4 аспекта веры мусульман
1. Вера — это надежда на счастливую вечную жизнь и спасение души, это приверженность духовной практике и ритуалам.
Вера не есть нечто, лежащее на обочине жизни, чем мы можем пренебречь, о чем можем забыть. Нет, она есть важная составляющая жизни и сути человека. И именно от нее, веры, зависит счастье и благополучие в вечности: либо навечно все у тебя хорошо, либо у тебя вечные мучения в Аду. Любой разумный должен хотя бы задуматься над этим.
Как мусульманин, работающий с арабскими первоисточниками с 1992 года, хочу подчеркнуть и отметить, что вера не лишит вас земного благополучия, а приумножит его как в качестве, так и в количестве. А бонусом – откроет вам светлые перспективы в вечности.
Религиозная практика (молитва-намаз, пост, закят, хадж) – это не сложные ритуалы (лишь новички и невежды усложняют их собственными домыслами), а тренировка, воспитание души и духа человеческого. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет»[1].
Религиозные запреты – это не ограничение или тюрьма, а защита разума, тела, чести и достоинства, защита семейных ценностей и потомства.
В обязательствах пред Богом и людьми, а также сторонясь явно запретного, верующий не теряет, а лишь приобретает, в том числе душевное спокойствие и размеренность жизни. Она начинает наполняться смыслом и осознанием.
Человек, живущий без веры в Бога, живет лишь желаниями и страстями.
2. Важные качества верующего:
— Чтение им Корана приумножает веру, поднимает ее выше, расширяет просторы души, сознания, интеллекта; придает большую глубину осознанию происходящего;
— Верующий полагается на Господа, делая все, что в его силах и возможностях;
— Он выстаивает обязательную молитву, но в то же время вера для него нечто большее, чем механическое совершение время от времени отдельных религиозных ритуалов;
— Он отворачивается от всего бесполезного, игнорирует его, безразличен к нему из категории слов, дел, поступков, времяпрепровождения, не говоря уже о вредном;
— Он знает, что такое духовное очищение: умеет зарабатывать и делиться с теми, кто нуждается в помощи и поддержке; он жертвует собою — своим временем, силами, возможностями во имя процветания веры и благочестия.
Думать, философствовать, фантазировать и размышлять о важном – одно, а быть убежденным в этом – совсем другое. Во втором случае это становится частью тебя, твоего внутреннего мира, частью твоей призмы взгляда на жизнь. Ты пропитываешься правильным и праведным убеждением до мозга костей, и оно помогает тебе не останавливаться на достигнутом, идти дальше, не унывать, а преодолевать и побеждать.
3. Цель жизненного пути человека – трудиться, стремиться, изучать, приобретать знания и навыки, становиться мастером своего дела, созидать, чувствуя ответственность пред Богом и людьми, и в процессе всего этого познавать Бога.
В Коране сказано:
*
Человек верующий имеет целью в жизни нечто много большее, чем он сам и его страсти, желания.
4. Вера приумножает душевное спокойствие.
Человек без веры в Бога, Его всемогущество и жизнь после смерти порабощаем все большим количеством тревог, беспокойств и страхов:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.
[2] Весь смысл их жизни крутится вокруг того, чтобы заработать на кусок хлеба: сначала просто хлеба, затем, если появляется достаток, — с маслом, а после, например, — с икрой черной.