Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Человек, в ком присутствует воодушевление и кипучая энергия, достигает уровня, недостижимого для беспечных и аморфных. Оценка и анализ активности людьми с подлинной верой и жгучим рвением к действию отличается от оценки действий людей, пронизанных сомнениями и инертностью. Мы видим, как в очень холодную ночь во время битвы у рва по поручению Пророка ﷺ Хузейфа ибн Яман[1] отправляется узнать о положении дел многобожников, казалось бы, подвергая себя опасности и мучениям, однако вот что он говорит: «Я шел, будто находясь в бане»[2]. Пыл веры согревал его теплом настолько, что он устремился выполнить возложенную на него задачу, словно стрела, выпущенная из лука.
Именно этот пыл привел мусульман к победе, разрушив то, что формировалось многие века из власти тирании и беззакония, хотя на тот момент невозможно было себе представить, что подобное правление когда-нибудь канет в лету.
Основой является вера, что углубляется и питает сознание и чувства вместе, подпитывая корни своего древа приумножением познаний о Всевышнем, ощущением Его величия и благ.
Такова методология Корана, разъясняющая и побуждающая людей к познанию Аллаха. Этот метод пробуждает покорность любви и жертвенности, восхищения величием и признания благоденствия, а не покорность унижения и отрицания воли.
«Скажи [Мухаммад]: «Хвала Богу [за то, что повел меня по верному пути] и мир (спокойствие) тем из Его рабов, кто избран Им [для выполнения важной миссии]. Аллах (Бог, Господь) лучше ли или то, что вы обожествляете помимо Него?!
Сотворивший ли небеса и Землю [из ничего], низведший с неба воду, посредством которой взрастил Он прекрасные сады [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Вы [без Божьей помощи и созданных Им причин] не в состоянии вырастить даже одного дерева [не говоря уже о его плодах]! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом [сотворившим все это]?! Нет же, они — народ приравнивающий [к Богу то, что с Ним не сравнимо и никак не связано].
Тот ли, Кто отвечает на молитву оказавшегося в трудной ситуации и разрешает проблемы (устраняет неприятности), [Тот ли, Кто] сделал вас наследующими землю одни за другими, [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом?! Вы редко когда задумываетесь [об этом и обращаете свое внимание на подобное]!
Тот ли, Кто направляет вас на верный путь в непроглядной темноте суши и моря, а также отправляет ветра радостной вестью перед [проявлением] Его милости, [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе с [Одним и Единственным] Богом [сотворившим все и вся]?! Он [Творец всего сущего] выше всего того, что вы приравниваете к Нему.
Тот ли, Кто изначально творит, а после [всеобщего Воскрешения из мертвых] возвращает к жизни, [Тот ли, Кто] дает вам удел (наделяет благами) с небес и земли [лучше или то, что вы обожествляете помимо Него]?! Разве может быть [какой-либо еще] бог вместе
с [Одним и Единственным] Богом [пожелавшим всего этого]?! Скажи: «Если вы правдивы, тогда представьте [убедительные] аргументы [в пользу многобожия]!» (Св. Коран, 27:59, 60, 62–64)
Воистину, подобное беспрерывное испрашивание открывает перед душами людей далекие горизонты осознанной веры и подталкивает их отдаться лишь ей, избавившись от примесей многобожия подобно тому, как возвышенные личности отказываются от никчемных игр и забав. Как известно, многие аяты призывают задуматься и взглянуть на творения Всевышнего. Возможно, иногда душа в моменты обольщения или забытья нуждается в неком устрашении, обуздании и сдерживании прихотей, но это нисколько не противоречит положению, приведенному выше. Поистине, строгость отца к сыну не изменяет отцовской природы с присущей ей снисходительностью к ребенку.
Священный Коран, указывая на признаки могущества Всевышнего Аллаха и тем самым приводя в движение огромный человеческий потенциал, пытается подобно легкому укалыванию пробудить притупленные чувства с тем, чтобы человек обратил внимание и призадумался, а нисколько не с тем, чтобы закрылся в себе и струсил.
«Разве ты [человек] не видишь, как Аллах (Бог, Господь) низводит с неба воду и ведет ее источниками по земле (в земле)? После Он [посредством установленных Им на земле законов] выводит ею [принявшей форму подземных вод или водных источников] разноцветные (разных видов) растения [хотя сама она бесцветна]. [Заметь, о человек, что вода не пропала в раскаленных недрах Земли, а все так же близка в безвозмездном служении тебе!] Затем они (растения) проходят этап бурного [развития], и ты видишь их [уже] пожелтевшими. Через некоторое время Господь [посредством установленных Им на земле законов] превращает это в остатки [в нечто мертвое, безжизненное]. Поистине, в этом — напоминание (наставление, назидание) для обладателей разума. [Посредством ассоциативного мышления благоразумные призадумаются над течением жизни не только растений, но и своей собственной, что сможет мотивировать их к большей дисциплине в важном и нужном].
Кому Аллах (Бог, Господь) раскроет сердце для покорности Ему [для осознания сердцем и практической реализации в делах смыслов заключительного Писания и наставлений последнего из посланников Божьих — Мухаммада], такой человек приобретет свет от Бога. [Его жизненный путь станет более ясным и понятным для него, «освещенным», мотивация заменит инертность, дисциплина — беспечность, напористость в благом и праведном устранит с его пути малодушие, леность, а жизнерадостность наполнит его душу настолько, что грусти и печали станет невыносимо тесно.] Разве [такой человек похож на жестокосердного, бессердечного]?! Горе тем, чьи сердца черствы к упоминанию Бога [безразличны к этому и бесчувственны. Божественные наставления и назидания не находят отклика в их душах, окаменевших сердцах]. Таковые — в очевидном заблуждении!» (Св. Коран, 39:21, 22).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хузейфа ибн аль-Яман аль-‘Абси — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Мекке, жил в Медине. Именно ему посланник Всевышнего раскрыл список лицемеров, потому он считается носителем секрета Пророка. Умер в 35 г. по хиджре (656 г. по григор.).
[2] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая [Начало и конец]. В 21 т. [б. м.]: Хиджр, 2003. Т. 6. С. 65.