арабского или турецкого языков.
Хадис Пророка гласит: «Между [верующим] человеком и неверием — оставление молитвы». Многие, ссылаясь на этот хадис, утверждают, что несовершающий намаз является неверным. Так ли надо это понимать?
Такого рода комментарии ничего общего с высказываниями или действиями пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) не имеют. В хадисе[4] указывается на случай, когда человек уверовал, осознал важность и обязательность ежедневного пятикратного намаза, но, начав соблюдать молитвенную практику, прекратил ее. Согласно единому мнению ученых, только тот, кто отрицает обязательность молитвы, является не уверовавшим в Господа[5]. Но никто не имеет права называть человека несовершающего намаз неверным.
Обратите свое внимание на следующие хадисы.
«Набожность вот здесь, — при этом Пророк трижды указал на грудь[6]. — Предостаточно человеку зла, если он презирает или неуважительно относится к брату по вере»[7].
В своде хадисов имама аль-Бухари приводятся высказывания пророка Мухаммада, которые предоставляют уникальную возможность сохранить свою веру перед соблазном обвинений в чей-либо адрес: «Не обвиняет один человек другого в нечестии (порочности, беспутстве) и не обвиняет в неверии [потому, что если] человек таковым не является, то [обвинение] в равной степени падает на него самого»[8]; «Кто обвиняет верующего (му’мина) в неверии, то это [по греховности] подобно убийству его»[9].
В Священном Коране сказано:
«Воистину, Богу лучше известно о тех, кто сошел с верного пути, и Он, как никто другой, знает о тех, кто идет по нему» (Св. Коран, 6:117).
И в достоверной Сунне четко оговорено, что каждый, в ком была хоть пылинка осознанной веры в единственность и непостижимость Творца, тот рано или поздно выйдет из Ада, даже если в жизни мирской не совершил ни одного благодеяния[10].
Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Я знаю [мне внушено Божественным Откровением] о том, кто последним выйдет из Ада, войдя также последним в Рай. Этот человек выйдет из Ада на четвереньках [невероятно измученный продолжительным пребыванием в Аду]. Всевышний Творец скажет ему: «[Теперь] можешь войти в Рай». Он подойдет, но ему покажется, что Рай уже полон обитателями. Он вернется и воскликнет: «О Господи, я вижу, что Рай уже полон [мне там места не осталось]!» Господь снова скажет ему, чтобы отправился в Рай, но, подойдя и не видя для себя там места, [этот «несчастный»] в недоумении повторит свои слова. [Проведя человека через необычные ощущения и впечатления, Творец успокоит его:] «Можешь войти в Рай [не беспокойся, для тебя там место есть]. Тебе то, что пожелаешь, и ждет тебя там такое количество благ, которое можно сравнить лишь со всеми благами планеты Земля, помноженными на десять!»[11]
[Человек, покинувший мирскую обитель, имея частичку веры, что и спасло его в конце концов, но также неся с собою и самый большой груз грехов, что повлекло столь продолжительное пребывание в Аду, пережил невообразимый ужас и мучения в искупление прегрешений. И вот теперь, после того как он вкусил всю горечь пребывания в огненной геенне, у него появилась возможность подойти к райской обители и войти в нее. Он уже приблизился к головокружительному благоуханию райских кущ, непередаваемой красоте… Но вдруг ему показалось, что места там нет. После он узнает, что ему, самому последнему грешнику из числа верующих, дается такое количество благ, какое на Земле никто и вообразить себе не смог бы, и причем — навечно. Он вышел из Ада последним, изможденным и обессилевшим. Позади он оставил тех, кто пребудет там вечно. Услышав о том, что его ожидает, а незадолго до этого он и малого местечка для себя там найти не мог, человек воскликнул:] «Господи, не шутка ли это, ведь Ты — Властелин всего?!»[12]
Пророк Мухаммад, рассказав хадис и упомянув невообразимое количество благ, что будут ожидать данного человека, подчеркнул: «Это — самая низшая ступень Рая [самое малое по райским меркам для самого грешного из числа верующих]»[13],[14].
«Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой» (Л. Толстой).
Трагедия взаимных обвинений и поиска в других качеств безбожника состоит в том, что силы, энергия, возможности тратятся на вредное, бесполезное, на мелочи, препирательства, хотя все как будто бы стремятся быть ближе к Богу. Не пришло ли время совместно созидать, пусть даже узким кругом единомышленников?![15]
«О верующие, будьте стойки во имя Аллаха (Бога, Господа), а свидетельствуя, будьте справедливы (правдивы). Пусть же ненависть и неприязнь отдельных людей [не пробуждают в вас ответной реакции и] не ведут к проявлению вами несправедливости. Будьте же [во всем и со всеми] справедливы! Это ближе к набожности [это приближает вас к набожности]. Бойтесь Бога [пусть трепет пред Ним напоминает вам об обязательности в делах, постоянстве в выполнении религиозной практики и стойкости в следовании высокой морали и нравственности]. Ему (Всевышнему) ведомо абсолютно все, что вы делаете» (Св. Коран, 5:8).
В хадисе от аль-Бухари и Муслима говорится, что тот, кто пропустит намаз без уважительной причины, становится кяфиром. А если человек вообще не читает намаз, он тоже кяфир? Можно ли здороваться по-мусульмански с таким человеком?
Упомянутый вами «хадис» является чьей-то выдумкой или злой шуткой. Напомню смысл достоверного хадиса о том, что лгущий в адрес Пророка (приписывающий ему то, что он не говорил) уготавливает для себя тем самым место в Аду[16].
Правда ли, что человек, который не признает мушрика (многобожника) мушриком, сам становится таковым? При условии, что этот мушрик сам себя считает мусульманином, но еще не знает, что своими действиями совершает ширк (многобожие). Марьям.
С кем вы общаетесь?! Это — неправда!
Ширк или не ширк, куфр или не куфр — в реалиях современности очень не советую вообще в эти темы входить и читать переводные брошюрки по этому поводу. Такое может постепенно вылиться в проблемы для личной веры, психики, а также ограничить ваше мышление и мироощущение. Когда эта болезнь начинает прогрессировать, остановить ее становится все сложнее и сложнее.
Напомню вам очень важные в данном контексте слова из Священного Корана:
«Призывай [словами, но в первую очередь — показывая на собственном примере, своими успехами, делами и поступками] к пути Господа (1) с мудростью [что для обычных верующих в немалой степени приобретается изучением и анализом, умением проецировать полученные знания на собственную жизнь] и (2) хорошим увещеванием [что требует также немалых усилий: словарный запас, основы риторики и психологии, спокойствие души, сдержанность эмоций]. (3) [Если доказываешь что-то, то] убеждай тем, что наилучшее [имея эрудированность в данном вопросе, логическое мышление, умение слушать и слышать другую сторону, хотя чаще лучше промолчать и оставить собеседника наедине с ранее сказанным тобою].
Воистину, Господь твой лучше всех осведомлен о том, кто потерял верный путь, и о том, кто идет в правильном направлении. [Не делай поспешных выводов, говоря о вере или праведности других, не принижай их достоинства. Твое дело — изложить информацию, донести ее и показать практику применения]» (Св. Коран, 16:125);
*
«Отвернись от того, кто отворачивается от Нашего [говорит Господь миров] напоминания [о том, как достойно прожить земную жизнь, не потеряв счастье в вечности. Не трать себя и свое время на тех, кто] не желает [ничего], кроме земной обители [строит лишь земные планы, видит только мирские перспективы, не задумываясь о том, что после смерти, после Судного Дня]. Это тот уровень, которого они смогли достичь в познаниях [на нечто большее (шире посмотреть, приглядеться и постараться увидеть дальше привычного) они не способны, преднамеренно лишают себя такой возможности]. [При этом, о человек, не торопись с выводами касательно других людей, анализируя внешние факторы и проявления.] Поистине, Господу твоему лучше кого бы то ни было известно о тех, кто сошел с верного пути, и о тех, кто следует ему» (Св. Коран, 53:29, 30);
*
«Поистине, Господь твой лучше кого бы то ни было знает тех, которые сошли с Его пути, и лучше кого бы то ни было знает тех, которые идут прямой стезей [а потому не обвиняйте и не оскорбляйте других, а работайте над собою, пока есть такая возможность, есть силы и время]» (Св. Коран, 68:7).
И еще в Коране сказано:
«Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств, подозревая, додумывая] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки других]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего [куски мяса от тела другого мертвого человека]?! Вам ведь противно это?! [Столь же противными должны быть домыслы и злословие в адрес другого!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).
Утверждения о том, что человек, что-то сказав или сделав, становится кяфиром (безбожником) или мушриком (язычником), — домыслы отдельных ученых прошлых веков, а порой и нашего времени. Обоснованность у этих домыслов лишь косвенная. Подобные утверждения о безбожии, многобожии или лицемерии кого-то — крайне пагубная тенденция современности. Такое «размахивание шашкой» противоречит сути Корана и Сунны. Доказательств можно привести довольно много, но ограничусь лишь вышеприведенными аятами и следующими достоверными хадисами.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний].
А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]»[17].
По этой же теме есть и такой хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности].
А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]»[18].
Если человек сомневается и не знает, насколько он впал в куфр (неверие), покаявшись, должен ли он совершить полное омовение (гусль) и обновить брак? В одной книге написано, что дела впавшего в куфр аннулируются. Так ли это?
Книги, подобные упомянутой вами, рекомендую не читать и выбросить из головы сомнения, порожденные ими. Вы хорошо знаете, что вера — в вашем сердце, и укрепляется она благими делами и помыслами, а потому нет необходимости ни «совершать», ни «обновлять».
В общении же советую: если ваш собеседник раздражается по каждой мелочи, постоянно клянется Богом (вал-лахи, бильл-ляхи), через слово говорит «астагфирулла», упоминая других, а тема куфра-безбожия не сходит с его уст, то будьте осторожны с ним, а лучше вообще избегать таковых. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетилен и чрезмерно строг». Он повторил эти слова трижды[19].
И не забывайте один из наиважнейших хадисов, по мнению мусульманских богословов: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[20]. Великий имам аль-Бухари поставил этот хадис в своем своде хадисов под первым номером!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Николай Бердяев (1874–1948) — писатель и публицист.
[2] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха‘ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 383.
[3] Хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, 397, хадисы № 1734, 1735 и пояснение к ним; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1925, хадисы № 6103, 6104; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 56, хадис № 111–(60).
[4] «Между [верующим] человеком и неверием (язычеством, безбожием) — оставление молитвы». Хадис от Джабира; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 190, хадис № 3170; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 61, хадис № 134–(82); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 510, хадис № 4678, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 742, хадисы № 2623–2626, все «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 313, хадис № 400.
[5] Подробнее см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 313, 314, пояснение к хадису № 400.
[6] То есть корни набожности и богобоязненности формируются не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, а из благородных качеств и характеристик души.
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 13/236, а также 14/237; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 569, хадис № 1932, «хасан».
[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1909, хадис № 6045.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1910, хадис № 6047.
[10] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 8. С. 490.
[11] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 735, хадис № 2600, «хасан сахих».
[12] Как передает Ибн Мас‘уд, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует), произнеся эти слова, засмеялся, да так, что были видны его коренные зубы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510, хадис № 6571.
[13] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2054, хадис № 6571; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 510–543, хадис № 6571 и комментарий к нему.
Разные варианты (риваяты) текста данного достоверного хадиса см., например: Аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 499; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 105, хадис № 312–(189); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 44, хадис № 312–(189); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 467, хадис № 2322; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 673.
[14] Подробнее об Аде и Рае читайте, например, в моей книге «Потусторонние миры».
[15] Тем, кто впал в эмоциональную или интеллектуальную зависимость от людей, обвиняющих других в язычестве или безбожии, рекомендую обратить внимание на их поступки, обязательность в долговых или торговых взаимоотношениях; на атмосферу в их семье (отношение к жене, детям, родным), а также ремеслу (работа, карьера). По плодам их, по результатам многолетней деятельности в различных областях жизни вы сможете дать им очень даже точную личностную характеристику. Также советую обратить внимание на тот рост (в том числе и духовный) либо деградацию, которые произошли или произойдут с ними через десять лет после начала активного поиска в других безбожия, лицемерия, язычества. Это вам о многом скажет. Мой более чем 25-летний опыт близкого общения с верующими самых разных национальностей и возрастов говорит о том, что от обвиняющих других в безбожии и испытывающих ненависть к другим «ради Аллаха» следует держаться подальше.
[16] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 61, хадисы № 106–109.
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».
[18] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».
[19] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1071, хадис № 7–(2670); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № 7–(2670); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 398, хадис № 1/1738, «сахих».
[20] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 21, хадис № 1.