Супружеский союз от Адама и Евы до наших дней

Согласно кораническому Откровению супружеский союз между мужчиной и женщиной — одна из важных Божьих заповедей, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и преимущества семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.

По воле Творца браку было предопределено стать одним из самых значимых социальных институтов на протяжении всей человеческой истории. Свидетельством того, что от начала Сотворения Всевышний предназначил особую роль брачному союзу, стал пример благословенного супружества первочеловека, пророка Адама и Евы (Хавы). Именно эта — первая в истории супружеская чета — имела особую благодать Господа, ибо, по определению Свыше, Адам и Ева стали прародителями всего человечества.

Исламское право, основывающееся на Божественном Откровении Священного Корана и пророческом Предании (Сунне), определяет брак как духовную ценность и особый договор пред Творцом, именем Которого освящается супружеский союз между мужчиной и женщиной, их совместный жизненный путь.

«Аллах (Бог, Господь) из вас же самих [из той же квинтэссенции] сделал для вас представителей противоположного пола, посредством которых [для женщин — мужья; для мужчин — жены] у вас рождаются дети [а затем] и внуки», — гласит Священный Коран (см. Св. Коран, 16:72).

Неверное, обывательское представление о мусульманском браке, широко бытующее в обществе, рисует довольно мрачную картину: грозный муж-многоженец заставляет жен трепетать от его гневного взгляда и подчиняться ему во всем. Считать подобный порядок исламским идеалом — значит издевательски насмехаться над Исламом или абсолютно не понимать постулаты этой религии. Бог заповедал мужу и жене строить семью на основе любви и согласия, без какого-либо принуждения:

«И когда женщина опасается сурового отношения или равнодушия со стороны своего мужа, не будет грехом для них, если они придут между собой к согласию (примирению). Ведь согласие (примирение) — лучше всего. <…> Если вы творите добро [умеете злобные и истеричные чувства преобразовать в доброту друг к другу и вежливость; разрушительную энергию стараетесь перевести в созидательное русло] и боитесь [Бога поступать недобропорядочно, грубо, особенно по отношению к тем, кто находится на вашем попечении и под вашей опекой], истинно, Аллаху (Богу, Господу) ведомы все ваши деяния [за благое Он воздаст вам соответствующим благом в мирском и в вечном, а за зло и безответственность — тем, чего заслуживаете. Не забывайте, все вернется к вам тем же][1]» (Св. Коран, 4:128).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[2].

Что касается полигамии (многоженства) в Исламе, то и здесь сложившиеся устойчивые стереотипы мешают многим объективно взглянуть на существо данного вопроса. Хотя кому-то это покажется парадоксальным, но в рамках монотеистической традиции именно в Исламе многоженство канонически ограничено четырьмя возможными браками (одновременно можно иметь не более четырех жен).

Согласно Ветхому Завету полигамия была обыденным и широко распространенным явлением того времени. Моисеевы каноны никак не ограничивали количество браков (Быт. 29:16–30; 1Цар. 1:1, 2; 1Цар. 25:42, 43 и т. д.). К примеру, Сулейман (Соломон), как упоминается в Ветхом Завете, имел семьсот жен (3Цар. 11:3). В текстах Евангелий нет прямых запретов на полигамные браки. Только апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что «епископ должен быть <…> одной жены муж» (1Тим. 3:2).

Священный Коран, определяя единобрачие как основу супружеского союза, в то же время допускает возможность повторных браков, оговаривая это соответствующими условиями и строго ограничивая количество браков до четырех. Ислам не призывает к многоженству, но, учитывая возможные объективные и субъективные обстоятельства, предлагает гибкий механизм регулирования некоторых проблем.

«Он [Господь миров] Тот, Кто сотворил вас из одной души [из одной квинтэссенции] и сотворил из нее ей пару [то есть человечество началось, по воле Всевышнего, с сотворения Адама и Евы], чтобы было им вместе спокойнее (уютнее, чтобы было к кому испытывать симпатию, чувствовать влечение; любить; делиться сокровенным, находить утешение, разделять радость). И когда окутал (познал) он [супруг] ее [свою супругу], она забеременела, неся в своей утробе легкий (не отягощающий) эмбрион, и [мать] проходила [эту начальную стадию] вместе с ним. Когда же [эмбрион подрос и] стал тяжелым [приблизилось время родов], они [мать и отец] обратились с мольбою к Господу: «Если Ты дашь нам благочестивого (доброго; здорового) ребенка, мы непременно будем благодарны Тебе!» (Св. Коран, 7:189).

Каждый ребенок в семье — дар Божий, требующий особого внимания и заботы. 

Священный Коран содержит строжайший завет Господа людям:

«Не убивайте своих детей, боясь бедности (нищеты)! Мы накормим и вас, и их» (см. Св. Коран, 6:151).

В этих словах — назидание для людей на все времена: дети в семье не тягость, а благоволение Господа к родителям. Должное воспитание детей есть почетное право и большая ответственность родителей пред Ним.

Правильные взаимоотношения родителей и детей в семье, воспитание ребенка в духе богобоязненности, религиозной морали и нравственности являются одними из важнейших исламских принципов семейной жизни.

«[Набожные люди, устремленные к Богу, они те] кто молит [Бога]: «Господи, пусть жены наши (мужья), а также дети (потомки) явятся радостью наших очей [всегда, и даже после смерти, будут радовать нас своей верностью и правильностью, усердием, целеустремленностью и богобоязненностью]. И сделай нас предстоятелями [показательным положительным примером] для людей набожных [чтобы в ближайшем нашем окружении, а также среди тех, кто следует нам в том или ином, были именно такие люди, являющиеся либо постепенно становящиеся таковыми]». Люди [чьи характеристики были упомянуты ранее] заслужат пребывания в Раю [на высших его уровнях] за проявленное ими [на протяжении десятилетий сознательной жизни] терпение [в том числе и перед такими великими соблазнами, как: конфликтность и нетерпимость к другим; жадность и скупость; посягательство на жизнь и честь других, а также «сладостный» грех прелюбодеяния; ложь, лень, пассивность и безразличие к происходящему]. Там их [сторонящихся непристойного, неприличного, апатичного] радушно встретят и примут [ангелы]» (Св. Коран, 25:74, 75).

Почтение к родителям со стороны детей — признак крепости и духовного здоровья семьи.

«Мы [говорит Господь миров] завещали человеку благодетельствовать к родителям своим [совершать добрые поступки по отношению к ним и делать это наилучшим образом].

Мать носит его [будущего человека, сына или дочь] с трудом во чреве и с трудом рожает. [Отцам следует услышать всю глубину этих слов и относиться к своим женам по-доброму, особенно в этот непростой для них период.] Ношение его [младенца, сына или дочери] и отлучение от груди — тридцать месяцев[3]. [И продолжается его жизнь в родительском окружении и внимании до тех пор] пока не достигнет зрелости [когда человеку уже следует брать на себя серьезную ответственность и обязанности — высшее образование, работа, семья, обустройство личной жизни, общественное положение].

А когда [человек] подойдет к сорока годам [духовно, интеллектуально и физически развиваясь с юности, воспитывая в себе устойчивую к жизненным изменениям личность; набрав уже много опыта и мудрости], он скажет [обращаясь к Творцу]: «Господи, внуши мне быть [еще более] благодарным Тебе за дарованное мне и моим родителям, [внуши] чтобы совершал правильные поступки [дабы не терять стезю благонравия], которыми Ты будешь доволен. И даруй мне праведность (благочестие, благонравие) в моем потомстве [как и во всем том, что я оставлю после себя на этой земле]. [Хотя я не совершал очевидных злодеяний и преступлений, являясь верующим с детства, я все же не ангел, а потому] каюсь пред Тобою. И поистине, я из числа мусульман (покорных Тебе, Господи)» (Св. Коран, 46:15)[4].

«Рай находится под ногами [ваших] матерей», — говорил пророк Мухаммад[5].

«Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «тьфу!»[6] [проявляя эмоции, выказывая недовольство], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты [сумей остудить свой пыл и прояви милосердие], [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).

Таким образом, узаконив добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви, осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Господь миров, Дарующий благо, заповедал супругам основополагающие принципы семейной жизни — веру в Бога, покорность Ему и упование на Него, любовь и согласие меж собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства. Именно на таком фундаменте должен зиждиться мусульманский семейный очаг.

«Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[7], — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Священный Коран завещал людям святость и неразрывность супружеских уз. Но в отличие от некоторых других религиозных традиций[8] исламское учение не настаивает на абсолютной категорической нерасторжимости брачного союза. Призывая к укреплению семьи, терпению и взаимному согласию супругов, Ислам в то же время допускает развод, оставаясь религией, тонко чувствующей жизненную реальность; религией, не только зовущей к духовным высотам, но и учитывающей повседневные нужды и чаяния каждого человека в его земной жизни.

«Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу то, что больше ее сил (возможностей)» (см. Св. Коран, 2:286).

Указанные принципы положены в основу исламского канонического законодательства о браке. Нормы фикха, регулирующие вопросы брака, были глубоко и детально разработаны уже в первые два столетия исламской истории, то есть в VII–VIII вв. н. э. и имели важнейшее значение для дальнейшего развития и совершенствования института брака в рамках монотеистической традиции и для восполнения возникших к тому времени правовых пробелов в этой области.

Проистекающие из Священного Корана и Сунны установления о браке были детально разработаны выдающимися богословами и факихами (правоведами), основателями богословско-правовых школ Ислама имамами Абу Ханифой, Маликом, аш-Шафи‘и и Ахмадом ибн Ханбалем, а также аль-Авза‘и, ан-Наха‘и и другими учеными. На основе их наследия в последующие века, вплоть до наших дней, выдающиеся муджтахиды продолжают исследовать и развивать исламское законодательство о браке.

Несомненно, эта книга не претендует на то, чтобы раскрыть положения исламского законодательства о браке и тонкости внутрисемейных отношений во всей полноте. Некоторые темы остались «за кадром». Однако, учитывая особую важность вопросов семьи и брака, этот труд призван дать общее представление о брачном праве, разъяснить его некоторые положения и постараться показать современную реальность во всем ее многообразии, в чем помогли тысячи вопросов, пришедших от моих читателей и посетителей сайта umma.ru[9].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробные пояснения к аяту см., например: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 1. С. 241, 285, 286; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 300–313.

[2] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

[3] В другом аяте сказано: «И завещали [повелели] Мы [говорит Господь миров] человеку быть [предельно благородным, благодетельным и благодарным] к своим родителям [к матери и отцу]. [Во чреве] носила его мать, с трудом (слабея и теряя силы) [в период беременности, родов и кормления]. Отнятие его от груди происходит в течение двух лет [кормит мать грудью на протяжении двух лет]. А потому [о человек] будь благодарен Мне [говорит Создатель, Господь миров, за опеку и возможности, предоставляемые тебе через родителей] и [будь благодарен] своим родителям, [не забывая, что по завершении земной жизни] ко Мне возвращение» (Св. Коран, 31:14).

[4] Ср.: пятую заповедь, данную Моисею на Синае: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12); а также послание апостола Павла ефесянам: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1).

[5] Хадис от Анаса; св. х. аль-Хатыба. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 221, хадис № 3642, «хасан».

[6] В аяте используется арабское междометие «уф», выражающее недовольство, нетерпение.

[7] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 248, хадис № 2178; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 2018.

[8] Согласно Ветхому Завету развод есть грех, противоречащий Божественному замыслу о браке, как вечному, длящемуся всю человеческую жизнь союзу. Но Бог позволил развод только по причине человеческого жестокосердия. В Новом Завете вновь утверждается идеал вечного союза в супружеских отношениях: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9; Мф. 19:6). Иисус (мир ему) разрешал развод исключительно в случае супружеской неверности: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). Апостол Павел разрешал развод в смешанных браках, когда один из супругов оказывался неверующим.

[9] Наиболее интересные вопросы были включены в эту книгу. Имена задавших их изменены, возраст оставлен без изменения.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1